Эффект обладания: почему вещи становятся нам так дороги?

Поведение покупателя автомобиля. кто кого оценивает | kazangost

Получаем: 60 000 + 1 200 000 + 254 000 = 1 514 000 руб

То есть выходит, если считать по минимуму, что при покупке машины в кредит и владению ей в течение 10 лет при небольших ежегодных пробегах, наши потери составят в среднем 1,5 млн. рублей, то есть- 151 тыс. 400 рублей в год, или 15 тыс. 140 рублей в месяц.

Но и это еще не все. На самом деле наши потери мы должны рассчитывать также, с учетом упущенной вами выгоды. Ведь, что получается, если бы мы не купили в 2007 году автомобиль за 1 млн. рублей, то у нас бы оставалась бы на руках свободная денежная сумма, которую мы могли бы например, вложить в государственные облигации или в банковский депозит.

Давайте возьмем средний процент по банковским вкладам за последние 10 лет. Согласно официальной информации ЦБ РФ, средний банковский процент по депозитам в ведущих банках РФ за последние 10 лет составил 10%. Теперь давайте посчитаем с учетом капитализации процентов, сколько вы могли бы заработать на банковском депозите за эти 10 лет, если бы не купили себе за 1 млн. рублей автомобиль.

Получается, что с учетом каждого месяца и процентов по вкладу в 1 млн. рублей в течение 10 лет к основным деньгам на депозите , мы получим спустя десять лет -2 млн. 705 тыс. 562 рублей.

Сколько мы теряем денег на владении автомобилем в течение 10 лет

К сожалению не многие из нас об этом задумывались. Хотя стоило бы призадуматься, чтобы в будущем не совершать таких необдуманных покупок нового автомобиля в кредит. Особенно об этом нужно призадуматься тем людям, которые, купив автомобиль в кредит по сути, даже и не думали, что он для них окажется совсем не по карману в связи с большими расходами на эксплуатацию и обслуживание, а также с большой потерей его рыночной стоимости в процессе владения данным транспортным средством.

Здесь наверное дело, как раз в том, что в нашей стране все-таки автомобиль, это еще пока роскошь и символ богатства. Так же для многих из нас он остается символом успеха и каких-то амбиций. Не секрет, что многие из нас купили автомобиль, чтобы доказать окружающим свои возможности, хотя на деле, многим из нас, надо было купить автомобиль поскромнее в связи с их нестабильным и небольшим доходом.

Топ 3 самых дешевых автомобиля в мире

Каждый сам выбирает место для покупки – одних привлекают дешевые авто в Европе (рынки Польши, Литвы, Эстонии гостеприимно распахивают ворота многочисленных торговых площадок), других – отечественные авторынки. Что касается конкретных моделей, то самыми дешевыми являются:

Tata Nano

Лидерство за Tata Nano – надежда года в нескольких странах.

Под капотом владельца ждет крохотный моторчик 0,6 л., ремонтировать который можно только из салона. Удешевлению способствовали и один дворник, а не два, открытие багажника изнутри, 3 болта на каждом колесе, отсутствие гидроусилителя и даже горловины для залива топлива.

Преимущества

  1. Малое потребление топлива
  2. Недорогое обслуживание
  3. Приличная вместимость для такого класса авто

Недостатки

  • Привередлива для российских зим
  • Бюджетная комплектация

Цена

Особым комфортом, да и безопасностью он похвастаться не может, но и стоимость самая низкая из всех возможных на рынке – всего 120.000 руб.

Datsun redi-Go

Несмотря на скромную популярность марки, авто пришлось по душе благодаря узнаваемой внешности, яркости и жизнерадостности, а также солидному дорожному просвету в 185 см. – с проходимостью проблем быть попросту не может. Необычным является полный привод, да и двигатель в 0.8 л., тоже примечателен – инженеры смогли «раскрутить» его до 54 л.с. и планировали увеличить до литрового.

Преимущества

  1. Выгодная стоимость авто
  2. Надежность
  3. Большой багажник

Недостатки

Внутренняя отделка салона

Цена

В 2023 г. авто Datsun redi-Go стоит от 395.000 руб.

Renault Kwid

Замыкает тройку Renault Kwid. Вопрос «какое недорогое авто идеально подойдет для молодежи?» получил ответ.

Хэтчбек получился динамичным, привлекательным и проходимым. Многим придется по душе мощный кузов, высокий клиренс, комфортный и просторный салон, большой багажник, экономичный 0.8 – литровый двигатель под капотом.

Преимущества

  1. Удобный и вместительный
  2. Хорошие характеристики

Недостатки

Бюджетная комплектация

Цена

Цена самого дешевого автомобиля в данном сегменте – от 300.000 руб.

Пришло время, когда надо учиться жить по средствам

Но нет, как же. Многие из нас за последние 10 лет решили для себя, что они обязательно должны выглядеть для всех окружающих, хотя бы внешне, богаче и по статусней. В итоге многие из нас долгое время не могли ни как спуститься на землю, владея при этом автомобилем, который, по сути, высасывал из них весь семейный бюджет. К сожалению, даже сегодня, в таких тяжелых экономических условиях многие в нашей стране ничего не поняли, что пришло время, когда надо учиться жить по средствам, попрежнему продолжают владеть автомобилями, которые они в принципе не тянут.

Прежде всего это конечно связано с тем, что очень большое количество людей не обладают хорошими финансовыми знаниями, а также не привыкли все постоянно считать, вспоминать историю образования цен, учитывать показатели инфляции и т.п. исходные данные. Но это и является неправильным. Каждый из нас должен знать, что приобретая любой автомобиль мы изначально начинаем терять на нем свои деньги, в связи с постоянными растущими затратами связанными с его конкретным владением, а также, в связи со снижением рыночной цены на сам автомобиль.

Кто-то может сказать, что здесь все просто. Нужно просто сложить все расходы, связанные с эксплуатацией машины и на этом все. Но не все так просто, как хотелось бы. Чтобы точно установить сколько теряется денег в течение 10 лет, с момента приобретения нового авто, нужно применить более сложный расчет, который в конечном итоге может многих из вас повергнуть в шок, так как после него может выясниться, что владение автомобилем в течение десяти лет может обойтись многим из нас в стоимость 1-комнатной квартиры в г. Москве. Не верите, и как такое может быть?

За 10 лет владения автомобилем мы теряем стоимость 1-комнатной квартиры

4. Будущее за самостоятельным вождением

Беспилотные автомобили управляются компьютерами и безопаснее, чем водители-люди. Поскольку 90% всех дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом происходят по вине человека, существует большая вероятность того, что в будущем правительства запретят вождение автомобиля человеком на дорогах.

Крупные компании, такие как Waymo и Toyota, вкладывают много ресурсов в исследования и разработки, чтобы улучшить технологию самостоятельного вождения.

Согласно отчету США, в 2030 году 95% населения мира не будут иметь транспортных средств. Вместо этого они будут полагаться на автопарки с автономным управлением, принадлежащие крупным компаниям, таким как Waymo и Uber.

Несмотря на это, каждый четвертый автомобиль, продаваемый сегодня в мире, покупается китайцем. Автомобилисты в развивающихся странах, таких как Индия, испытывают непреодолимый аппетит к владению автомобилем.

Даже если большая часть Запада достигла пика владения автомобилями, развивающийся мир все еще приближается к этому.

Исследования эффекта обладания

Самый первый эксперимент, направленный на изучение эффекта обладания, был проведен в 1984 году. Участников разделили на две группы, для каждой из которых определили свое вознаграждение за участие в исследовании. Члены первой группы получили лотерейный билет, а членам второй досталось по 2 доллара. Затем каждой группе было предложено обменять полученные подарки на подарки участников противоположной группы (лотерейный билет на 2 доллара и наоборот) .

Результаты эксперимента оказались следующими: 50% участников-владельцев 2 долларов согласились обменять их на лотерейный билет, а обменять лотерейный билет на доллары согласились лишь 24% студентов.

Для получения более подробной информации об эффекте в 1991 году было проведено еще одно исследование, похожее на предыдущее, но слегка измененное. Теперь участникам предложили самостоятельно выбирать подарки из предложенных кофейных кружек и шоколадок.  Стоимость обоих подарков была равноценной. Факт того, что участники самостоятельно выбирали вознаграждение, оказал влияние на результаты эксперимента: в каждой группе состоялось лишь 10% обменов .

Поскольку данный опыт не позволил в полной мере выявить, меняется ли ценность предмета в зависимости от факта обладания им, позже был проведен еще один эксперимент. Инициаторами исследования эффекта владения стали Ричард Талер и его коллеги: профессор экономики Университета имени Саймона Фрейзера Джек Нетч и профессор психологии Принстонского университета Дэниел Канеман.

В эксперименте приняли участие студенты факультета прикладной экономики Корнельского университета. Эксперимент проводился в несколько этапов: в первом одной половине студентов «за участие в опросе» вручили в подарок кофейные кружки, каждая из которых стоила 6 долларов.

Во втором этапе начались торги между теми, кто получил подарки, и теми, кто остался без них. Целью этапа было узнать, согласятся ли участники продать свои подарки, и если согласятся, то за какую сумму.

Удивительным оказался тот факт, что на этапе торгов цена, установленная «покупателями» за кружку, составляла, в среднем, 2,5 доллара, в то время как «продавцы» не готовы были ее продать ниже чем за 5 долларов 25 центов .

Эксперимент показал, что люди при продаже принадлежащей им вещи чаще всего устанавливают цену, гораздо большую, чем она имеет на самом деле. На это совершенно не влияет факт того, подарена ли эта вещь или куплена самостоятельно.

Именно страх потерять то, чем они обладали, привел студентов к тому, что они не готовы были сильно снижать цену, несмотря на то, что изначально не заплатили за эти кружки ни цента. Исследователи пришли к выводу, что цена товара, установленная продавцом, может значительно превышать ту, по которой он бы сам согласился приобрести его. Именно так и работает эффект владения.

Как избежать попадания в ловушку эффекта обладания?

Конечно, данные приемы не будут работать в 100 случаях из 100. Человек, знающий и понимающий возможные ловушки мышления, снижает вероятность своего попадания под влияние эффекта владения в разы. Онлайн-программа «Когнитивистика» подробно и доступно объясняет не только причины возникновения когнитивных искажений, но и способы их обхода. Что сделать, чтобы избежать ловушек мышления и как повысить свою эффективность, вы узнаете, подробно изучив весь представленный в ней материал.

Можно ли защититься от эффекта обладания? По мнению психологов, это вполне реально. Для этого необходимо подвергать критическому анализу все свои действия и адекватно оценивать происходящее.

В случае, когда эмоции от обладания тем или иным предметом становятся сильнее, чем нужно, и мешают мыслить рационально, необходимо честно ответить себе на ряд вопросов:

  1. Какие эмоции вызывает у меня данный предмет?
  2. Почему я не готов расстаться с данным предметом?
  3. Почему у меня возникают подобные эмоции?
  4. Какая ситуация в прошлом привела меня к тому, что я испытываю к этому предмету подобные эмоции?
  5. Могу ли я получить эти эмоции от чего-то другого? Если да, то каким образом?

Люди склонны привязываться к предметам, которые несут в себе гораздо большее, чем материальное значение, т.е. наделенные символическим смыслом или вызывающие определенные эмоции.

Поняв, что именно вы пытаетесь заместить эмоциями к предмету, вы сможете определить, чего конкретно вам не хватает. Попытайтесь найти этот источник в другом занятии.

Так, например, если вы до сих пор храните старый пиджак, потому что выиграли в нем школьную олимпиаду по математике и именно тогда гордились собой, вспомните примеры из жизни, когда вы испытывали подобные чувства. Если ничего подобного не приходит на ум, значит, бросьте себе вызов и сделайте что-то новое, чего раньше никогда не делали. Поверьте, гордость от осознания, что вы вышли из зоны комфорта, несмотря на свои страхи, может быть гораздо более ресурсной, чем вкус победы на школьной олимпиаде когда-то давным-давно.

Развивайте свой эмоциональный интеллект, чтобы понимать, проявлять свои эмоции и направлять их в нужное для вас русло. Так вы вовремя сможете отличить, являются ли ваши чувства к какому-либо предмету настоящими или это следствие эффекта владения.

И перед тем как подвести итог, предлагаем пройти небольшой тест и проверить, насколько хорошо удалось понять статью:

2. Владение автомобилем обходится дорого

Более экономично арендовать автомобиль по часам и иметь возможность выбора автомобиля, который будет соответствовать вашим целям. Это не то же самое, что арендовать дом по часам, потому что вы бываете там только по вечерам и выходным.

Стоимость владения автомобилем довольно высока. Она будет включать в себя такие расходы, как цена покупки, крупная должность, топливо, инструменты, штрафы за нарушение правил дорожного движения и многое другое.

С такими сервисами, как list и Uber, вам не нужно брать на себя все эти расходы. Вы будете получать доходы и расходовать их только тогда, когда вам понадобится автомобиль.

Конечно, стоимость владения автомобилем, как и домом, может быть высокой. Сюда входят покупная цена, амортизация, налог на автомобили класса люкс или импортный тариф, сборы и даже штрафы за нарушение правил дорожного движения.

Тогда вам придется искать, куда ее поставить. Во многих новых многоквартирных домах даже нет специально отведенной парковки.

Наиболее дешевые модели

Безусловно, до дорогостоящих моделей им далеко, но и стоимость невысока.

Зависимо от целей покупки, выбор следует остановить на:

  • малолитражках. Им свойственны компактность, маневренность, небольшое количество места для багажа. Дешевое решение для передвижения по городу без выхода за рамки скромного бюджета;
  • кроссоверах. Основное достоинство – не то, сколько стоит машина, а высокий клиренс с возможностью уверенно преодолевать кочки, выбоины, бордюры. С серьёзным бездорожьем справиться не удастся, но незначительное уверенно преодолевается;
  • седанах. Просторный салон со значительно большим объемом места для багажа. Вполне пригоден для дальних поездок;
  • внедорожниках. Самое удачное решение для любителей охоты, рыбалки, передвижения за пределами ровных ухоженных дорог. Ему подвластны болота, поля и леса благодаря прочной конструкции. высокому дорожному просвету.

Как падает цена на популярные автомобили с годами

Преимущество популярности состоит в замедленном уменьшении стоимости. Потерять 10-20% первоначальных вложений за три года – это успех, продиктованный правильным выбором и реже, стечением обстоятельств.

Разнесем автомобили по классам, чтобы четче видеть рейтинг и понимать, какие автомобили меньше всего теряют в стоимости за три года в рамках конкретного сегмента. Именно этот период взят за основной при составлении таблиц уценки по машинам аналитическим агентством Автостат.

Таблица легковых автомобилей, которые меньше всего теряют в цене

Класс

Место в рейтинге Модель

Потеря стоимости, %

B 1 Renault Logan/Sandero 14,5
2 Hyundai Solaris 15
3 Kia Rio 15,5
C 1 Hyundai Elantra 17,5
2 Mazda 3 17,7
3 Kia Cerato 19,3
D 1 Skoda Superb 16
2 Mazda 6 16,2
3 Kia Optima 17
E 1 Lexus ES 24,1
2 Mercedes-Benz CLS-Class 25,5
3 Audi A7 27
F 1 Mercedes-Benz S-Class 31
2 BMW 7-Series 34
3 Jaguar XJ 44

SUVы давно отделились от легковушек, нарастили базу приверженцев, а их популярность с годами только приумножается. Паркетников настолько много, что агентству пришлось вынести премиальные машины в отдельную таблицу.

Таблица компактных и среднеразмерных кроссоверов, которые дешевеют медленнее всех

Класс

Место в рейтинге Модель

Потеря стоимости, %

B 1 Lada 4×4 15
2 Renault Duster 15,4
3 Chevrolet Niva 21
C 1 Mazda CX-5 8
2 Mitsubishi Outlander 14
3 Honda CR-V 16
D 1 Kia Sorento 17
2 Toyota Land Cruiser Prado 19
3 Hyundai Santa Fe 21
E 1 Toyota Land Cruiser 200 13
2 Volkswagen Touareg 21
3 Mitsubishi Pajero 22

Что мы видим: из топа новых бюджетных кроссоверов вырвался только Renault Duster. А вот из лучших б/у SUV до 1 000 000 рублей фигурируют Mitsubishi Outlander и Honda CR-V.

Таблица кроссоверов класса премиум, которые медленно теряют в стоимости

Класс

Место в рейтинге Модель

Потеря стоимости, %

C 1 Mercedes-Benz GLA-Class 23
2 Audi Q3 25
3 Land Rover Range Rover Evoque 26
D 1 Porsche Macan 18
2 Lexus NX 19
3 Infiniti QX50 24
E 1 Audi Q7 17
2 Porsche Cayenne 20
3 Lexus GX 21

Не все популярные автомобили вошли в топ наименьших потерь по стоимости за три года эксплуатации. В рейтинге вы не найдете популярных Toyota Camry и Highlander, которые теряют 25% и 20% соответственно. Нет здесь и новых Volvo XC90 с уценкой свыше 25%.

Выбыла и Lada Granta (17%). Но в классе MPV Lada Largus отстает только от лидера – Volkswagen Caddy (13% против 17%). Возможно, в будущем тольяттинская продукция вновь вернется на первое место благодаря массе положительных отзывов о Lada Vesta SW Cross, которые расходятся горячо.

Не место в зачете и китайским машинам. Они не популярны, отчего влаживаться в них вообще не выгодно. Цена может упасть на 70% от первоначальной.

Что такое эффект владения?

Эффект владения (эффект обладания) – одно из самых сильных когнитивных искажений, заставляющее человека оценивать конкретный объект более благоприятно только потому, что он принадлежит ему . Суть его сводится к следующему: люди больше ценят вещи, которые уже принадлежат им, чем те, которыми могут овладеть в будущем.

Первооткрывателем эффекта владения стал американский экономист и один из основоположников поведенческой экономики Ричард Талер. Будучи студентом факультета экономики Рочестерского университета, он любил собирать заметки о нерациональном, с точки зрения экономики, поведении окружающих.

Так, однажды, он заметил, как один из его преподавателей, Ричард Розетт, являвшийся ярым поклонником и знатоком хороших вин, не желал продавать бутылку из собственной коллекции. Сам профессор приобретал новые «экспонаты» исключительно на аукционах, не дороже 35 долларов, однако, не готов был продать их даже за 100 долларов.

Экономическая теория предполагает, что у каждого человека, продающего свой товар, должна быть предполагаемая его оценка. Так, если бы профессор оценивал конкретную бутылку вина, скажем, в 50 долларов, то он должен был согласиться ее продать за любую цену выше обозначенной.

Минимальная продажная цена и максимальная цена для покупки должны совпадать, но на деле между ними оказался большой разрыв – целых 65 долларов. Такая разница объясняется неприятием потерь: негативные эмоции из-за расставания с бутылкой из собственной коллекции перевешивают радость от покупки новой.

Талер пришел к выводу, что владение товаром повысило его ценность для профессора, а, значит, подняло и цену для покупателей. В дальнейшем он обнаружил большое количество схожих историй с подобным нерациональным поведением. Ученый приводит в пример инвесторов, которые вместо продаж акций с целью увеличения прибыли отказываются от этой идеи, якобы пытаясь избежать риска.

По мнению исследователя, эффект обладания чаще всего возникает у человека по отношению к семейным реликвиям, передающимся из поколение в поколение, или безделушкам, подаренным на памятных свиданиях, в отличие от товаров повседневного спроса .

Данный эффект часто проявляется и на рынке недвижимости. Так, например, собственники жилья при продаже часто устанавливают завышенные цены, чтобы компенсировать потенциальное чувство потери, даже если это снижает вероятность его продажи.

А владельцы автомобилей, решившие продать свою собственность по системе trade-in (обмен старого автомобиля на скидку при покупке нового), сделают выбор в пользу предложения с более высокой суммой за старой автомобиль, даже если покупка нового в целом обойдется им дороже .

Эффект владения – это форма косвенного самоулучшения, аналогичная той предвзятости, которую люди проявляют в отношении своих собственных, а не других групп. Концепция собственности создает психологическую ассоциацию между владельцем и объектом. В той степени, в которой владелец видит принадлежащий ему объект в благоприятном свете, он может косвенно увидеть себя в свете, еще более выгодном.

Предполагается, что эффект обладания возникает потому, что люди мотивированы видеть себя исключительно с хорошей стороны. Эта тенденция может принимать разные формы. Например, некоторым свойственно переоценивать свои способности в таких навыках, как вождение автомобиля или знание иностранного языка. Часто такие люди предпочитают выборочно сосредотачиваться на положительных, а не отрицательных убеждениях о себе .

Так, например, участники той или иной группы (социальной, этнической, рабочей) чаще более положительно оценивают собственную группу, чем остальных. Вместо того, чтобы оценивать себя по объективным критериям (способности, навыки, достижения), люди предпочитают приписывать себе баллы за совершенно не относящиеся к делу факторы (дата рождения, интересы и предпочтения).

Ученые разделились на два лагеря: одни связывают такое поведение с эффектом владения, другие, напротив, отрицают возможность существования данного феномена. Противники эффекта полагают, что он может проявляться далеко не у всех и во многом зависит от контекста .

Заключение

Вещи в жизни многих людей играют свою роль – они помогают хранить память о близких людях или значимых событиях, дарят чувство надежности, стабильности и защищенности. Нет ничего плохого в том, чтобы воскрешать теплые эмоции благодаря предметам-триггерам.

Однако стоит быть максимально внимательными к моменту, когда привязанность к материальному перерастает в другие крайности: чрезмерное потребление, тягу к накопительству и попадание под манипуляции рекламных кампаний.

В случае, если вы чувствуете, что теряете контроль над ситуацией, вспомните об этой статье и подумайте о том, действительно ли вам нужно то, чего так хочется. Желаем удачи!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоРалли
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: