Технические особенности
Новая машина была немного длиннее предшественников. Для улучшения аэродинамики лобовое стекло сложной криволинейной формы имело большой угол наклона. За счет увеличенной до 2870 мм колесной базы автомобиль имел просторный пятиместный салон. О размерах салона говорит такой факт, что панель крыши была почти на 300 мм длиннее, чем на ГАЗ 3110. При этом багажник машины имел объем более 700 литров, что является очень хорошим показателем для машин такого класса. Запасное колесо располагалось под полом багажника.
Машину в базовом варианте предполагалось оснащать достаточно современным 130-сильным мотором ЗМЗ 406. Вторым вариантом двигателя должен был стать дизель ГАЗ 560, производство которого активно осваивалось в то время. При компоновке моторного отсека была предпринята попытка максимально сместить двигатель за ось передних колес, ближе к моторному щиту. Из-за этого усложнилась конструкция агрегатов трансмиссии. Редуктор главной передачи удалось разместить только сбоку под двигателем. Выходной вал пятиступенчатой коробки передач связан с редуктором пластинчатой цепью.
Примечания[править | править код]
- ↑ С. Марьин. . За рулём, № 7, 1990 (июль 1990). Дата обращения: 10 июля 2022. 10 июля 2022 года.
- Олег Полажинец. . www.kolesa.ru. Дата обращения: 11 июля 2020.
- Олег Полажинец. . www.kolesa.ru. Дата обращения: 11 июля 2020.
- Сергей Канунников. ГАЗ‑3103 и другие Волги, которых никто не увидел. За рулём (15 февраля 2019). Дата обращения: 6 марта 2020. Архивировано 28 апреля 2020 года.
- От полуторки до полуторки — Январь 1992 года — архив За рулём. www.zr.ru. Дата обращения: 11 июля 2020. Архивировано 13 июля 2020 года.
- . www.zr.ru. Дата обращения: 9 октября 2022. 9 октября 2022 года.
- Павел Жуков. . Stone Forest (8 мая 2019). Дата обращения: 12 июля 2020.
- За рулём, июнь 1993 от 22 июля 2021 на Wayback Machine
- Шумилов Алексей. «ГАЗ-3105. Большая волга». За рулём (28 ноября 2005). Дата обращения: 30 октября 2019. Архивировано 30 октября 2019 года.
- М.Бекасова. Российское ралли: путь к совершенству. За рулём, № 6, 1994 (июнь 1994). Дата обращения: 30 октября 2019. Архивировано 26 декабря 2019 года.
- . www.zr.ru. Дата обращения: 29 октября 2022. 29 октября 2022 года.
Комфорт для водителя и пассажиров
В базовой комплектации машина оснащалась дисковыми тормозными механизмами на всех колесах с антиблокировочной системой. Система разрабатывалась специалистами германской специально под параметры ГАЗ 3103. Безопасность при авариях обеспечивали две подушки безопасности, которые предполагалось ставить на все версии машины. Конструкторы применили рулевой механизм с гидроусилителем и регулируемую в двух направлениях рулевую колонку.
Дополнительный комфорт в салоне обеспечивался системой кондиционирования воздуха, штатной аудиосистемой. Сиденья, боковые стекла и зеркала могли иметь электропривод регулировок. На ГАЗ 3103 «Волга» широко применялись комплектующие от иностранных поставщиков. Импортными были сиденья, комбинация приборов, передняя и задняя светотехника.
Легковой автомобиль ГАЗ-3101 (8 фото) . Чёрт побери
Данная машина была разработана сотрудниками Горьковского автозавода в рамках работ по модернизации легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга». В серийное производство данная машина не запускалась, однако наработки, полученные в ходе её создания были использованы как при создании «Волги» нового поколения — ГАЗ-3102, так и при текущей модернизации серийных ГАЗ-24
Сам ГАЗ изначально предполагал, что «Волга» ГАЗ-24 пробудет на конвейере в течение примерно 10 лет, как и предыдущие модели завода («Эмка» М-1 — 1936-1946, «Победа» М-20 — 1946-1958) — то есть, до конца семидесятых годов, после чего будет заменена принципиально новой платформой.
Главной задачей, поставленной перед разработчиками, было максимальное сохранение уже находящихся в производстве узлов и агрегатов, и в первую очередь это касалось кузова. Дело в том, что самая сложная и дорогая в разработке и освоении часть автомобиля — дверные проёмы и крыша. Они и должны были остаться нетронутыми, что фактически предопределило и внешний вид будущего автомобиля, и практически весь набор его преимуществ и недостатков. Коллектив ГАЗ-а сделал, пожалуй, практически всё от него зависящее, что можно было сделать в этих жёстко заданных рамках.
ГАЗ-3101
Первой в семействе — и, по совместительству, первой моделью завода, получившей обозначение согласно уже давно введенной единой отраслевой нормали (ОН 025270-66 от 1966 года), стала собранная в декабре 1973 года «Волга» ГАЗ-3101.
Силовой агрегат новой «Волги» должен был состоять из шестицилиндровых двигателей объёмом в 2990 см³ ГАЗ-24-14 и ГАЗ-24-18. ГАЗ-24-14 был разработан в первой половине 1960-х как альтернативный мотор для ГАЗ-24. Машина оборудованная им успешно прошла испытания но её в серию не запустили, даже в ограниченном количестве для спецслужб.
С ГАЗ-3101, завод надеялся воплотить переход на V6, и если мотор ГАЗ-24-14 с его чугунным блоком был бы оптимальным для резких нагрузок (предполагалась даже спортивная версия), то ГАЗ-24-18, имея идентичную поршневую группу, оснащался традиционным для ГАЗа алюминиевым блоком с мокрыми гильзами.
С новым мотором предлагалась и автоматическая трансмиссия. Её ГАЗ впервые выпустил на Волге М-21, но дефицит масла ATF, низкая культура сервиса и малая мощность двигателя ЗМЗ-21 быстро завершили данный проект. Учитывая, что опытные образцы свернутого АЗЛК 3-5 также имели автоматическую трансмиссию, очевидно, что планировалось устранить технический разрыв в данной области.
ГАЗ-31011
Следующим шагом в этом процессе стала модификация ГАЗ-31011, которая задала тон всем последующим разработкам. Таких машин было несколько, с различными вариантами оформления, последовательно приближающегося к тому, которое знакомо нам по серийной «ноль-второй», и разными силовыми агрегатами.
В основном прототипы имели опытные трёхлитровые V6 или V8 рабочим объёмом 4,25, представлявший собой форсированный мотор на базе мотора ЗМЗ-53, с головками блока цилиндров как на 14 Чайке и догонялках-кгб с змз-505, и 5,53 литра (от ГАЗ-24-24), спаренные с гидромеханическими автоматическими трансмиссиями.
Данная машина была разработана сотрудниками Горьковского автозавода в рамках работ по модернизации легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга». В серийное производство данная машина не запускалась, однако наработки, полученные в ходе её создания были использованы как при создании «Волги» нового поколения — ГАЗ-3102, так и при текущей модернизации серийных ГАЗ-24
Современные тенденции[править | править код]
На ГАЗе к 1987 году были представлены первые опытные образцы, имевшие ряд нововведений, таких как: реечное рулевое управление с гидроусилителем, регулировка руля по длине и наклону, постоянный полный привод с возможностью блокировки межосевого дифференциала, подвеска типа Макферсон спереди и сзади, климатическая установка с электронным управлением и полный электропакет, включавший центральный замок, электрические стеклоподъёмники на всех дверях, электрические приводы регулировок как передних, так и заднего сидений.
Особенностью автомобиля являлась удачная компоновка, при которой салон при тех же внешних габаритах по сравнению с обычной «Волгой» был просторнее, с электрорегулировками сидений, без прямых острых линий. Коэффициент лобового сопротивления Сх=0,35…0,36. Была предусмотрена установка климатической системы.
Машина оснащалась карбюраторным двигателем 3105 V8 с карбюратором К-114 и, позже, «Пирбург» (Pierburg). Двигатель 3105 имел унификацию с двигателем ВАЗ-21083 и агрегатировался с двухвальной пятиступенчатой коробкой передач и сухим однодисковым сцеплением с диафрагменной пружиной вытягиваемого типа. Для управления двигателем использовалась бесконтактная система зажигания с ограничителем оборотов двигателя. Также предполагалось использовать ABS и катализатор отработанных газов.
Для дилеров стоимость автомобиля составляла от $50000 до $60000, что было сопоставимо с автомобилями иностранного производства того же класса.
История создания
К концу семидесятых годов коллективу ГАЗа коллективу предприятия становится понятно, что базовая модель ГАЗ-24 стремительно устаревает. Кроме того, с ростом доходов населения, а также постепенного вывода отработавших свое «Волг» из таксопарков, все большее количество автолюбителей получает возможность приобрести машину в частное пользование. Престиж «Волги» как представительского автомобиля стремительно падает. С конца семидесятых годов один за одним появляются варианты рестайлинга базового автомобиля.
Первым в череде концептуальных моделей появился ГАЗ-3101, в стайлинге которого уже можно заметить характерные черты будущего автомобиля
Обращают на себя внимание новые блок-фары, молдинг, пущенный по боковине кузова, иные передние крылья и капот
В 1980 году испытания проходят так называемые «переходные» версии ГАЗ-3101. На фотографии ниже один из прототипов. Ручки дверей ещё от ГАЗ-24, однако передок полностью новый. Колпаки колес в стиле «Чайки» заменили аналогичные «тарелки» у «двадцать-четвертой»
По сравнению с предыдущей моделью, автомобиль был переработан и конструктивно
В частности, повышенное внимание уделялось безопасности, шумоизоляции и экологичности. Салон решен в стилистике более «взрослой» «Чайки»
Была также переработана трансмиссия, а двигатель был предусмотрен оригинальный — форкамерный. Соответственно, совершено другой была головка цилиндров (блок цилиндров также отличался). Помимо основной камеры сгорания, в ней на каждый цилиндр имелась небольшая дополнительная (форкамера, предкамера, аванкамера). В неё из карбюратора (К-156) поступала обогащенная воздушно-топливная смесь. А основная камера заполнялась обеднённой смесью, которая и поджигалась факелом горячих газов, вырывающихся из форкамеры. В результате двигатель устойчиво работал практически во всех режимах на обеднённой смеси. Форкамерных двигателей было выпущено существенно меньше, чем «Волг» 3102, и многие из них поэтому оснащались обычным двигателем ЗМЗ-402.
Волга в необычном вишневом цвете. Фотография, скорее всего, сделана в Прибалтике.
Ещё одна рекламная фотография
На ней обращают на себя внимание классические колпаки колес вместо пластиковых
В 12 номере за 1982 год издание публикует подробный отчет. Опуская специфическую риторику тех лет, приведем текст вкладки с техническими характеристиками:
К производству «Волги» третьего поколения (после ГАЗ-21 и ГАЗ-24) горьковский автомобильный завод приступил недавно. У новой «Волги» более современной по внешнему виду кузов в сравнении с ГАЗ-24, новый интерьер салона, дисковые тормоза передних колес и ряд других усовершенствований. К числу их относятся радиальные шины, галогенные фары, струйные стеклоочистители фар, бензобак позади спинки заднего сиденья, раздельный привод тормозов. Важнейшее новшество — двигатель с форкамерным зажиганием, в основе которого лежит ЛАГ-процесс (лавинная активация горения), позволяющий снизить на 10-18% расход топлива, а также выброс в атмосферу с отработавшими газами токсичных веществ.
Также издание указывает и на работу, проделанную в сфере повышения безопасности автомобиля, что для 1982 года было уже весьма актуально, ведь продукция ГАЗа шла за рубеж:
в конструкцию автомобиля включен полный комплект элементов пассивной и активной безопасности, предусмотренных отечественными и зарубежными нормами. Это целиком новая тормозная система, усовершенствованное светотехническое оборудование, а также подголовники и инерционные ремни безопасности передних сидений, электрообогреваемое заднее стекло, топливный бак, вынесенный в безопасную от повреждений при ударах зону (за спинку заднего сиденья)
Закрытие проекта[править | править код]
В 1992 году автомобиль был представлен на международных салонах в Лейпциге и Брюсселе и произвёл впечатление. Однако подсчитали, что производство такого автомобиля для правительства обходится дорого, и с 1992 года по 1996 год было произведено всего лишь 55 автомобилей вместо планируемого объёма выпуска 250 автомобилей в год.
ГАЗ-3105 имел несколько модификаций. Первая из них (3105) имела двигатель 3105 с карбюратором К114 и развивала мощность 156 л. с., более поздняя модификация имела карбюратор Пирбург 4А1 (Solex 4A1) и развивала 170 л. с. Модификация с двигателем 3105, оснащённым моновпрыском Lucas, имела индекс 31052 и так же развивала мощность 170 л. с. Также имелась модификация с двигателем 3105, оснащённым распределённым впрыском топлива и микропроцессорной системой управления фирмы Абит (Санкт-Петербург), индекс двигателя изменили на ГАЗ-321.10, а номер модели стал 31054. Последняя из модификаций была сделана инженерами ГАЗа уже после прекращения выпуска автомобилей, имела двигатель ЗМЗ-406 с системой впрыска, поскольку нужно было собрать оставшиеся автомобили для продажи, а двигатели 3105 (ГАЗ-321.10) ГАЗ уже перестал производить.
В 1993 году на старт чемпионата России по ралли выходила раллийная версия модели ГАЗ-3105.
Другой вариант: 1996-97 гг[править | править код]
Несколькими годами позднее, на основе удлинённой модификации кузова 3105 были разработаны автомобили под теми же индексами: 3103 (передний привод) и 3104 (полный привод). Отличиями от варианта 1987—1992 гг. в конструктиве являются рычажные подвески вместо подвесок типа «качающаяся свеча» (задняя также с подрамником) и цепь Морзе в трансмиссии. Кузову были приданы дополнительные выпуклости — в соответствии с модным в то время «биодизайном». Построены по одному макетному образцу. Автомобили 3103 и 3104 были представлены на Московском автосалоне в 1998 году, параллельно с альтернативным возможным вариантом автомобиля среднего класса ГАЗ — моделью , разработанной в тех же годах.
Вторая попытка
В 90-е завод продолжал выпускать наследников 24-й «Волги». Модернизированный ГАЗ 31029 имел устойчивый сбыт, что позволило заводу запустить в серию малотоннажный грузовик «Газель».
После этого начались работы по улучшению характеристик текущей версии легкового автомобиля. В результате этих работ в 1997 году на конвейер встал ГАЗ 3110. Параллельно шла разработка совершенно новой модели. В 1998 на выставке «Мотор-шоу 98» был показан прототип автомобиля с передним приводом под обозначением ГАЗ 3103. Параллельно был представлен вариант 3104 с полным приводом и еще один концептуальный седан ГАЗ 3111.
Машина получила положительные оценки и завоевала несколько призов от организаторов выставки и автомобильной прессы. Несмотря на это, автомобиль повторил судьбу своего предшественника. Активные доработки продолжались до 2000 года, но в серию машина так и не попала. Не дошел до конвейера и вариант 3104 с полным приводом. Всего было собрано два выставочных прототипа. Самым «везучим» оказался ГАЗ 3111 – он производился мелкими сериями до 2004 года и разошелся тиражом около 500 штук.
Модернизации
В 1992 году с использованием узлов и агрегатов ГАЗ-3102 начинается выпуск автомобиля ГАЗ-31029. По сути это все та же «десятая» модель, однако с более обтекаемым и современным оперением, задними фонарями от ГАЗ-3102 и двигателем ЗМЗ-406.10. Выпуск двух моделей, как и ранее, ведется параллельно.
В 2003 году автомобили ГАЗ 3102 стали оснащаться бесшкворневой передней подвеской и стабилизатором поперечной устойчивости в задней подвеске. Из внешних изменений можно отметить новые более удобные ручки дверей.
ГАЗ 3102 образца 2003 года. На автомобиле установлены более современные ручки дверей от ГАЗ-3110, а так же новые штампованные колеса (выглядят, впрочем, как литые)
В 2005 году интерьер ГАЗ 3102 был изменён. Автомобиль получил новый салон, который был позаимствован у модели ГАЗ-31105 .
В 2009 году производство этой классической модели официально сворачивается, однако, по некоторым данным, её можно заказать в ателье ГАЗа.
Торпедо ГАЗ-3101 «Волга» Опытный ‘1973
Экспериментальный вариант обновления «Волги». Дизайнер Н.И. Киреев предложил рестайлинг выпускаемого кузова — с акцентом на новую переднюю оптику и обилие хромированных деталей. В интерьер также были внесены довольно значительные изменения: появились новая панель приборов (стилистически напоминавшая панель будущего серийного ГАЗ-3102), передние и задние сиденья с интегрированными подголовниками, дверные карты оригинального дизайна. Единственный экземпляр ГАЗ-3101 был оснащен 115-сильным двигателем ЗМЗ-53 (V8, 4.25 л). Четырехзначный (вместо двухзначного) индекс машине был присвоен в соответствии с отраслевой нормалью 1966 года. Полтора десятилетия ГАЗу удавалось обходить ее предписания и давать своим основным моделям собственные простые индексы.
Характеристики изображения:
- Разрешение: 1024×768
- Размер: 647 KB
- Добавил: Владимир Беляев,
12 сентября 2016 г. - Статус изображения: Принято
Все изображения являются чьей-либо собственностью.
Поделиться своей радостью, обсудить наболевшее и просто поболтать об автомобилях и не только вы можете на нашем форуме.