Вторая серия (1992-1997)
В 1992 году на ГАЗ-3102 «Волга» произошли изменения:
- Бензобак был перемещен на прежнее место (под багажник).
- У наружных зеркал появились пластмассовые корпуса и ручки для регулировки положения стекол из салона. Запаска стала крепиться к полу багажника.
- Установили поплавковый датчик уровня на крышке бачка с тормозной жидкостью.
- В салоне изменилась панель приборов, форма педалей и ручка рычага МКПП.
В 1994 году отказались от форкамерного двигателя. Его заменил ЗМЗ-406, имевший следующие характерными особенности:
- Чугунный блок цилиндров вместо силуминового;
- Цепной привод на промежуточный вал с приводом масляного насоса;
- Четыре клапана на каждый цилиндр;
- Цепной привод на два распредвала.
На ЗМЗ-406 была установлена комплексная система управления двигателем, выполнявшая функции карбюратора, прерывателя-распределителя, ручек управления жалюзи и воздушной заслонкой. Основные технические характеристики ЗМЗ-406:
- Объем — 2,3 литра;
- Мощность — 110 кВт (130 л. с.);
- Наибольший крутящий момент — 206 Н*м;
- Бензин — АИ-93э;
- Экологический класс — Евро-1.
С этого же года стали использовать общую емкость для очистки ветрового стекла и фар, на бачок установили второй насос.
Силовая установка
Двигатель, который был установлен на ГАЗ-3102 в 1982 году, был не совсем обычной конструкции и оснащался форкамерно-факельным зажиганием, которое работает в режиме ЛАГ-процесса (лавинной активации горения). Первые форкамерные моторы появились на Горьковском автозаводе еще в пятидесятые годы, в период поисков новых технологий, обеспечивающих экономию топлива. Метод не прижился, вскоре от факельного зажигания отказались. Двигатели ЗМЗ 4022.10 в дальнейшем оснащались традиционными свечами зажигания.
Однако работы по совершенствованию силовой установки ГАЗ-3102 продолжались, так как тяжелая машина потребляла сравнительно много горючего. Ситуация разрешилась, когда в 1992 году появилась возможность импортировать японские моторы Toyota 3RZ-FE, достаточно мощные и экономичные. А в 2006 году на Горьковский завод стали поступать американские моторы Chrysler EDZ.
Автомобиль ГАЗ-3102, двигатель которого в отечественном варианте оставлял желать лучшего, стали оснащать импортными моторами. Такая практика продолжалась в течение нескольких лет, вплоть до снятия машины с производства. Технические характеристики всех моторов, устанавливаемых на ГАЗ-3102, были примерно одинаковыми, объем цилиндров — 2,3-2,5 литра, мощность — 103-130 л. с.
Силовая установка
Двигатель, который был установлен на ГАЗ-3102 в 1982 году, был не совсем обычной конструкции и оснащался форкамерно-факельным зажиганием, которое работает в режиме ЛАГ-процесса (лавинной активации горения). Первые форкамерные моторы появились на Горьковском автозаводе еще в пятидесятые годы, в период поисков новых технологий, обеспечивающих экономию топлива. Метод не прижился, вскоре от факельного зажигания отказались. Двигатели ЗМЗ 4022.10 в дальнейшем оснащались традиционными свечами зажигания.
Однако работы по совершенствованию силовой установки ГАЗ-3102 продолжались, так как тяжелая машина потребляла сравнительно много горючего. Ситуация разрешилась, когда в 1992 году появилась возможность импортировать японские моторы Toyota 3RZ-FE, достаточно мощные и экономичные. А в 2006 году на Горьковский завод стали поступать американские моторы Chrysler EDZ.
Автомобиль ГАЗ-3102, двигатель которого в отечественном варианте оставлял желать лучшего, стали оснащать импортными моторами. Такая практика продолжалась в течение нескольких лет, вплоть до снятия машины с производства. Технические характеристики всех моторов, устанавливаемых на ГАЗ-3102, были примерно одинаковыми, объем цилиндров — 2,3-2,5 литра, мощность — 103-130 л. с.
Трансмиссия
Трансмиссия для ГАЗ-3102 подбиралась поэтапно, первоначально планировалась установка планетарного агрегата с гидромеханическим приводом. Но неповоротливость плановой системы СССР в очередной раз сыграла свою роль, и новый автомобиль получил коробку передач от своего предшественника, ГАЗ-24. Трансмиссия потребовала доработки, так как ГАЗ-3102 находился в другой весовой категории, и его масса требовала иных соотношений шестерен прямой передачи. В конечном итоге автомобиль стали оснащать модернизированной коробкой передач, четырехступенчатой механической, которая была далека от конструктивного совершенства.
Первая серия (1981—1992)[править | править код]
ГАЗ-3102 первой серии на службе в болгарской полиции. Отличительная черта ранней серии — номерной знак под бампером и люк бензобака у задней двери
Салон от ГАЗ-3102, установленный в ГАЗ-31029.
Первые серийные экземпляры изготовили 13 февраля 1981 года, приурочив это событие к ХХVI съезду КПСС и 50-летию ГАЗа. Полноценное серийное производство началось в апреле 1981 года. ГАЗ-3102 выпускался на главном конвейере Горьковского автозавода параллельно с ГАЗ-24. Цветовая гамма окраски кузовов новой «Волги» состояла из чёрного, белого, серого и бежевого цветов.
Изначально эти автомобили распределялись только в гараж особого назначения, обслуживавший членов политбюро ЦК КПСС. В процессе эксплуатации у ранних ГАЗ-3102 стали выявлять первые серьёзные недостатки: двигатель с форкамерным зажиганием часто перегревался и требовал предельно точной настройки карбюратора и угла зажигания. Из воспоминаний В.Н. Носакова:
В 1985 году появились первые небольшие косметические изменения:
- радиаторная решётка стала одной деталью (ранее она состояла из трёх частей);
- дополнительные поворотники на передних крыльях;
- Номерной знак переместился из под бампера на бампер спереди (резиновый молдинг стал состоять из двух половин)
- Некоторые предметы салона (ручки стеклоподъёмников, механизм катушки ремней безопасности передних сидений и т.д.)
В советское время объёмы производства ГАЗ-3102 не превышал 2-3 тысяч автомобилей в год. Это объяснялось тем, что ГАЗ-3102 распределялись только в гаражи, обслуживавшие руководство министерств и ведомств, членов обкомов и ЦК, а также командование военных и силовых ведомств. Изредка ГАЗ-3102 отправлялся на экспорт в страны восточного блока. В частные руки, как было сказано выше, ГАЗ-3102 официально не продавалась.
Впервые ГАЗ-3102 официально был продан частным лицам лишь в годы перестройки: в 1990 году ГАЗ-3102 1983 года выпуска был продан на аукционе частному кооперативу за 53.000 руб. Хотя в начале 1990-х годов, когда некоторые автомобили списывались со службы, списанные ГАЗ-3102 также попадали к частным автовладельцам.
Стоимость и модернизации
Приобрести автомобиль ГАЗ 3102 на вторичном рынке не составит труда. Цена начинается от 55 000 рублей и идет выше. Чем больше стоимость, тем новее автомобиль и его общее состояние лучше. Модель пережила 5 модернизаций, которые касались различных аспектов.
Первая волна модернизации (1982-1991)
Позволила машине постепенно изменить отдельные узлы и детали. Начиная с 1984 года начали устанавливать наличие вентилируемых передних дисков тормозов. В то же самое время решили заменить главный тормозной цилиндр и упростить разводку гидравлических проводов. С 85-го года некоторые машины стали комплектоваться мотором ЗМЗ-402.10. Он имел блок цилиндров от ЗМЗ-4022.10, однако не было форкамеры.
ГАЗ-3102 1982 года
Регистрационный знак решили переместить на бампер, какой начали штамповать со специальной площадкой. Объединили радиаторную решетку, какая стала унитарной. Повторители поворотов решили вернуть на крылья, ведь этого требовали международные требования. В салоне поменяли подлокотники на дверях.
Вторая волна модернизации (1992-1997)
Тут решили вернуть опять топливный бак на прошлое место (под багажное отделение). Раньше он был над задним мостом, за задними сидениями. Наружные зеркала задней обзорности стали иметь корпуса из пластмассы и ручки для настройки стекол изнутри машины. Запасное колесо стали крепить к полу багажного отделения. Поместили наличие поплавкового датчика уровня на крышке бачка с тормозной жидкостью.
ГАЗ-3102 (1992-1997)
Внутри седана поменяли приборную панель, форму педалей и ручку рычага механической коробки переключения передач. Когда наступил 1994 год решили отказаться от форкамерного мотора. Ему на смену пришел ЗМЗ-406. Он представлял собой 2.3-литровый 130-сильный силовой агрегат, имеющий 4 клапана на каждый цилиндр и цепной привод на пару распределительных валов. Двигатель отвечал экологическому стандарту Евро-1.
Третья волна модернизации (1997-2003)
В этот период механическая коробка имела уже 5 скоростей. Возвратили промежуточную опору для карданного вала и начали установку гидравлического усилителя рулевого колеса. Карданный шарнир заменил муфту на управлении рулем. Система охлаждения была оборудована электронасосом.
Внутри поменяли отделку интерьера. Был установлен вспомогательный резонатор. Поменяли настройки обмывом фар. Колеса стали иметь не 14, а 15 дюймов. Вместо железных колпаков стали применять колпаки из пластмассы.
Форсунки омывателя стекла перенесли на капот, и они теперь подогревались. Также обновили шумовую изоляцию капота. Когда наступил 1998 год внутри автомобиля поменяли облицовку дверей. Удалили дверные пепельницы и установили наличие вещевых ящиков.
Четвертая волна модернизации (2003-2006)
Переднюю подвеску выполняли с наличием шаровых опор. Внесли некоторые перемены в механическую коробку переключения передач. Стали сзади ставить стабилизатор поперечной устойчивости.
Колесные диски были изменены, и убрали с них колпаки. Покраска наружных зеркал стала в цвет кузова. Все машины шли с задними мостами, которые имели вид балки-картера.
Пятая волна модернизации (2006-2009)
При наступлении 2006 года в индексе машины произошли изменения (вставили цифру 5), а называть машину стали ГАЗ-31025 «Волга». В это время из-за нехваток силовых агрегатов ЗМЗ-4061 некоторые машины комплектовались ЗМЗ-405 (2.46 литра), который разрабатывали для ГАЗ-3111.
Но и их было мало, поэтому стали применять американские Chrysler DCC 2.4L DOHC на 2.429 литра, которые соответствовали европейским нормам экологии Euro-2, либо Euro-3, смотря, какая была модификация. Кроме этого, поменяли расширительный бачок, стали устанавливать электрическую регулировку и подогрев внешних зеркал заднего вида.
Также добавили механизм, который регулировал рулевую колонку. Повторители поворотов уже не ставили на крылья, их поместили на наружные зеркала. Немного была обновлена доска приборов. Некоторые части машин в 2008 году получили обновление интерьера. А под конец этого года «Волгу» уже не производили.
Вторая серия (1992—1997)[править | править код]
После распада СССР государство перестало быть единственным заказчиком на ГАЗ-3102, а Горьковский автозавод был приватизирован. В 1992 году на ГАЗе было налажено производство упрощённой версии под названием ГАЗ-31029 «Волга». Все эти события привели к тому, что ГАЗ-3102 перестал быть исключительно правительственным автомобилем и стал официально продаваться в автомагазинах. К тому моменту ГАЗ-3102 претерпел очередную модернизацию.
Важным нововведением 1992 года стал полный отказ от форкамерного двигателя ЗМЗ‑4022.10, трудоёмкого в плане ремонта и настройки. Двигатель ЗМЗ‑4022.10 был заменён на стандартный ЗМЗ-402 (100 л.с.). В 1994 году в моторной гамме появился более современный ЗМЗ-406 (130 л.с.) с электронным впрыском топлива. Примечательно, что на машинах с ЗМЗ-406 место бачка омывателя фар занимал воздушный фильтр, поэтому в этом варианте омыватель фар был подключен к бачку стеклоомывателя.
Из-за удешевления производства и унификации с ГАЗ-31029 на заводе отказались от установки бака под сидением. 70-литровый топливный бак был заменён на стандартный топливный бак в 55 л. Из-за этого бак переместился под багажник за задним мостом, а люк его заливной горловины стал располагаться ниже. Всё это привело к тому, что запасное колесо из ниши в полу багажника переместилось на полку в багажнике (как и на всех остальных «Волгах»).
В салоне почти все детали со стальными вставками были заменены на пластмассовые, с приборной панель убрали конусовидные стёкла на приборах, заменив их на обычные плоские стёкла. Зеркала заднего вида стали пластмассовыми, появилась возможность регулировки зеркал из салона.
Разработка[править | править код]
Проект ГАЗ-3101
В конце 1960-х годов, одновременно с подготовкой к запуску ГАЗ-24, конструкторы Горьковского автозавода занялись разработкой более современной и премиальной «Волги». Проект получил название «ГАЗ-3101», а первый ходовой прототип был готов в 1973 году.
На снимке — выездной художественный совет Министерства автомобильной промышленности. Обсуждается натурный пластилиновый макет автомобиля работы Ления Ивановича Циколенко и Николая Ивановича Киреева. Фото из архива В. Н. Носакова, 1967 год.
Из-за почти полного отсутствия финансирования за основу был взят кузов от ГАЗ-24, подвергнув его сильным изменениям переднюю и заднюю часть. Спереди машина напоминала ГАЗ-14 с прямоугольной оптикой. Сзади появились большие фары с промежуточными вертикальными секциями. Внешне новая «Волга» отображала современные тенденции американской автомобильной моды начала 1970-х годов.
В новой машине был повышен уровень безопасности. Так, кузов получил зоны деформации и травмобезопасные утопленные наружные ручки дверей, а в салоне появились инерционные трёхточечные ремни безопасности. Бензобак был перенесён за спинку заднего сиденья.
ГАЗ-3101 получил новый салон, в котором появились современные сидения с высокими спинками и подголовниками, новыми картами дверей. Появилось новое рулевое колесо и современная травмобезопасная приборная панель из вспененного полиуретана, в которую были встроен большие круглые циферблаты приборов. Элементы салона ГАЗ-3101 отдалённо напоминали салон ГАЗ-14 «Чайка». В салоне также был предусмотрен кондиционер, электрические стеклоподъёмники и гидроусилитель руля.
На ГАЗ-3101 предполагалась установка двигателя V8 рабочим объёмом 3,0 л. и четырёхступенчатой автоматической коробки.
Единственный ходовой образец ГАЗ-3101, изготовленный в 1973 году, был доставлен в Москву для показа комиссии Министерства автомобильной промышленности. Члены комиссии в целом хорошо приняли новинку, однако ГАЗу было отказано в запуске серийного производства, так как в министерстве решили, что выпускаемого ГАЗ-24 вполне достаточно, а запуск в производство ГАЗ-3101 был бы слишком затратным. В итоге работы над проектом были заморожены.
Запуск в серию
В 1976 году на заводе всерьез задумались о замене ГАЗ-24, которая начала постепенно «отставать» от зарубежных автомобилей бизнес-класса. Тогда же было получено техзадание на разработку новой «Волги».
Новый автомобиль получил название ГАЗ-3102, за основу которого был взят нереализованный ГАЗ-3101, дизайн которого был немного обновлён. Салон был также пересмотрен, однако его стилистическое решение осталось прежним.
Автоматическую коробку передач было решено заменить на стандартную 4-х ступенчатую механическую коробку, из-за отсутствия в то время в Советском Союзе технологии серийного производства АКПП. перспективный двигатель V8 также не пошёл в серию — ЗМЗ не мог обеспечить выпуск такого двигателя для легкового автомобиля. Однако для новой «Волги» был разработан двигатель ЗМЗ‑4022.10. Этот двигатель отличался от стандартного ЗМЗ-402 тем, что имел форкамерно-факельную систему зажигания.
В каждом цилиндре имелся третий клапан, под которым стояла свеча. Горючая смесь поступала туда от третьей камеры специально разработанного для этого карбюратора К‑156. Образовавшийся в предкамере факел поджигал смесь в основной камере сгорания. ЗМЗ‑4022.10 также имел прогрессивную систему ступенчатого впуска воздуха: два клапана во впускном коллекторе обедняли смесь на малых оборотах.
Такое конструктивное решение дало прибавку к мощности двигателя на 10 л.с. — до 105 л.с., а расход топлива снизился на 2 литра — до 8,5 л. на 100 км пробега. Также снизилась концентрация вредных веществ в отработавших газах.
Была модернизирована тормозная система. Для этого была приобретена лицензия на тандемный вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) у британской компании Girling. В отличие от применявшихся до этого обычного гидровакуумного усилителя, ВУТ сохранял работоспособность всей системы даже при частичной разгерметизации какого-либо из контуров. Появились дисковые передние тормоза — впервые на советском автомобиле такого класса. В целом новая тормозная система работала эффективнее при возросшей мощности двигателя.
В конце 1980 года, когда работы над ГАЗ-3102 были практически завершены, завод получил заказ на опытно-промышленную партию новых ГАЗ-3102. 22 декабря 1980 года была собрана первая опытная партия ГАЗ-3102. Это событие совпало по времени с принятием решения о прекращении производства ГАЗ-13 «Чайка».
Интерьер
Интерьер ГАЗ-3102 разрабатывался по последней моде того времени, дизайнеры старались придать салону автомобиля впечатление роскоши, и в то же время им приходилось сдерживать свои амбиции, чтобы не перейти границы дозволенного. Стиль внутреннего убранства персональной машины советского чиновника должен был соответствовать лучшим зарубежным образцам и в то же время олицетворять советский автопром. В 70-х годах прошлого века пришла мода на отделку автомобильного салона натуральным деревом, но если западные автомобилестроители могли себе позволить такую роскошь, как панели из палисандра и т. п., то для советских производителей это было слишком накладно. Поэтому натуральную древесину попросту заменили самоклеющейся пленкой с рисунком под дерево.
Обивка салона была близкой к стандартам роскоши, сиденья и дверные панели обтягивались качественным велюром красных, зеленых и бежевых оттенков. Спинки сидений имели ортопедическую форму, благодаря чему водитель и пассажиры не уставали на протяжении длительных поездок. Пол в машине застилался натуральными коврами, такое покрытие значительно повышало уровень комфорта в салоне, а также служило шумоизоляционным слоем. Система отопления совмещалась с вентиляционными диффузорами, а поскольку в то время еще не было автомобильных кондиционеров, то внутреннее пространство ГАЗ-3102 обеспечивалось прохладным воздухом за счет эффективной вентиляции.
Ходовая часть
Ходовая часть ГАЗ-3102 на первом этапе производства была примером автомобильного анахронизма. Передняя подвеска собиралась по принципу поворотных кулаков на шкворнях, такая схема использовалась в то время на грузовых автомобилях. Надежность такой подвески была высокой, но ее узлы требовали регулярной смазки различными смазочными средствами типа «Литол». Для этого в точках смазки были установлены шприц-масленки. Амортизаторы передней подвески обладали хорошими характеристиками возвратно-поступательного действия и выдерживали значительные нагрузки.
Задняя подвеска ГАЗ 3102 была простой и надежной конструкции, кузов опирался на полуэллиптические рессоры, а для поперечной устойчивости применялась стабилизирующая штанга. В рессорные серьги запрессовывались втулки из танковой резины. Таким образом обеспечивалось бесшумное взаимодействие движущихся деталей. Амортизаторы на задней подвеске применялись гидравлические с масляными гасителями ударных нагрузок.
Тормозная система ГАЗ3102 была более современной, все компоненты производились по лицензии английской фирмы Girling. Двухконтурное сообщение гидравлики с тормозными цилиндрами действовало по сложной, но эффективной системе перепада давления в коллекторе работающего двигателя. Тормоза оснащались гидровакуумным усилителем, достаточно было легкого нажатия на педаль тормоза, чтобы включилась вся тормозная система. Ручной тормоз рычажного действия был смонтирован на задних колесах.
История автомобиля
Выпуск ГАЗ-3102 пришелся на период распада СССР, политические перемены самым неблагоприятным образом сказались на производстве, Горьковский автомобильный завод лихорадило, сменялось руководство, начались массовые увольнения, рабочие месяцами не получали зарплату. Перспективные проекты по созданию новых моделей марки «Волга» закрывались один за другим. ГАЗ-3102 по инерции производился еще три года, пока в 1992 году конвейер не остановился. Но вскоре российское правительство посчитало нужным возобновить выпуск автомобиля. Горьковский автозавод получил финансовую поддержку, и производство ГАЗ-3102 «Волга» продолжилось. К тому времени потребность в номенклатурном автомобиле значительно снизилась, поскольку многие российские чиновники пересели на иномарки. Производство ГАЗ-3102 было окончательно прекращено в 2008 году. Заводские мощности стали использоваться для выпуска микроавтобуса «Газель».
Отличия от прототипа (ГАЗ-24 «Волга»)
У ГАЗ-3102 «Волга» крыша и дверные проемы остались теми же, что на прототипе. Переходы от боковых поверхностей к капоту и багажнику были скруглены. Стыки между элементами кузова выравнивались шпаклевкой, внешний вид стал лучше, чем у ГАЗ-24. Уменьшилось число декоративных деталей. Основные отличия экстерьера:
- Передняя часть авто стала длиннее на 202 мм, увеличив зону деформации кузова, а значит, и безопасность.
Габаритные размеры газ 3102 Машина стала выглядеть более сбалансированной при взгляде сбоку.
- Появились хромированные бамперы, решетка радиатора, колпаки колес, некоторые другие детали.
- Бамперы получили резиновую окантовку, предохраняющую от деформаций при мелких толчках.
- Появились утопленные ручки дверей.
- Исчезли угловые форточки на окнах. Это повысило защиту от угона, хотя и ухудшило вентиляцию салона.
- Установлены фары немецкой фирмы Ruhla с габаритными лампочками внутри. Они расположены ниже, чем у ГАЗ-24, что улучшило освещение дороги. Доступ для замены лампочек предусмотрен из отсека двигателя.
- Появилась система омывания фар с форсунками на бампере.
- В задних фонарях совмещены все необходимые сигнализаторы (заднего хода, габаритный, торможения и катафот), добавился противотуманный огонь.
- Все сигналы поворотов увеличились в размерах и стали видны сбоку, что позволило отказаться от повторителей на крыльях.
- Противотуманные фары располагались под бампером, низкое расположение увеличивало их эффективность. Закрывались съемными кожухами.
Основные отличия интерьера:
- Панель приборов выполнена из вспененного полиуретана;
- На рулевой колонке были установлены переключатели света и указателей поворотов, а также управления щетками и обмывом лобового стекла;
- Заднее стекло оборудовалось электрическим обогревом;
- В салоне наклеивалась пленка «под дерево»;
- Кресла стали более удобными, появились подголовники;
- Улучшилась термоизоляция и понизился уровень шума в салоне (применены новые изоляционные материалы).
Автомобиль комплектовался однорядным четырехцилиндровым двигателем ЗМЗ-4022.10. Его главным отличием являлось форкамерно-факельное зажигание, то есть воспламенение горючей смеси с помощью огненных факелов, а не искры.
Разобранный двигатель ЗМЗ-4022.10
В дополнительную камеру сгорания (форкамеру) поступала обогащенная смесь и сгорала от искры свечи. Огненные факелы через два сопла попадали в основную камеру и поджигали находившуюся там обедненную смесь.
Две его камеры приготовляли обедненную смесь, одна — обогащенную. В карбюраторе имелась также полуавтоматическая система холодного запуска, водителю следовало лишь закрыть воздушную заслонку. Недостатками форкамерно-факельного зажигания являлась необходимость частой настройки и очистки сопел карбюратора, а также выделение большого количества тепла. Чтобы избежать перегрева, пришлось изменить ГБЦ и систему охлаждения.
Система охлаждения автомобиля ГАЗ 3102
Основные технические характеристики ЗМЗ-4022.10:
- Объем — 2,445 литра;
- Мощность — 75 кВт (102 л. с.);
- Наибольший крутящий момент — 182 Н*м;
- Топливо — бензин АИ-93.
Другой особенностью мотора стала система ступенчатого пуска воздуха, обеспечивающая его поступление напрямую во впускной коллектор. Этим достигался двойной эффект: экономия бензина и сокращенный выбег автомобиля при торможении двигателем. Изменилась компоновка некоторых узлов ГАЗ-3102 «Волга». Бензобак сместился вперед, его емкость возросла до 70 литров. Появился шариковый клапан давления, предотвращающий утечку бензина в случае переворачивания автомобиля.
Значительные изменения произошли в тормозной системе. Для ГАЗ-3102 «Волга» фирма Girling (Англия) разработала специальную конструкцию вакуумного усилителя. Система оставалась работоспособной при выходе из строя одного из контуров.
Передние колеса оборудовались дисковыми тормозами, разработанными совместно с той же фирмой. Были и другие изменения. Передаточное числа главной пары стало 3,9 (вместо 4,1). Запасное колесо и инструмент водителя размещался в углублении багажника. Система выпуска дополнилась вторым коллектором и глушителем-резонатором. Автомобиль комплектовался бескамерными радиальными шинами 205/70R14.
Третья серия (1997-2003)
Газ 3102 1998 года выпуска
В 1997 году у модели ГАЗ-3102 «Волга» произошли следующие изменения:
- МКПП стала 5-ступенчатой.
- Была возвращена промежуточная опора для карданного вала.
- Начата установка гидроусилителя руля.
- Карданным шарниром заменили муфту на рулевом управлении.
- Систему охлаждения оборудовали электрическим насосом.
- Изменилась отделка салона.
- Установили дополнительный резонатор.
- Изменилось управление обмывом фар.
- Диаметр колес увеличился с 14 до 15 дюймов, крепление к ступицам изменилось на болтовое (вместо шпилек). Стали использоваться шины 195/65 и пластмассовые колпаки.
- Форсунки омывателя стекла были перемещены на капот и сделаны подогреваемыми.
- Обновлена шумовая изоляция капота.
В 1998 году в салоне обновилась облицовка дверей. Были удалены дверные пепельницы, появились вещевые ящики.
Технические характеристики ГАЗ-3102
— Кузов: 4‑дв. седан (5‑мест.)
Двигатель ГАЗ-3102
ЗМЗ 4022.10, Объем 2 450 см3- Максимальная мощность:105 л.с. при 4 750 об/мин- Максимальный крутящий момент: 182 Нм при 3 000 об/мин- Разгон до 100 км/ч: 16,2 сек.
ЗМЗ-4062, Объем 2 287 см3- Максимальная мощность: 133 л.с. при 5 200 об/мин- Максимальный крутящий момент: 189 Нм при 4 000 об/мин- Разгон до 100 км/ч: 13,5 сек
Максимальная скорость ГАЗ-3102
— 163 км/ч
Коробка передач: 4-ст МКПП (1981-2003), 5-ст МКПП (1994-2008)
Габаритные размеры ГАЗ-3102
— Длина: 4960 мм- Ширина: 1820 мм- Высота: 1476 мм- Клиренс: 156 мм- Колёсная база: 2800 мм- Колея задняя: 1423 мм (1981-1996), 1444 мм (1997-2008)- Колея передняя: 1510 мм (1981-1996), 1500 мм (1997-2008)
Расход топлива ГАЗ-3102
— Расход топлива на 100 км (город): 17 л.- Расход топлива на 100 км (трасса): 10 л.
Вес ГАЗ-3102
— Снаряженная масса: 1450 кг- Полная масса: 1 840 кг
Грузоподъёмность ГАЗ-3102 Волга
— 400 кг.
Объём бака ГАЗ-3102
— 70 литров
Объем багажника ГАЗ-3102
— 500 л.
Размер шин ГАЗ-3102
— 195/65/R15
Первая серия (1982-1991)
В эти годы на ГАЗ-3102 «Волга» постепенно изменялись отдельные узлы и элементы. С 1984 года стали применять вентилируемые диски на передних тормозах. Одновременно заменили главный тормозной цилиндр и упростили разводку гидропроводов. С 1985 года на некоторых машинах начали устанавливать мотор ЗМЗ-402.10. У него был блок цилиндров от ЗМЗ-4022.10, но с ГБЦ без форкамеры. Тогда же произошли следующие изменения:
Волга Газ 3102 1982 года выпуска
- Регистрационный знак переместили на бампер, который стали штамповать со специальной площадкой. Резиновая окантовка в этом месте прерывалась.
- Радиаторная решетка стала единой (вместо трех частей, из которых состояла).
- Повторители поворотов вернули на крылья, этого потребовали международные стандарты.
- Внутри салона изменились подлокотники на дверцах.
В 1987 году начали использовать бесконтактное зажигание.
Пятая серия (2006—2008)[править | править код]
В 2006 году была предпринята попытка последней модернизации классической ГАЗ-3102, которая стала ещё больше унифицирована с ГАЗ-31105. Модернизированная версия получила индекс ГАЗ-31025. Новые дверные ручки, зеркала, рулевое колесо, а также элементы салона — все эти детали были такие же, что и на ГАЗ-31105.
Большие всего изменилась моторная гамма. Окончательно снимается с производства версии с морально устаревшим ЗМЗ-402, хотя некоторые машины продолжали комплектоваться им до 2007 года включительно. Появилась версия с ЗМЗ-405. Самым большим нововведением стал двигатель Chrysler DCC 2,4 л. DOHC (2,429 л.).
В дальнейшем ГАЗ-31025 получил полностью новый рестайлинговый салон от ГАЗ-31105, который иногда называют «евросалоном».
В середине 2000-х годов конструкция производившихся ГАЗ-3102 морально устарела, так как была аналогична ГАЗ-24, разработанной в 1960-х годах. Несмотря на появившиеся на российском рынке более современные автомобили иностранного производства, многие госструктуры (муниципальные учреждения, ведомства, милиция, и пр.) и частные организации продолжали закупать ГАЗ-3102. Основной причиной успеха ГАЗ-3102 была относительно невысокая стоимость автомобиля и его обслуживания.
Впервые новость о прекращении выпуска ГАЗ-3102 была озвучена Олегом Дерипаской в конце 2005 года. Тогда было объявлено, что завод прекращает выпуск и «не будет больше разрабатывать собственную модель легкового автомобиля». Чуть позже в пресс-службе ГАЗ уточнили, что завод завершит выпуск через год-два. Анонсированная новость была встречена отрицательно множеством групп и политиков.
В ноябре 2008 года, в условиях начавшегося финансового кризиса, окончательно были сняты с производства последние модели классического семейства «Волга» (ГАЗ-31025 и ГАЗ-31105). Фактическим преемником на конвейере стала Volga Siber, являвшаяся лицензионной копией Chrysler Sebring. Однако Volga Siber имела низкие продажи и не смогла удержаться на конвейере, из-за чего в 2010 году она была снята с производства.