Специальные версии[править | править код]
Помимо стандартного исполнения ГАЗ-3102 использовался для работы в КГБ, МВД (такие автомобили называли в простонародье «догонялки»), правительственных кортежах, как автомобиль прикрытия, сопровождения и спецсвязи. Для каждого отдельного применения существовал ряд мелкосерийных версий:
- ГАЗ-31011 — Версия с двигателем V8 объёмом 4254 см³ и мощностью 160 л. с. При массе в 1560 кг, заявлялась максимальная скорость 170 км/ч. Впервые была показана в 1984 году на .
- ГАЗ-31013 — Версия для спецслужб с дефорсированным до 200 л.с. двигателем ЗМЗ-505.10 рабочим объёмом 5,53 литра (такой же двигатель устанавливался на ГАЗ-14 «Чайка»). Из-за возросшей массы двигателя пружины передней подвески и лонжероны кузова были усилены, а спереди стояли тормозные диски увеличенного диаметра. Двигатель работал в паре с автоматической коробкой. Чтобы внешне машина выглядела как обычная «Волга», её снабжали бутафорной педалью сцепления, а рычаг автоматической КПП маскировали под рычаг механической КПП.
- ГАЗ-31028 — Версия с двухсекционным роторно-поршневым двигателем ВАЗ-413 (140 л.с., 164 км/ч), разработанный тольяттинскими инженерами. Из-за возросших оборотов КПП устанавливалась четырёхступенчатая от классических «Жигулей» с удлинённым первичным валом. Также новый карданный вал устанавливался от РАФ-2203, но навесной подшипник и крестовины были стандартными.
После распада СССР, когда «Волга» стала доступна для обычных автолюбителей, различные фирмы стали предлагать всевозможные варианты тюнинга ГАЗ-3102. К наиболее видным незаводским версиям можно отнести:
- В середине 1990-х гг. на ГАЗ-3102 предпринимались попытки установки более мощных импортных двигателей, в частности 6-цилиндровый Toyota 5VZ FE и 8-цилиндровый Rover, однако из-за высокой отпускной цены серийный выпуск таких модификаций не осуществлялся.
- На базе ГАЗ-3102 армейские авторемонтные заводы строили различные кабриолеты для проведения военных парадов в военных округах.
- В 2004 году на заводе «Гидропривод» (г. Кимовск, Тульская обл.) был налажен выпуск фургонов/пикапов с полурамной конструкцией, называвшийся 17310В «Трофим». Кабинами для «Трофимов» являлись кузова от серийных «Волг» (ГАЗ-3102, ГАЗ-3110 и ГАЗ-31105). Колесная база «Трофима» была длиннее на 400 мм по сравнению с «Волгой», задние рессоры были усилены. Это позволяло загружать на борт до 800 кг груза.
-
Военные кабриолеты ГАЗ-3102 на параде во Владивостоке
-
Версия кабриолета без задних дверей
-
Фургон «Трофим» с кабиной от ГАЗ-3102
Третья серия (1997—2003)[править | править код]
ГАЗ-3102 после 1997 года
В 1997 году была снята с производства ГАЗ-31029, началось производство более современной ГАЗ-3110. Поэтому ГАЗ-3102 претерпел очередной рестайлинг. ГАЗ-3110 имела больше новых деталей. С технической точки зрения ГАЗ-3102 получил ряд важных изменений:
- пятиступенчатая коробка передач;
- составной кардан с промежуточной опорой;
- появился гидроусилитель рулевого управления;
- между рулевым механизмом и рулевой колонкой вместо муфты появился карданный шарнир;
- внедрён электронасос циркуляции системы охлаждения двигателя;
- дополнительный резонатор в системе выпуска отработанных газов;
- на некоторых машинах появились электрокорректоры фар и обогрев форсунок стеклоомывателя.
- за аккумуляторной батареей вместо контактора появились предохранители на 30А и 60А.
Для версий с ЗМЗ-402 появился дополнительный электрический вентилятор перед основным радиатором. Хотя для автомобилей с ЗМЗ-406 устанавливается только один электровентилятор за основным радиатором.
ГАЗ-3102 получил от ГАЗ-3110 полностью новую отделку салона: новая панель приборов, рулевое колесо, сиденья, карты дверей (от старого салона осталась лишь обшивка потолка и потолочный плафон).
ГАЗ-3102 Волга — видео обзор
https://youtube.com/watch?v=hxc-rrQck2w
На этот раз дизайнерам не требовалось удовлетворять вкусы широких масс и они придали новой модели более строгий облик. Линии кузова стали угловатыми (хотя заметит это только искушенный наблюдатель), капот — более низким, а багажник, наоборот, высоким. Изменились подвеска и коробка передач, появилась новая тормозная система с дисковыми тормозами и функцией предотвращения блокировки задних колес, современные низкопрофильные бескамерные шины. Уникальная черта ГАЗ-3102 — двигатель с форкамерно-факельным зажиганием. Данную конструкцию отличает повышение мощности и экономичности, поэтому конструкторы ГАЗа бились над ее доводкой с 1960-х гг. К появлению «директорской» «Волги» им удалось отладить агрегат достаточно, чтобы оснастить им малосерийную модель.
По сравнению с ГАЗ-24 ГАЗ-3102 стала на 10 л. с. мощнее, почти на четверть экономичнее (при этом более экологичной по составу выхлопных газов). К сожалению, окончательно довести до ума систему факельного зажигания Горьковскому автозаводу так и не удалось. Не была решена проблема с перегревом, а карбюратор оказался сложен в отладке. Поэтому в 1990-е гг. от него отказались в пользу традиционного двигателя со свечным зажиганием. Эксклюзивная «Волга» носила часть атрибутов комфорта «Чайки»: струйный очиститель фар, электрообогрев заднего стекла, стереофоническую магнитолу. Кроме того, в ней появился ряд других новшеств: сиденья облегающей формы с подголовниками, травмобезопасная приборная панель. Некоторые решения внедряли явно с оглядкой на «Жигули» — например, травмобезопасные утопленные ручки дверей и жидкость тосол в системе охлаждения.
ГАЗ-3102 «Волга» никогда не выпускалась на массовом конвейере. Объемы ее производства во все времена были небольшими, но стабильными. Даже в 2000-х гг. в облике машины остается что-то, что по-прежнему привлекает определенный круг покупателей. Начиная с 1990-х гг., когда в страну хлынули иномарки, «тридцать первая» стала популярной базой для тюнинга, оснащаемой современными моторами, намного превосходящими по мощности штатный двигатель «Волги», полностью переделанными салоном и подвеской. Никогда нельзя сказать, какова цена и ходовые качества «Волги», которую вы встретили на дороге. В 2009 г. ГАЗ объявил о конце производства модели, хотя и сегодня «Волгу» можно получить по индивидуальному заказу.
Отличия от прототипа (ГАЗ-24 «Волга»)
У ГАЗ-3102 «Волга» крыша и дверные проемы остались теми же, что на прототипе. Переходы от боковых поверхностей к капоту и багажнику были скруглены. Стыки между элементами кузова выравнивались шпаклевкой, внешний вид стал лучше, чем у ГАЗ-24. Уменьшилось число декоративных деталей.
Основные отличия экстерьера:
-
Передняя часть авто стала длиннее на 202 мм, увеличив зону деформации кузова, а значит, и безопасность.
Машина стала выглядеть более сбалансированной при взгляде сбоку.
- Появились хромированные бамперы, решетка радиатора, колпаки колес, некоторые другие детали.
- Бамперы получили резиновую окантовку, предохраняющую от деформаций при мелких толчках.
- Появились утопленные ручки дверей.
- Исчезли угловые форточки на окнах. Это повысило защиту от угона, хотя и ухудшило вентиляцию салона.
- Установлены фары немецкой фирмы Ruhla с габаритными лампочками внутри. Они расположены ниже, чем у ГАЗ-24, что улучшило освещение дороги. Доступ для замены лампочек предусмотрен из отсека двигателя.
- Появилась система омывания фар с форсунками на бампере.
- В задних фонарях совмещены все необходимые сигнализаторы (заднего хода, габаритный, торможения и катафот), добавился противотуманный огонь.
- Все сигналы поворотов увеличились в размерах и стали видны сбоку, что позволило отказаться от повторителей на крыльях.
- Противотуманные фары располагались под бампером, низкое расположение увеличивало их эффективность. Закрывались съемными кожухами.
Основные отличия интерьера:
- Панель приборов выполнена из вспененного полиуретана;
- На рулевой колонке были установлены переключатели света и указателей поворотов, а также управления щетками и обмывом лобового стекла;
- Заднее стекло оборудовалось электрическим обогревом;
- В салоне наклеивалась пленка «под дерево»;
- Кресла стали более удобными, появились подголовники;
- Улучшилась термоизоляция и понизился уровень шума в салоне (применены новые изоляционные материалы).
Автомобиль комплектовался однорядным четырехцилиндровым двигателем ЗМЗ-4022.10. Его главным отличием являлось форкамерно-факельное зажигание, то есть воспламенение горючей смеси с помощью огненных факелов, а не искры.
Разобранный двигатель ЗМЗ-4022.10
В дополнительную камеру сгорания (форкамеру) поступала обогащенная смесь и сгорала от искры свечи. Огненные факелы через два сопла попадали в основную камеру и поджигали находившуюся там обедненную смесь.
Две его камеры приготовляли обедненную смесь, одна — обогащенную. В карбюраторе имелась также полуавтоматическая система холодного запуска, водителю следовало лишь закрыть воздушную заслонку.
Недостатками форкамерно-факельного зажигания являлась необходимость частой настройки и очистки сопел карбюратора, а также выделение большого количества тепла. Чтобы избежать перегрева, пришлось изменить ГБЦ и систему охлаждения.
Система охлаждения автомобиля ГАЗ 3102
Основные технические характеристики ЗМЗ-4022.10:
- Объем — 2,445 литра;
- Мощность — 75 кВт (102 л. с.);
- Наибольший крутящий момент — 182 Н*м;
- Топливо — бензин АИ-93.
Другой особенностью мотора стала система ступенчатого пуска воздуха, обеспечивающая его поступление напрямую во впускной коллектор. Этим достигался двойной эффект: экономия бензина и сокращенный выбег автомобиля при торможении двигателем. Изменилась компоновка некоторых узлов ГАЗ-3102 «Волга». Бензобак сместился вперед, его емкость возросла до 70 литров. Появился шариковый клапан давления, предотвращающий утечку бензина в случае переворачивания автомобиля.
Значительные изменения произошли в тормозной системе. Для ГАЗ-3102 «Волга» фирма Girling (Англия) разработала специальную конструкцию вакуумного усилителя. Система оставалась работоспособной при выходе из строя одного из контуров.
Вторая серия (1992-1997)
В 1992 году на ГАЗ-3102 «Волга» произошли изменения:
- Бензобак был перемещен на прежнее место (под багажник).
- У наружных зеркал появились пластмассовые корпуса и ручки для регулировки положения стекол из салона. Запаска стала крепиться к полу багажника.
- Установили поплавковый датчик уровня на крышке бачка с тормозной жидкостью.
- В салоне изменилась панель приборов, форма педалей и ручка рычага МКПП.
ЗМЗ-406
- Чугунный блок цилиндров вместо силуминового;
- Цепной привод на промежуточный вал с приводом масляного насоса;
- Четыре клапана на каждый цилиндр;
- Цепной привод на два распредвала.
На ЗМЗ-406 была установлена комплексная система управления двигателем, выполнявшая функции карбюратора, прерывателя-распределителя, ручек управления жалюзи и воздушной заслонкой.
Основные технические характеристики ЗМЗ-406:
- Объем — 2,3 литра;
- Мощность — 110 кВт (130 л. с.);
- Наибольший крутящий момент — 206 Н*м;
- Бензин — АИ-93э;
- Экологический класс — Евро-1.
С этого же года стали использовать общую емкость для очистки ветрового стекла и фар, на бачок установили второй насос.
Подводим итоги
Уже тот факт, что ГАЗ-3102 использовали сначала только для чиновников и важных лиц, он развивал желание у многих автомобильных любителей того времени приобрести себе данную модель. Ее необычная внешность заставляет засмотреться на машину даже сегодня, что уж говорить про года ее выпуска.
Стоит заметить, что модель удачно сменила ГАЗ-24, какая стала уже «простой» в СССР. Все так же компания не изменяла своим традициям в установке знаменитого «китового уса», который тут был немного скромным. Изменилась не только внешность. Внутри автомобиля стало намного комфортнее находится.
Появилась новая приборная панель, позволяющая легко считывать необходимую информацию. Наличие наклейки, имитирующей дерево, уже вдохновляло и делало интерьер седана более интересным и изысканным.
Хочется похвалить дизайнеров, ведь они потрудились на славу. Машина также располагала большим свободным пространством, поэтому никто не испытывал дискомфорта. Багажное отделение, хорошо знакомое с 24-й модели, ничем не уступало по объему. Тут все также можно было разместить все самое необходимое и отправиться даже в дальнюю поездку.
Диски колес немного позже стали устанавливать увеличенного размера, что придало внешности седана еще больше стильности. Да, было много недостатков и недоработок, но конструкторы и дизайнеры старались сделать лучше, как могли. Не стоит забывать, что, к сожалению, им не давали полной свободы действий.
Силовой агрегат был мощным, однако потреблял сильно много бензина, что остается проблемой и сегодня. Данные модели можно довольно часто встретить на дороге. Горьковский автомобильный завод не перестал развиваться после завершения производства данной модели.
Сегодня есть более усовершенствованные автомобили, которые намного превосходят ГАЗ-3102, однако в свои годы производства 3102 была, пожалуй, одним из самых престижных седанов на рынке СССР. Также сегодня даже делают для ГАЗ 3102 тюнинг, который иногда ничем не уступает зарубежным моделям.