Установка форсунок
1. Установите форсунки и топливный коллектор.
а) Установите новую уплотнительную втулку на форсунку (если снимали).
б) Нанесите тонкий слой топлива (литола) на новое кольцевое уплотнение и установите его на форсунку.
в) Поворачивая форсунки, вставьте их в топливный коллектор.
г) Установите (лучше приклейте) изоляторы и проставки.
д) Установите форсунки совместно топливным коллектором на впускной коллектор. Постепенно затяните болты крепления топливного коллектора к впускному коллектору.
е) Убедитесь, что форсунки без заедания проворачиваются в посадочных местах.
ж) Установите форсунки таким образом, чтобы их разъемы оказались сверху.
з) Закрепите болтами топливный коллектор к головке блока цилиндров.
2. Подключите электроразъемы форсунок.
3. Нанесите герметик на головку блока цилиндров, как показано на рисунке.
4. Установите колпачки и уплотнения в крышку головки блока цилиндров.
5. Установите защиту проводки и подсоедините шланг гидроусилителя рулевого управления.
6. Подсоедините шланги перепуска охлаждающей жидкости и установите кронштейн.
7. Подсоедините трос акселератора и трос привода дроссельной заслонки от АКПП.
В данных двигателях используется жидкостная система охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и термостатом, имеющим перепускной клапан во входном патрубке охлаждающей жидкости.
Система охлаждения включает в себя: рубашку охлаждения (в блоке цилиндров и в головке блока цилиндров), радиатор, насос охлаждающей жидкости, термостат, электрический вентилятор системы охлаждения, соединительные шланги и другие элементы. Охлаждающая жидкость, нагреваемая в рубашке охлаждения, нагнетается жидкостным насосом в радиатор, где она охлаждаемся с помощью вентилятора и встречного потока воздуха, возникающего при движении автомобиля. Затем охлаждающая жидкость возвращается в рубашку охлаждения с помощью насоса и охлаждает двигатель.
Рубашка охлаждения представляет собой сеть каналов для прохождения жидкости. Эти каналы образованы промежутками между гильзами цилиндров в блоке цилиндров и сообщаются с каналами в головке блока. Движение жидкости организуется таким образом, чтобы обеспечить наиболее эффективное охлаждение тех элементов двигателя, которые более всего нагреваются при его работе ( в частности, верхнего пояса цилиндров двигателя и камер сгорания).
Подготовка к замене
Перед тем, как приступить к замене топливного насоса на Тойоте Виста Ардео, необходимо выполнить несколько шагов подготовки. Это поможет сделать процесс замены более эффективным и безопасным.
Шаг 1: Выключите двигатель и отсоедините аккумулятор
Перед началом работ убедитесь, что двигатель выключен. Отсоедините отрицательный клемму аккумулятора, чтобы исключить возможность случайного запуска двигателя.
Шаг 2: Освободите доступ к топливному насосу
Для того чтобы заменить топливный насос, необходимо получить доступ к нему. Для этого можно понадобиться снять заднее сиденье или демонтировать багажник. Проверьте инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля для подробной информации.
Шаг 3: Отключите питание топливного насоса
Перед тем, как отсоединить топливный насос, необходимо отключить питание. Проверьте, нет ли возможности отключить соответствующий предохранитель или разъем, связанный с топливной системой. Это предотвратит потенциальную утечку топлива и обеспечит безопасность во время замены.
Шаг 4: Выпустите давление в топливной системе
Перед тем, как приступить к замене топливного насоса, необходимо снизить давление в топливной системе. Это можно сделать, удалив соответствующий предохранитель или открутив пробку отбортовочного клапана.
Шаг 5: Отключите шланги и разъемы
Теперь можно перейти к отключению шлангов и разъемов, связанных с топливным насосом. Необходимо аккуратно отсоединить их, следя за тем, чтобы не повредить соединения.
Шаг 6: Снимите и замените топливный насос
Когда все предварительные меры выполнены, можно приступить к самому этапу замены топливного насоса. Отключите крепежные элементы, удерживающие насос, и аккуратно снимите его. Затем установите новый насос согласно инструкции производителя и закрепите его на место.
Следуя этим шагам подготовки, вы сможете эффективно и безопасно провести замену топливного насоса на Тойоте Виста Ардео. При необходимости не стесняйтесь обратиться к руководству по эксплуатации или проконсультироваться с квалифицированным специалистом.
Шаг | Описание |
---|---|
Шаг 1 | Выключите двигатель и отсоедините аккумулятор |
Шаг 2 | Освободите доступ к топливному насосу |
Шаг 3 | Отключите питание топливного насоса |
Шаг 4 | Выпустите давление в топливной системе |
Шаг 5 | Отключите шланги и разъемы |
Шаг 6 | Снимите и замените топливный насос |
Способ диагностирования топливного насоса (ТНВД) по давлению, и по протечке сальника.
Для контроля давления приходится использовать показания, снятые с электронного датчика давления. Датчик установлен на торце раздаточной топливной рейки. Доступ к нему ограничен и, следовательно, замеры легче производить на блоке управления. Для TOYOTA VISTA и NADIA это вывод Б12 – ЭБУ двигателя (цвет провода коричневый с жёлтой полосой) Датчик питается напряжением 5в. При нормальном давлении показания датчика изменяются в диапазоне(3,7-2,0 в.)- сигнальный вывод на датчике PR. Минимальные показания, при которых двигатель еще способен работать на х\х -1,4 вольта. Если показания от датчика будут ниже 1,3 вольта в течение 8 секунд — блок управления зарегистрирует код неисправности Р0191 и остановит двигатель. Правильные показания датчика на х\х -2,5 в. В обедненном режиме — 2,11 в. Ниже на фотографии пример замера давления. Давление ниже нормы — причиной потери неплотность в напорных клапанах ТНВД.Далее давление при работе мотора в обычном режиме и в обедненном режиме.
Регистрировать протечку бензина в масло нужно при помощи газоанализатора. Показания уровня СН в масле не должны превышать 400 единиц на прогретом двигателе. Идеальный вариант 200-250 единиц. На фото нормальные показания. Зонд газоанализатора при проверке вставляют в маслоналивную горловину, а саму горловину закрывают чистой ветошью. Аномальные показания уровень СН-1400 единиц – сальник насоса протекает, и насос требует замены. При протекании сальника в дате будет зарегистрирована очень большая минусовая коррекция. А при полном прогреве, с протекающим сальником, обороты двигателя будут сильно прыгать на х\х, при перегазовках мотор периодически глохнет. При нагреве картера бензин испаряется и через линию вентиляции вновь попадает во впускной коллектор, дополнительно обогащая смесь. Датчик кислорода регистрирует богатую смесь, а блок управления пытается её забеднить
Важно понимать, что в такой ситуации совместно с заменой насоса необходимо сменить масло с промывкой двигателя. При использовании некоторых марок масел уровень СН из-за наличия агрессивных присадок будет повышен, что не является поводом для замены тнвд
Необходимо просто сменить масло и сделать контрольный заезд перед постановкой диагноза
На следующей фотографии фрагменты замера уровня СН в масле (завышенные значения)
Необходимо просто сменить масло и сделать контрольный заезд перед постановкой диагноза. На следующей фотографии фрагменты замера уровня СН в масле (завышенные значения)
Топливная система
Топливо при постоянном перепаде давления (284 кПа) подается топливным насосом через фильтр к форсункам, которые впрыскивают топливо в патрубки впускного коллектора непосредственно перед впускными клапанами. Количество подаваемого топлива определяется длительностью управляющего импульса, который задается в соответствии с сигналом электронного блока управления.
Регулятор давления топлива поддерживает постоянную разность между давлением топлива перед рабочей форсункой и давлением воздуха во впускном коллекторе. В этом случае величина подачи топлива однозначно определяется временем открытого состояния форсунки. Регулирование осуществляется перепуском части топлива в бак через клапан и магистраль обратного слива топлива.
Газораспределение.
На двигателе 3S-FSE установлен ремень ГРМ. При обрыве ремня происходит неминуемая поломка головки блока и клапанов. Клапана встречаются с поршнем при обрыве. Состояние ремня следует проверять при каждой диагностике. Замена не составляет проблем за исключением маленькой детали. Натяжитель должен быть либо новый, либо взведенный перед снятием и установленный под чеку. Иначе снятый ролик будет очень трудно взвести
При снятии нижней шестерни важно не поломать зубья (обязательно открутить стопорный болт), иначе будет срыв запуска и неминуемая замена шестерни. Далее фотография ремня ГРМ при проверке. Такой ремень требует замены
При смене ремня натяжитель лучше ставить новый, без компромиссов. Старый натяжитель легко входит в резонанс, после повторного взвода и установки. (На промежутке 1,5 – 2,0 тысяч оборотов.) Этот звук повергает в панику владельца. Двигатель при этом издает рычащий неприятный звук. Далее на фото установочные метки на новом ремне ГРМ, Взведённый натяжитель и шестерня коленвала. Над шестерней отчетливо виден болт, который фиксирует её съём. При обрыве ремня страдает головка с клапанами. Клапана неизбежно загибает при столкновении с поршнем
Такой ремень требует замены. При смене ремня натяжитель лучше ставить новый, без компромиссов. Старый натяжитель легко входит в резонанс, после повторного взвода и установки. (На промежутке 1,5 – 2,0 тысяч оборотов.) Этот звук повергает в панику владельца. Двигатель при этом издает рычащий неприятный звук. Далее на фото установочные метки на новом ремне ГРМ, Взведённый натяжитель и шестерня коленвала. Над шестерней отчетливо виден болт, который фиксирует её съём. При обрыве ремня страдает головка с клапанами. Клапана неизбежно загибает при столкновении с поршнем.
Passenger compartment
Location
General layout of the unit in the cabin
Assignment
- 15 – mounting block from the driver’s side
- 16 – relay box from the driver’s side
- 17 – mounting box of fuses on the passenger side
- 18 – electronic control unit ABS (up to 04.2000)
- 19 – Multiplex control unit
- 20 – SRS control unit (up to 04.2000)
- 21 – SRS control unit (from 04.2000)
It is located under the dashboard behind the glove compartment.
Photo example of execution
Type A
Diagram
models up to 04.2000
Appointment
1 | 5A PANEL 2 – Fog lamp |
2 | 5A TAIL – Dimensions |
3 | 5A PANEL 1 – Electronic transmission control unit, alarm |
4 | 5A METER – Instrument Cluster |
5 | 5A ABS-IG – Anti-lock braking system (ABS) |
6 | 5A WARN – Indicators |
7 | 5A FAN – Fan |
8 | 5A MPX-B – On-board computer |
9 | 5A ECU-BI – Heater, central locking remote control system |
10 | 5A ROOM – Interior lighting |
11 | BODY – ECU-IG – On-board computer |
12 | 5A DOOR – ECU-IG – Power windows |
13 | 5A DEFOGER – Heated rear window |
14 | 5A BACK – Reversing light |
15 | 15A WASHER – Washer |
16 | 15A STOP – Stop lights |
17 | 7,5A TURN – Direction indicators |
18 | 20A DEICER – Anti-icer for windscreen wiper blades |
19 | 30A ROOF – Hatch |
20 | 10A HEATER – Air conditioning and heater |
21 | 20A AM1 – Ignition lock |
22 | 10A AIR- BAG-ACC – Airbag System (SRS) |
23 | 7,5A ECU-ACC – Automatic transmission selector and ignition lock system, clock, electric side mirrors |
24 | 20A D FR DOOR – Power window regulator driver’s door |
25 | 30A DOOR №1 – Central locking |
26 | 15A RR WIPER – Rear window wiper |
27 | 15A LITER / CIG – Cigarette lighter |
28 | 20A D RR DOOR – Power window regulator, rear right door |
29 | 7,5A OBD – Diagnostics |
30 | 7,5A DEICER RELE – De-icer for windscreen wiper blades |
31 | 20A P FR DOOR – Power window regulator, front passenger door |
32 | 20A P RR DOOR – Power window regulator, rear left door |
33 | 15A RADIO No. 1 – Audio system |
34 | 25A WIPER – Wiper and Washer Control Switch |
35 | 15A FOG – Fog lamp |
Type B
Diagram
models from 04.2000
Protected components
1 | 10A PANEL 2 – Fog lamp |
2 | 10A TAIL – Dimensions |
3 | 10A PANEL 1 – Electronic transmission control unit, alarm |
4 | 7,5A METER – Instrument Cluster |
5 | 7,5A ABS-IG – Anti-lock braking system (ABS) |
6 | 7,5A WARN – Indicators |
7 | 7,5A FAN – Fan |
8 | 7,5A MPX-B – On-board computer |
9 | 7,5A ECU-BI – Heater, central locking remote control system |
10 | 7,5A ROOM – Interior lighting |
11 | 7,5A BODY – ECU-IG – On-board computer |
12 | 7,5A DOOR – ECU-IG – Electric windows |
13 | 7,5A DEFOGER – Heated rear window |
14 | 7,5A BACK – Reversing light |
15 | 15A WASHER – Washer |
16 | 15A STOP – Stop lights |
17 | 7,5A TURN – Direction indicators |
18 | 20A DEICER – Anti-icer for windscreen wiper blades |
19 | 30A ROOF – Hatch |
20 | 10A HEATER – Air conditioning and heater |
21 | 20A AM1 – Ignition lock |
22 | 10A AIR- BAG-ACC – Airbag System (SRS) |
23 | 7,5A ECU-ACC – Automatic transmission selector and ignition lock system, clock, electric side mirrors |
24 | 20A D FR DOOR – Power window regulator driver’s door |
25 | 25A DOOR №1 – Central locking |
26 | 15A RR WIPER – Rear window wiper |
27 | 10A MIRROR HEATER – Side mirror heating system |
28 | 15A LITER / CIG – Cigarette lighter |
29 | 20A D RR DOOR – Power window regulator, rear right door |
30 | 7,5A OBD – Diagnostics |
31 | 7,5A DEICER RELE – De-icer for windscreen wiper blades |
32 | 20A P FR DOOR – Power window regulator, front passenger door |
33 | 20A P RR DOOR – Power window regulator, rear left door |
34 | 15A RADIO No. 1 – Audio system |
35 | 25A WIPER – Wiper and Washer Control Switch |
36 | 15A FOG – Fog lamp |
There are some relays on the back of the unit.
Decoding
- IG1 relay
- Power window relay
- Fog lamp relay
- Heated rear window relay
- Relay dimensions
Компьютерная диагностика двигателя 3S-FSE
При диагностировании двигателя сканер выдает дату порядка восьмидесяти параметров для оценки состояния и анализа работы датчиков и систем двигателя. Следует отметить, что большим недостатком в дате у 3S-FSE являлось отсутствие в дате для оценки работы параметра – «давление топлива». Но, не смотря на это, дата очень информативна и, при правильном понимании, достаточно точно отражает работу датчиков и систем двигателя и АКПП. Для примера приведу фрагменты правильной даты и несколько фрагментов даты проблемами с мотора 3S-FSE. На фрагменте даты видим нормальное время впрыска, угол зажигания, разряжение, скорость двигателя на холостом ходу, температуру двигателя, температуру воздуха. Положение дросселя и признак наличия холостого хода. По следующей картинке можно оценить топливную коррекцию, показание датчика кислорода, скорость автомобиля, положение мотора EGR.
Далее видим включение сигнала стартера (важно при запуске) включение кондиционера, электрической нагрузки, гидроусилителя руля, педали тормоза, положение АКПП. Затем включение муфты кондиционера, клапана системы улавливания паров топлива, клапана VVTi, овердрайва, соленоидов в АКПП.Много параметров представлено для оценки работы блока заслонки (электронного дросселя)
Как видно по дате можно легко оценить работу и проверить функционирование практически всех основных датчиков и систем двигателя и АКПП. Если выстроить в ряд показания даты, то можно быстро оценить состояние двигателя и решить проблему неправильной работы. В следующем фрагменте показано увеличенное время впрыска топлива. Дата получена сканером DCN-PRO. А на следующем фрагменте, обрыв датчика температуры входящего воздуха (-40 градусов), и ненормально высокое время впрыска (1,4мс при стандарте 0,5-0,6мс) на прогретом моторе. Ненормальная коррекция заставляет насторожиться и проверить первым долгом наличие бензина в масле. Блок управления корректирует смесь(-80%). Наиболее важными параметрами, которые достаточно полно отображают состояние двигателя, являются строчки с показаниями длинной и короткой топливной коррекции; напряжения датчика кислорода; разрежение во впускном коллекторе; скорость вращения двигателя (обороты); положение мотора EGR; положение дроссельной заслонки в процентах; угол опережения зажигания, и время впрыска топлива. Для более быстрой оценки режима работы двигателя строчки с этими параметрами можно выстроить на дисплее сканера. Ниже на фото пример фрагмента даты работы двигателя в обычном режиме. В этом режиме датчик кислорода переключается, разрежение в коллекторе 30 кПа, дроссель открыт на 13%; угол опережения 15 градусов. Клапан EGR закрыт. Такая компоновка и выбор параметров позволят сэкономить время на проверке состояния двигателя. Вот основные строчки с параметрами для анализа двигателя. А здесь дата в режиме «обедненки». При переходе в обеднённый режим работы дроссель приоткрывается, открывается EGR, напряжение датчика кислорода около 0, разрежение 60 кПа, угол опережения 23 градуса. Таков обеднённый режим работы двигателя. Если двигатель работает правильно, то при соблюдении определенных условий, блок управления двигателя программно переводит мотор в обеднённый режим работы. Переход происходит при полном прогреве двигателя и только после перегазовки. Много факторов определяют процесс перехода двигателя в обеднённый режим. При диагностировании следует учитывать и равномерность давления топлива, и давление в цилиндрах, и засаженность впускного коллектора, и правильную работу системы зажигания.
Способы ремонта топливного насоса.
Давление в насосе пропадает очень редко. Потеря давления происходит из-за выработки шайбы плунжера, либо из-за пескоструя клапана — регулятора давления. Из практики плунжера практически не изнашивались в рабочей зоне. Выработка была только в рабочей зоне сальника. Зачастую приходится приговаривать насос из-за проблем с сальником, который, стираясь, начинает пропускать топливо в масло. Проверить наличие бензина в масле не сложно. Достаточно померить СН в маслоналивной горловине на прогретом работающем двигателе. Как уже отмечалось ранее, показания должны быть не больше 400 единиц. К сожалению или к счастью производитель не допускает замену сальника, а только замену всего насоса целиком. Отчасти это правильное решение, велик риск неправильной сборки. Ремонт же механической части насоса заключается в притирке напорных клапанов и шайбы от следов износа. Напорные клапана одинаковых размеров, они легко притираются любым доводочным абразивом для притирки клапанов. На фото напорный клапан. И далее увеличенный напорный клапан. Хорошо видна радиальная и выработка коррозия металла. Я встречал один сомнительный вид ремонта насоса. Ремонтники приклеивали клеем на основной сальник насоса встык часть сальника от двигателя 5А. Внешне все было красиво, но только вот бензин обратная часть сальника не держала. Такой ремонт недопустим и может повлечь возгорание двигателя. На фотографии приклеенный сальник.
Если владелец продолжает эксплуатацию автомобиля с протекающим сальником в ТНВД,то бензин неизбежно пападает в масло.Разжиженное масло губит двигатель. Происходит глобальная выработка цилиндропоршневой группы. Звук мотора становится «дизельным» На видео пример работы изношенного мотора.
Диагностика и ремонт систем впрыска и зажигания
Система непосредственного впрыска на Toyota D4 была представлена миру в начале 1996 года, в ответ на GDI от конкурентов ММС. В серию такой двигатель 3S-FSE был запущен с 1997 года на модели Corona (Premio T210), в 1998 двигатель 3S-FSE — начал устанавливаться на модели Vista и Vista Ardeo (V50). Позднее непосредственный впрыск появился на рядных шестерках 1JZ-FSE (2.5) и 2JZ-FSE (3.0), а с 2000 года, после замены серии S на серию AZ, был запущен и двигатель D-4 1AZ-FSE.
Мне пришлось увидеть в ремонте первый двигатель 3S-FSE в начале 2001 года. Это была Toyota Vista. Я менял маслосъёмные колпачки и попутно изучал новую конструкцию двигателя. Первая информация о нем появилась позднее в 2003 на просторах интернета. Первые удачные ремонты давали незаменимый опыт для работы с этим типом двигателей, которыми сейчас никого не удивишь. Двигатель был настолько революционным, что многие ремонтники просто отказывались от ремонтов. Применив бензиновый ТНВД, высокое давление впрыска топлива, два катализатора, блок электронного дросселя, шаговый мотор управления EGR, отслеживание положения дополнительных заслонок во впускном коллекторе, систему VVTi , и индивидуальную систему зажигания — разработчики показали, что наступила новая эра экономичных и экологичных двигателей. На фотографии общий вид двигателя 3S-FSE.
Конструктивные особенности:
— создан на базе 3S-FE,- степень сжатия чуть более 10,- топливная аппаратура Denso,- давление впрыска — 120 бар,- впуск воздуха — через горизонтальные «вихревые» порты,- соотношение воздуха и топлива — до 50:1 (при максимально возможном для LB двигателей Toyota 24:1)- VVT-i (система изменения фаз газораспределения непрерывного типа),- система EGR обеспечивает подачу на впуск до 40% отработавших газов в режиме ПСО- катализатор накопительного типа,- заявленные улучшения: прирост момента на низких и средних оборотах — до 10%, экономия топлива до 30% (в японском смешанном цикле — 6,5 л/100 км).Следует отметить следующие важные системы и их элементы, которые наиболее часто имеют дефекты.Система топливоподачи: погружной электрический насос в баке с сеткой топливозаборника и топливным фильтром на выходе, топливный насос высокого давления, установленный на головке блока цилиндров с приводом от распредвала, топливная рампа с редукционным клапаном.Система синхронизации: датчики коленвала и распредвала.Система управления: ЕСМДатчики: массового расхода воздуха, температуры охлаждающей жидкости и впускаемого воздуха, детонации, положения педали газа и дроссельной заслонки, давления во впускном коллекторе, давления топлива в рампе, подогреваемые кислородные датчики;Исполнительные устройства: катушки зажигания, блок управления форсунками и сами форсунки, клапан регулировки давления в рампе, вакуумный соленоид управления заслонками во впускном коллекторе, клапан управления муфтой VVT-i. При наличии в памяти кодов, начинать надо именно с них. Причём, если их много, анализировать их бессмысленно, надо переписать, стереть и отправить владельца в пробную поездку. Если загорится контрольная лампа, снова прочитать и анализировать уже более узкий перечень. Если нет – сразу переходить к анализу текущих данных. Коды неисправности сравниваются и расшифровываются по мануалу.
Таблица кодов ошибок двигатель 3S-FSE:
12 P0335 Датчик положения коленчатого вала 12 P0340 Датчик положения распределительного вала 13 P1335 Датчик положения коленчатого вала 14,15 P1300, P1305, P1310, P1315 Система зажигания (N1)(N2) (N3) (N4)18 P1346 Система VVT 19 P1120 Датчик положения педали акселератора 19 P1121 Датчик положения педали акселератора 21 P0135 Кислородный датчик 22 P0115 Датчик температуры охлаждающей жидкости 24 P0110 Датчик температуры воздуха на впуске 25 P0171 Кислородный датчик (сигнал бедной смеси) 31 P0105 Датчик абсолютного давления 31 P0106 Датчик абсолютного давления 39 P1656 Система VVT 41 P0120 Датчик положения дроссельной заслонки 41 P0121 Датчик положения дроссельной заслонки 42 P0500 Датчик скорости автомобиля 49 P0190 Датчик давления топлива 49 P0191 Сигнал давления топлива 52 P0325 Датчик детонации 58 P1415 Датчик положения SCV 58 P1416 Клапан SCV 58 P1653 Клапан SCV 59 P1349 Сигнал VVT 71 P0401 Клапан системы EGR 71 P0403 Сигнал EGR 78 P1235 ТНВД 89 P1125 Привод ETCS* 89 P1126 Муфта ETCS 89 P1127 Реле ETCS 89 P1128 Привод ETCS 89 P1129 Привод ETCS 89 P1633 Электронный блок управления 92 P1210 Форсунка холодного пуска 97 P1215 Форсунки 98 C1200 Датчик разрежения в вакуумном усилителе тормозов
Расшифровка маркировки 1AZ FSE
Название маркировки двигателя, это не только набор созвучных легко запоминающихся символов. Это нечто большее, где каждый символ на своём конкретном месте имеет определённое значение. В Японии, как и в любой другой стране, занимающейся производством моторов, существуют свои правила маркировки. С 1987 года введены новые правила, для обозначения силовых агрегатов. Теперь, общая формула названия мотора выглядит так: Х ХХ ХХХ.
Где впереди названия всегда стоит цифра, она обозначает номер поколения мотора, какого-то, определённого семейства.
- Здесь это 1, значит интересующий нас силовой агрегат первого поколения. Далее идут два символа, латинские заглавные буквы.
- Две буквы AZ означают семейство двигателей, где А — серия моторов, а Z тип используемого топлива — бензин. Дальнейшие символы, их может быть два или три, указывают на особенности конструкции силового агрегата.
- F — по одним источникам означает использование ГРМ типа DOHS, по другим принадлежность группе двигателей стандартной мощности.
- S — прямой впрыск горючего.
- E — электронное управление впрыском горючего.
В итоге соединив все значения вместе получим: бензиновый двигатель первого поколения семейства AZ, серии А, с электронным управлением прямого непосредственного впрыска, с механизмом газораспределения DOHS.
Система электронного управления
Посредством электронного блока управления система управления впрыском топлива осуществляет следующие функции:
1. Управление впрыском топлива. Электронный блок управления получает сигналы от различных датчиков, которые регистрируют изменения состояния работы двигателя. В частности, датчики регистрируют:
- абсолютное давление во впускном коллекторе,
- температуру воздуха на впуске,
- температуру охлаждающей жидкости,
- частота вращения коленчатого вала двигателя,
- угол открытия дроссельной заслонки
- содержание кислорода в отработавших газах и т.д.
Эти сигналы обрабатываются в электронном блоке управления, который вырабатывает выходной сигнал продолжительности впрыска топлива, обеспечивающий оптимальный коэффициент избытка воздуха для текущих условий работы двигателя.
2. Управление углом опережения зажигания.
В память электронного блока управления заложены значения оптимального угла опережения зажигания при всех возможных режимах работы двигателя. Используя сигналы различных датчиков контролирующих условия работы двигателя (частота вращения коленчатого вала, температура охлаждающей жидкости и др.), электронный блок управления вырабатывает импульсы, управляющие искрообразованием, в строго определенные моменты времени.
3. Системой управления частотой вращения холостого хода.
В память блока электронного управления заложены данные оптимальной частоты вращения холостого хода, отвечающие различным условиям (например, температуре охлаждающей жидкости, включению/выключению кондиционера т. д.) Датчики передают сигналы в электронный блок управления, который управляет потоком воздуха через перепускной канал (минуя дроссельную заслонку) и регулирует частоту вращения холостого хода в соответствии с заданной величиной.
Расположение компонентов электронной системы управления впрыском топлива.
2 — датчик детонации,
3 — сервопривод дополнительной дроссельной заслонки,
4 — датчик абсолютного давления,
5 — датчик положения дроссельной заслонки,
6 — датчик положения дополнительной дроссельной заслонки,
7 — электронный блок управления противобуксовочной системы (TRC),
8 — электронный блок управления,
9 — топливный насос,
10 — кислородный датчик (3S-FE, передний привод),
12 — диагностический разъем,
13 — клапан управления частотой вращения холостого хода,
14 — реле размыкания цепи,
15 — предохранитель системы впрыска,
16 — главное реле системы впрыска,
17 — датчик температуры воздуха на впуске,
19 — датчик температуры охлаждающей жидкости,
20 — кислородный датчик (4S-FE, 3S-FE, 4WD),
21 — кислородный датчик (3S-FE, передний привод),
22 — датчик температуры отработавших газов (4S-FE, 3S-FE, 4WD),
23 — блок предохранителей и реле,
24 — датчик положения коленчатого вала,
25 — катушка зажигания №2,
26 — катушка зажигания №2.
а) На работающем двигателе или при его проворачивании стартером с помощью фонендоскопа убедитесь на слух (по звуку впрыскиваемого топлива) в работоспособности форсунок, удостоверившись, что частота впрысков пропорциональна частоте вращения коленчатого вала двигателя.
б) При отсутствии фонендоскопа можно проверить работоспособность форсунок, прикасаясь к ним пальцем или отверткой.
При отсутствии звука или при непривычном его характере проверьте проводку, разъем, форсунку, дополнительное сопротивление форсунки или наличие управляющего сигнала от электронного блока управления.
2. Проверьте сопротивление форсунки. Отсоедините разъем форсунки и используя омметр, измерьте сопротивление форсунки.
Номинальное сопротивление при 20°С — 13,4-14,2 Ом
Если величина сопротивления выходит за указанные пределы, замените форсунку. Подсоедините разъем форсунки.
Блоки в салоне
Расположение
Общая схема расположения блока в салоне
p, blockquote 6,0,0,0,0 —>
- 15 — монтажный блок со стороны водителя
- 16 — блок реле со стороны водителя
- 17 — монтажный блок предохранителей со стороны пассажира
- 18 — электронный блок управления ABS (до 04.2000 г.)
- 19 — блок управления Multiplex
- 20 — блок управления SRS (до 04.2000 г.)
- 21 — блок управления SRS (с 04.2000 г.)
Он находится под панелью приборов за перчаточным ящиком.
Вариант 1
Обозначение
p, blockquote 14,0,0,0,0 —>
1 | 5A PANEL 2 — Противотуманная фара |
2 | 5A TAIL — Габариты |
3 | 5A PANEL 1 — Электронный блок управления трансмиссией, аварийная сигнализация |
4 | 5A METER — Комбинация приборов |
5 | 5A ABS-IG — Анти блокировочная система тормозов (ABS) |
6 | 5A WARN — Индикаторы |
7 | 5A FAN — Вентилятор |
8 | 5A MPX-B — Бортовой компьютер |
9 | 5A ECU-BI — Отопитель, система дистанционного управления центральным замком |
10 | 5A ROOM — Освещение салона |
11 | BODY — ECU-IG — Бортовой компьютер |
12 | 5A DOOR — ECU-IG — Электроприводы стекло подъемников |
13 | 5A DEFOGER — Обогреватель заднего стекла |
14 | 5A BACK — Фонарь заднего хода |
15 | 15A WASHER — Омыватель |
16 | 15A STOP — Стоп-сигналы |
17 | 7,5A TURN — Указатели поворотов |
18 | 20A DEICER — Антиобледенитель щеток стеклоочистителя лобового стекла |
19 | 30A ROOF — Люк |
20 | 10A HEATER — Кондиционер и отопитель |
21 | 20A AM1 — Замок зажигания |
22 | 10A AIR- BAG-ACC — Система подушек безопасности (SRS) |
23 | 7,5A ECU-ACC — Система блокировки селектора АКПП и замка зажигания, часы, электропривод боковых зеркал |
24 | 20A D FR DOOR — Электропривод стеклоподъемника двери водителя |
25 | 30A DOOR №1 — Центральный замок |
26 | 15A RR WIPER — Стеклоочиститель заднего стекла |
27 | 15A LITER / CIG — Прикуриватель |
28 | 20A D RR DOOR — Электропривод стекло подъемника задней правой двери |
29 | 7,5A OBD — Диагностика |
30 | 7,5A DEICER RELE — Антиобледенитель щеток стеклоочистителя лобового стекла |
31 | 20A P FR DOOR — Электропривод стеклоподъемника передней двери пассажира |
32 | 20A P RR DOOR — Электропривод стеклоподъемника задней левой двери |
33 | 15A RADIO №1 — Аудиосистема |
34 | 25A WIPER — Переключатель управления стеклоочистителя и омывателя |
35 | 15A FOG — Противотуманная фара |
Вариант 2
p, blockquote 19,0,0,0,0 —>
1 | 10A PANEL 2 — Противотуманная фара |
2 | 10A TAIL — Габариты |
3 | 10A PANEL 1 — Электронный блок управления трансмиссией, аварийная сигнализация |
4 | 7,5A METER — Комбинация приборов |
5 | 7,5A ABS-IG — Антиблокировочная система тормозов (ABS) |
6 | 7,5A WARN — Индикаторы |
7 | 7,5A FAN — Вентилятор |
8 | 7,5A MPX-B — Бортовой компьютер |
9 | 7,5A ECU-BI — Отопитель, система дистанционного управления центральным замком |
10 | 7,5A ROOM — Освещение салона |
11 | 7,5А BODY — ECU-IG — Бортовой компьютер |
12 | 7,5A DOOR — ECU-IG — Электроприводы стеклоподъемников |
13 | 7,5A DEFOGER — Обогреватель заднего стекла |
14 | 7,5A BACK — Фонарь заднего хода |
15 | 15A WASHER — Омыватель |
16 | 15A STOP — Стоп-сигналы |
17 | 7,5A TURN — Указатели поворотов |
18 | 20A DEICER — Антиобледенитель щеток стеклоочистителя лобового стекла |
19 | 30A ROOF — Люк |
20 | 10A HEATER — Кондиционер и отопитель |
21 | 20A AM1 — Замок зажигания |
22 | 10A AIR- BAG-ACC — Система подушек безопасности (SRS) |
23 | 7,5A ECU-ACC — Система блокировки селектора АКПП и замка зажигания, часы, электропривод боковых зеркал |
24 | 20A D FR DOOR — Электропривод стеклоподъемника двери водителя |
25 | 25A DOOR №1 — Центральный замок |
26 | 15A RR WIPER — Стеклоочиститель заднего стекла |
27 | 10А MIRROR HEATER — Система подогрева боковых зеркал |
28 | 15A LITER / CIG — Прикуриватель |
29 | 20A D RR DOOR — Электропривод стеклоподъемника задней правой двери |
30 | 7,5A OBD — Диагностика |
31 | 7,5A DEICER RELE — Антиобледенитель щеток стеклоочистителя лобового стекла |
32 | 20A P FR DOOR — Электропривод стеклоподъемника передней двери пассажира |
33 | 20A P RR DOOR — Электропривод стеклоподъемника задней левой двери |
34 | 15A RADIO №1 — Аудиосистема |
35 | 25A WIPER — Переключатель управления стеклоочистителя и омывателя |
36 | 15A FOG — Противотуманная фара |
С обратной стороны блока находятся некоторые реле.
p, blockquote 23,0,0,0,0 —>
- Реле IG1
- Реле электро стеклоподъёмников
- Реле противотуманных фар
- Реле обогревателя заднего стекла
- Реле габаритов
Блок в салоне
Он находится со стороны водителя между рулевой колонкой и дверью. Для доступа откройте защитную крышку.
Вариант 1
Вариант 2
Таблица с описанием
Назначение вариант 2
- Зеркала
- Лампы стоп-сигналов
- Электророзетка
- Кондиционер
- Контрольные (сигнальные лампы) приборной доски
- Резерв
- Обогрев заднего стекла
- Кислородный датчик
- Резерв
- Электропакет
- Контроллер АКПП
- Электропакет
- Лампа салона
- Электромотор вентилятора салона (обогреватель/ кондиционер)
- Кондиционер
- Электромотор вентилятора салона (обогреватель/ кондиционер)
- Система впрыска топлива
- Подушки безопасности
- Резерв
- Контроллер двигателя
- Сигнал запуска
- Прикуриватель
- Резерв
- Резерв
- Очиститель ветрового стекла
- Резерв
- Омыватель переднего и/или заднего стекла (на подрулевой переключатель)
- Омыватель заднего стекла
- Бензонасос
- Спидометр, тахометр, указатели температуры и уровня топлива
- ABS
Рядом могут быть расположены несколько отдельных реле.