Создание ЕрАЗ и особенности производства
В 1964 году была поставлена задача модернизации популярного рижского фургона РАФ-977Д. Главной целью было создание альтернативы грузовику ГАЗ-51. В результате должна была получиться более экономичная, мобильная, практичная машина.
Со временем незначительно менялась штамповка кузова, появлялись отдельные элементы. В конце 80-х годов вместо двигателя ЗМЗ-24-01 стали использовать улучшенный вариант ЗМЗ-4021. Уже в 1990-х годах в очередной раз обновился мотор. В это время установили УМЗ-4178, а также под пол слева установили бензобак от автомобиля УАЗ.
Некоторым образом изменился и экстерьер микроавтобуса. Начали использоваться алюминиевые бамперы с пластиковыми закруглениями, а также пластмассовая решетка радиатора. Максимальное количество микроавтобусов марки ЕрАЗ-762 выпускалось в начале 90-х годов прошлого века. За все 30 лет производства никаких существенных изменений в техническом плане конструкция автомобиля не получила.
Кроме того, микроавтобус не отличался комфортабельностью, практичностью, надежностью, поэтому фанатов этой модели, да и сами машины встретить сегодня практически невозможно.
adidas x Raf Simons
Практически сразу, как Симонс перешел в Диор, он начал сотрудничество с adidas. Его любимыми кроссовками всегда была модель Stan Smith, которую дизайнер и выбрал. Раф обновил обувь, представив ее в ярких цветах. Вместо привычной перфорации в виде трех полосок по бокам появилась буква «R». К тому времени модельер уже неоднократно сотрудничал с Fred Perry, Eastpak, Linda Farrow, Asics и художником Стерлингом Руби. Он рассматривал бренды как музеи, которые предоставляют ему свои архивы и назначают его на должность куратора, чтобы выбирать, изобретать, сопровождать и создавать новые произведения. Обувь всегда была ключевым элементом для Рафа. Линия adidas by Raf Simons была естественной эволюцией его таланта.
Помимо Stan Smith преобразились такие модели, как Response, Terrex и Ozweego
На кроссовки мало кто обращал внимание, пока за обновление не взялся Симонс. Также в последующие годы были представлены особые варианты Matrix Spirit, Rising Star, Detroit Runner, Bounce, высокие Bunny Bounce и сандалии Adilette
ЕрАЗ: что производил Ереванский автозавод?
Документация была передана из Риги в Ереван, и в 1966 году были собраны первые ЕрАЗ-762, внешне от «рафиков» никак не отличавшиеся. Завод был построен для увеличения производства развозных фургонов и микроавтобусов РАФ-977.
Так что практически все подобные машины, которые можно до сих пор встретить на российских дорогах, — это именно ереванская, а не рижская продукция, хотя ереванский завод завершил своё существование в 2002 году. В то время как РАФ уже в середине 70-х перешёл на более современную модель РАФ-2203 «Латвия», на ЕрАЗе архаичные автобусы с округлыми формами продолжали строить аж до 1996 года!
Документация была передана из Риги в Ереван, и в 1966 году были собраны первые ЕрАЗ-762, внешне от «рафиков» никак не отличавшиеся. Завод был построен для увеличения производства развозных фургонов и микроавтобусов РАФ-977.
10 новозеландских автомобилей: что вы знаете о них?
Так что практически все подобные машины, которые можно до сих пор встретить на российских дорогах, — это именно ереванская, а не рижская продукция, хотя ереванский завод завершил своё существование в 2002 году. В то время как РАФ уже в середине 70-х перешёл на более современную модель РАФ-2203 «Латвия», на ЕрАЗе архаичные автобусы с округлыми формами продолжали строить аж до 1996 года!
Ещё новости
27.08.2022 Полиция задержала жительницу Австралии в ее день рождения — ей исполнилось 100 лет
Но к тому же она была и мечтательницей, и десятилетиями желала быть арестованной правоохранительными органами. Жительница Австралии Джин Бикентон всю свою (очень долгую) жизнь была сознательной и зако…
27.08.2022 Это стало полной неожиданностью. Марсоход Perseverance обнаружил на дне бывшего озера магматические породы
По словам Фарли, происхождение магматических пород Езеро остается загадкой, поскольку в кратере или рядом с ним нет явных вулканических образований. «Мы были очень рады найти магматические породы», — …
27.08.2022 Недоработка в Chrome, позволяющая изменять буфер обмена без действий пользователя
Если в Firefox, Safari и старых выпусках Chrome запись в буфер обмена допускалась только после явных действий пользователя, то в новых выпусках для записи достаточно просто открыть сайт. В недавних в…
27.08.2022 Россияне стали меньше платить за смартфоны и ноутбуки. Снижение среднего чека связано с выгодными ценами и расширением ассортимент доступных моделей
Эти данные содержаться в исследовании аналитического ресурса «Чек Индекс»: эксперты сравнивали данные, собранные с 1 по 20 августа этого и прошлого годов. Средний чек россиян на покупку смартфонов ока…
27.08.2022 Две карты SIM, экран 2K, четыре динамика и поддержка Widevine L1. Представлен планшет Chuwi HiPad Max
В основе устройства лежит SoC Snapdragon 680, то есть поддержки 5G тут нет. Новинка стоит 400 долларов, хотя первые пару дней после старта продаж её можно было купить всего за 200 долларов. Экран диаг…
Все новости
Массовое распространение
- санитарные автомобили;
- маршрутные такси;
- олимпийская серия, специально разработанная для работы в Москве 1980 года;
- милицейские автомобили.
Самой распространенной модификацией была медицинская. Маркировалась эта версия РАФ-22031 и изначально производилась на одних сборочных линиях с остальными разновидностями. Позже под сборку санитарных автомобилей был выделен отдельный конвейер.
Были и более специализированные модели, например, для переливания крови или реанимобили. Но они выпускались крайне ограниченными партиями.
пассажирских автобусов
В начале 1990-х производилась версия РАФ-22039, специально для маршрутных такси. Она отличалась повышенной вместимостью и крышей из стеклопластика. Это позволяло снизить массу автомобиля, а также благодаря увеличенной вместимости повышало прибыльность маршрутов.
Существовала отдельная модификация для передвижных лабораторий, она имела дополнительные аккумуляторы для питания приборов.
Ограниченным тиражом производились автомобили ГАИ и штабные автобусы пожарной охраны.
История предприятия.
Летопись Ереванского автомобильного завода датируется с 31 декабря 1964 года, именно тогда по распоряжению Советского министерства Армянской ССР приняли решение «О создании в г. Ереван в строящихся помещениях завода «Автопогрузчик»; предприятия по производству автомобилей-фургонов с грузоподъемность до 1,0 тонн;».
Данная статья несет информационный характер, но если вас интересует заказ и аренда микроавтобусов, то можем порекомендовать этот сайт — http://ograntrans.ru/zakaz-i-arenda-mikroavtobusa/.
За 1965 год появилось первое коллективное ядро, в котором на Ульяновском и Рижском заводах автомобильной промышленности прошли обучение 66 человек. Тогда же завершилось строительство первого производственного корпуса, установлены первые станки, прошли обработку первые детали. Согласно распоряжения Совмина Арм ССР под N795 от 10 сентября 1965г. возводимый завод автопогрузчиков получил название ЕрАЗ- Ереванский автомобильный завод. Первым директором завода стал Завен Абрамович Симонян, который занимал руководящую должность с 1966 по 1968 годы. Именно с ним связаны работы по обустройству завода, разработке генерального плана и финансового формирования капитального строительства. В этот период произошло освоение и выпуск первых экземпляров, утверждены мощности для массового производства 2500 авто в год, при этом выпуск был доведен до 1тыс. автомобилей в год.
К 1973-му году объем готовой продукции вырос до 6500 шт. Завершилось капитальное строительство сборочного и прессо-кузовного производств. Завод был полностью обеспечен основным оборудованием. В 1971г. конструкторами предприятия был создан автофургон нового поколения под названием ЕрАЗ-3730. В следующем году с помощью усиленных мероприятий продолжилась постройка второго производственного прессо-кузовного корпуса. Затем по окончании работ сразу приступают ко второй реконструкции, целью которой являлось доведение годовой производительности до 12 тыс. автомобилей. В период с 1972 по 1975 г. идет монтаж подвесного-толкающего сборочного конвейера — второго в СССР, созданного Минским СКБ-3. Первый такой конвейер в СССР спроектировали, изготовили и смонтировали в г. Тольятти на Волжском автомобильном предприятии. На заводе завершился монтаж оборудования и окончена сдача в эксплуатацию прессо-кузовного корпуса, проведена модернизация основных производственных цехов, в результате чего производственная мощность увеличилась до 13 тыс. авто/год, выполнен запуск главного конвейера, начались технологические приготовления к выпуску машин новой модели ЕрАЗ-3730, фактический выход готовых изделий составил 10 тыс. шт. в год по сравнению с 7-ми тыс. ранее.
Особое мнение. Чуда не случилось
Небольшой тест-драйв маршрутки РАФ-977ДМ меня откровенно разочаровал. С точки зрения современного водителя посадка за рулем этой машины тесная и неудобная, обстановка вокруг примитивная, а обзорность, несмотря на бескапотную компоновку, оставляет желать лучшего: сказывается узкое ветровое стекло и толстые стойки кузова, находящиеся в поле зрения водителя. Единственное, что выглядит достойно даже сегодня, – это расположение и четкость работы рычага трехскоростной коробки передач. Все остальное навевает тихий ужас – как же целый день работали в таких условиях водители маршруток?
Так ведь и для пассажиров условия были не лучше! На высокопрофильной «волговской» резине машина сидит высоко, а сам кузов низкий. Чтобы забраться в салон, пассажир должен поднимать ногу как можно выше, а голову, наоборот, наклонить и при этом еще нырнуть внутрь кузова. Теперь я понимаю, что не самые лучшие с точки зрения посадки РАФ-2203 после старого «рафика» воспринимались как откровение. Пассажирские сиденья в РАФ-977ДМ больше напоминают автобусные, как будто их просто переустановили сюда от ЛАЗа или ЛиАЗа. Никакой комфортабельности легкового автомобиля, о чем так много говорили в РАФовских рекламных проспектах 1960-х годов, здесь нет и в помине. Хотя сама планировка салона сделана грамотно – ко всем местам свободный проход и нет ощущения скученности пассажирских мест. Особенно мне понравился задний трехместный диванчик – просторно и всех видно «с галерки». Но усидеть ровно на этих сиденьях да еще на скорости и ухабах невозможно в принципе… Говорите, туристские версии «рафиков» использовались в «Интуристе»? Ну-ну…
Из положительных моментов нельзя не отметить удобство обслуживания автомобиля – хороший доступ к двигателю открывается через капот в кабине, не то что в современной «ГАЗели», где к зажатому со всех сторон двигателю можно подобраться только спереди. Вообще заниматься с карбюратором, сидя на водительском сиденье, намного комфортнее, чем стоять на улице, да еще не дай бог под дождем. Только здоровенный металлический капот РАФа при этом нужно снять и передать в салон. В открытом состоянии он упирается в потолок и угрожающе нависает острыми кромками над шеей водителя, колдующего над двигателем.
Такие автомобили просто необходимо сохранять в качестве наглядной демонстрации автомобильного прогресса в области микроавтобусов. Что в 1950–1960-х годах воспринималось как верх совершенства, сегодня вызывает лишь сочувствие к тем, кто этой техникой пользовался, но именно РАФ-977 стал первым массовым микроавтобусом в нашей стране и благодаря ему многие узнали о самом факте существования в мире нового подвида транспорта.
Описание[править | править код]
В 1964 г. на базе микроавтобуса РАФ-977Д «Латвия» на Рижской автобусной фабрике был создан однотонный развозной фургон РАФ-977К . Ограниченные производственные мощности РАФа не позволили тогда развернуть их серийный выпуск, и его передали на ЕрАЗ — завод, масштабы которого изначально были рассчитаны на производство автопогрузчиков. Решение об использовании кузова и шасси микроавтобуса (легковых) для перевозки грузов было спонтанным и временным, также, данная модификация не рассматривалась как основной продукт — её назначение было сугубо вторичным, что предопределяло второстепенный характер и уровень её производства в Ереване, и накладывало печать побочности на весь завод. Автомобиль оказался непригоден для данной задачи: главным образом из-за плохой жёсткости кузова и перегруженности его передней части, поэтому одновременно с началом производства данного автомобиля, работники ЕрАЗ, при участии НАМИ, начали разрабатывать настоящий, собственный, автофургон ЕрАЗ-763 «Армения». По причине возникшей обратной зависимости РАФ от ЕрАЗ, для которого последний должен был поставлять некоторые кузовные элементы, до появления у РАФ следующего современного микроавтобуса (модели ), а также нехватки у ЕрАЗ мощностей для одновременного производства старого и нового автомобилей, запуск модели ЕрАЗ-3730 «Армения» был отложен в пользу продолжения производства неподходящего автомобиля ЕрАЗ-762. Это, в большей степени, предопределило дальнейшую плохую судьбу завода.
Модель, конструктивно принадлежащая к 1950-м годам, производилась в Ереване вплоть до 1996 года, несмотря на свою архаичность, поскольку автофургоны малой грузоподъёмности были крайне востребованы народным хозяйством. Фактически за 30-летнюю историю производства продукция завода модернизировалась незначительно.
С 1966 по 1971 годы выпускался фургон ЕрАЗ-762, который имел гладкие стенки бортов и восемь продольных гофров на крыше. С 1971 по 1976 годы выпускался фургон ЕрАЗ-762А, который получил штамповки-фальшокна на боковинах кузова, а также в дверях грузового салона (панели кузова аналогичны автобусу РАФ-977ДМ).
С 1976 по 1979 годы выпускался фургон ЕрАЗ-762Б, который получил двигатель от автомобиля ГАЗ-24-01 «Волга». Внешне отличался наличием трёх выпуклых гофрированных полос на боковинах и задней части кузова, поперечными гофрами крыши а также иной, более сложной штамповкой фальшокон. Вместо бензобака от ГАЗ-21 внедрён бак от ГАЗ-24 с низкой горловиной, поэтому её лючок опущен ниже.
С 1979 года был освоен выпуск фургона ЕрАЗ-762В. Внешне он отличался тем, что вместо трёх ярусов выпуклых полос на панелях кузова и дверях появились вогнутые подштамповки, прерывающиеся у стыков. А также появившимися отдельными фонарями указателей поворота (число задних фонарей с четырёх увеличилось до шести). В 1980-х годах световые приборы приведены в соответствие Правилам ЕЭК ООН: внедрены новые, «камазовские» подфарники, изменены рассеиватели задних фонарей, использованы «европейские» оптические элементы фар (ФГ-140). В конце восьмидесятых вместо двигателя ЗМЗ-24-01 используется модернизированный вариант ЗМЗ-4021. В 1990-х двигатель заменён на УМЗ-4178; вместо волговского бензобака внедрён уазовский (под полом слева); на части машин (особенно модификаций ВГП и ВДП) использовались алюминиевые бамперы с черными пластмассовыми закруглениями и пластмассовые облицовки радиатора. Задние фонари фургона были заменены комплектом из восьми фонарей от РАФ-22038, с соответствующей подштамповкой на кузове.
Максимум выпуска ЕрАЗов пришёлся на конец 1980-х — начало 1990-х годов. До нашего времени дошло не так много экземпляров, и в основном это автомобили последних лет существования СССР, выкупленные частными лицами у госпредприятий.
Срок эксплуатации автомобилей ЕрАЗ, как правило ограничивался от силы пятью годами, сказывалось исключительно низкое качество их изготовления в течение всего периода выпуска автомобилей. Проблемы качества продукции ЕрАЗа неоднократно поднимались на Союзном уровне, но так и не были решены.
История создания ЕрАЗ-762
Постепенно проблема вышла на высший уровень. И Совет министров быстро нашел на первый взгляд оптимальное решение. На базе уже выпускаемого в Риге микроавтобуса РАФ-977 было решено сделать развозной фургон. Для этого было достаточно не устанавливать внутри сиденья и не стеклить пассажирский отсек. И уже в 1962 году первый опытный автомобиль, созданный по незатейливой схеме, сошел с рижского конвейера. Получившая название РАФ-977К модель была признана годной к эксплуатации, после чего латышам осталось лишь наладить ее массовое производство.
Видео: Тест-драйв ЕрАЗ-762
Чиновники не учли только одного – на предприятии в Риге не было достаточных для удовлетворения спроса производственных мощностей. Для того чтобы в кратчайшие сроки обеспечить грузовыми фургонами весь Советский Союз, требовалось новое предприятие. К этому времени в Ереване как раз заканчивалось строительство корпусов завода «Автопогрузчик», и после согласования «на высшем уровне» Совмин АССР переименовал уже созданное предприятие в Ереванский автомобильный завод. Именно на его мощностях должно было быть налажено производство фургонов грузоподъемностью до одной тонны.
Сотрудники новообразованного ЕрАЗа прошли обучение на УАЗе и РАФе, после чего в Ереване стартовало производство РАФ-977К. Название автомобиля, естественно, было уже совсем другим – ЕрАЗ-762. При этом разрабатывать заново всю необходимую документацию инженерам Ереванского завода не пришлось. Все необходимое для запуска производства своим коллегам передали рижские специалисты. Таким вот нехитрым способом в небольшой советской республике, никогда не специализировавшейся на производстве крупной техники, появилась своя автомобильная промышленность.
Возможные последствия СВО после ее завершения
Эксперты называют несколько вариантов дальнейшего развития событий на Украине. По одной из них, СВО продолжится и продлится достаточно долго. Этого можно избежать, если в РФ проведут повторную волну мобилизации и поставят экономику на военные рельсы. Правда этого опасаются даже аналитики.
Российские власти не хотят объявлять полномасштабную мобилизацию и проводить настоящее наступление. Они надеются на то, что «измотают» ВСУ и вынудят их договариваться, считают некоторые эксперты. Но этого пока не происходит. Все дело в том, что украинские вооруженные силы регулярно пополняются мобилизованными. Кроме этого, за их воюет множество иностранных наемников.
По мнению специалистов, этот конфликт закончится только победой одной или второй стороны. Конечно хотелось бы, чтобы победной стороной оказалась наша страна, говорит эксперт.
Новый мотор
Истребители Як-1 и их «младшие братья» истребители Як-7, также уступавшие в то время по комплексу летно-тактических данных немецкому Bf 109F, выглядели предпочтительнее машин «триумвирата» («Яки» были на 300 кг легче), и 4 марта 1942 года правительство решило заменить на конвейере завода № 21 самолет ЛаГГ-3 на Як-7 (аналогичное решение по заводу № 153 в Новосибирске последовало ещё 23 декабря 1941 года), а возглавляемое Лавочкиным ОКБ-21 направить в Тбилиси, на небольшой завод № 31 — на «периферию».
Были основания, чтобы опустились руки. Но только не у Лавочкина — он предпринял попытку резко повысить характеристики серийной машины, установив мощный мотор М-82 воздушного охлаждения вместо М-105 жидкостного. Надо подчеркнуть, что ОКБ Лавочкина последним среди всех наших КБ начало такую работу, но первым её успешно закончило. Большую роль сыграла помощь со стороны моторостроительного КБ Аркадия Швецова, направившего в Горький своего представителя Анатолия Валединского: опытный специалист смог помочь в установке мощного мотора.
6 мая 1942 года закончила работу комиссия по испытаниям самолета, первоначально называемого ЛаГГ-3, с мотором М-82. По результатам её работы командующий ВВС и нарком авиапромышленности обратились с письмом к Иосифу Сталину: «Учитывая сравнительно высокие летно-тактические данные самолета ЛаГГ-3 с М-82, налаженность серийного производства ЛаГГ-3, все детали которого используются для данного самолета, за исключением моторной рамы и капотов, а также наличие большого запаса моторов М-82, считаем целесообразным запустить ЛаГГ-3 с М-82 в серийное производство».
Такое решение состоялось, а истребитель, получивший наименование Ла-5, принял крещение в боях конца лета — осенью 1942 года подо Ржевом и Сталинградом. Немецкие авиационные специалисты также не стояли на месте: они создали и начали применять истребитель Bf 109G, с увеличенной на 20–30 км/ч скоростью и повышенной вертикальной маневренностью. Наши конструкторы снова оказались в роли догоняющих. К тому же Лавочкину пришлось устранять «детские болезни», что в основном удалось сделать следующей весной. Признанием заслуг главного конструктора стало присвоение ему в июне 1943 года звания Героя Социалистического Труда.
Истребители Ла-5 в сборочном цехе завода имени Орджоникидзе / Аркадий Шайхет/ТАСС
РАФ-977Д Латвия
Массовое производство новой модели мешало наладить отсутствие конвейера на
Рижской автомобильной фабрике. Осенью 1961 года появился модернизированный РАФ-977Д. Именно эту модификацию и поставили
на новый конвейер, созданный в 1962 году. От РАФ-977 она отличалась гнутым лобовым стеклом, установленным вместо
V-образного, наличием алюминиевых молдингов на бортах вдоль «юбки» и под оконной линией, скрывавших швы между кузовными
панелями. Также на РАФ-977Д появилась «фирменная» узкая решетка радиатора над передним бампером. В середине 60-х РАФ-977Д
претерпел некоторые изменения — исчезли окна в закруглениях кузова в задней части и остекление скатов крыши, изменились
рамки дверей кабины и дверные петли.
В 1967 году была представлена следующая модернизация 977-го РАФика — РАФ-977ДМ,
а в 1969 году она заменила собой на конвейере предыдущую версию. На РАФ-977ДМ пять узких боковых оконных секций уступили
место трем широким со сдвижными стеклами, а дверь салона стала почти в два раза шире.
фотография РАФ-977
фотография РАФ-977
В 1970-ом году произошло событие, предопределившее судьбу 977-ой модели. На Горьковском
автозаводе было завершено производство ГАЗ-21. На смену ему пришла новая «Волга», ГАЗ-24. Агрегаты 21-ой модели продолжали
поступать в Ригу, но в то же время было необходимо приступить к производству микроавтобуса на базе ГАЗ-24. Это стало возможно
с введением в строй нового завода в Елгаве в 1976 году. Одновременно с этим был завершен выпуск микроавтобусов РАФ-977.
Микроавтобус РАФ-977 использовался для работы в качестве служебного автотранспорта, маршрутных такси,
скорой помощи, туристических микроавтобусов. С конца 60-х годов они экспортировались в Болгарию, Венгрию, на Кубу, в Иран,
Нигерию, Финляндию и другие страны.
Преемник РАФ-977 — автомобиль ЕрАЗ-762 Ереванского автомобильного завода. Документация на
производство грузового фургона на базе РАФ-977 была передана в Ереван еще в 60-е годы, поскольку производственных мощностей
самого РАФа не хватало для его выпуска. В дальнейшем под маркой ЕрАЗ-762 выпускались также грузопассажирские автомобили и
даже микроавтобусы, однако в отличие от РАФ-977 в СССР они никогда не использовались в качестве маршрутных такси или машин
скорой помощи. Качество сборки ЕрАЗов было намного хуже, чем их рижских аналогов. Тем не менее, ЕрАЗ-762 продержался на
конвейере вплоть до 1996 года, поэтому до сих пор на улицах наших городов можно встретить немало ереванских автомобилей.
Сам же РАФ-977, внешне практически идентичный ЕрАЗу, стал сейчас настоящей редкостью, ведь его производство прекращено более
30 лет назад. В отличие от своих ровесников, таких как ГАЗ-21 или ЗАЗ-965, заботливо сохраненных многими автолюбителями,
РАФ-977 реализовывался только предприятиям и организациям, где эти машины списывались после 10-15 лет эксплуатации, поэтому
они ушли с наших улиц в конце 80-х — начале 90-х годов.
Олимпийская серия
специальные версии
- Судейский электромобиль — предназначался для перевозки судей во время марафонских забегов. Разгонялся до 30 км/ч и имел запас хода на одной батареи до 100 км.
- Седельные тягачи РАФ-3407 — для перемещения спортсменов, способные буксировать до двух пассажирских вагончиков.
В 2018 году в прессу просочилась информация о восстановлении завода. Предполагается, что совместно с европейскими производителями, там будут производиться микроавтобусы и городские электроавтобусы, компактные автобусы с электромоторами и даже троллейбусы.
В планах также — создание серии транспортных средств, построенных на единой базе и имеющих характеристики одновременно троллейбуса и автобуса. Необычная конструкция сможет перемещаться как на собственном запасе хода, так и подзаряжаться от городской электросети.
Если инвестиции в производство себя окупят, можно рассчитывать на новый «золотой век» прибалтийского чуда – микроавтобуса РАФ.
Видео об истории РАФ:
Микроавтобус РАФ-2203 «Латвия» был запущен в серийное прозводство на Рижской Автобусной Фабрике в 1976 году. При созданиий этого автомобиля, пришедшего на смену устаревшей модели 977, использовались агрегаты «Волги» . У РАФа-2203 был несущий цельнометаллический кузов длиной 4,98 метра, расположенный спереди двигатель ЗМЗ объемом 2,4 литра (85, после модернизации 95 л. с.) приводил в движение задние колеса. В 1987 году начал выпускаться модернизированный вариант микроавтобуса РАФ-22038.
Автомобиль имел несколько модификаций, самая распространенная из которых — двенадцатиместный микроавтобус. Большое количество «рафиков» использовалось в качестве машины скорой помощи, а для продажи частным лицам в небольших количествах выпускался восьмиместный вариант, для управления которым было достаточно прав категории B. Кроме того на заводе делали автомобили для милиции, для пожарных, минигрузовик с однорядной и двухрядной кабиной.
В 1990-х годах основными покупателями «рафиков» были клиенты из России. Но после того как в 1996 году на ГАЗе было запущено производство гораздо более современных микроавтобусов « », экспорт латвийских машин стремительно упал до нуля. Производство РАФов было остановлено в 1997 году, в 1998 году предприятие было признано бакротом.
РАФ‑2203–01
Здание на улице Дунтес в Риге работы архитектора Гуревича, где некогда располагались НТЦ и экспериментальный цех Рижской автобусной фабрики и возле которого мы фотографировали РАФ-2203-01, выпущенный в 1990 году, появилось куда позже модели 2203. И все же у микроавтобуса и кирпичного корпуса есть много общего. И тот и другой выглядят необычно, оригинально. А все потому, что проектировали их с душой…
РИГА — МОСКВА — ЕЛГАВА
Жил-был небольшой завод на рижской улице Дунтес. Делали там около трех тысяч микроавтобусов РАФ‑977 в год. Конвейер — ручной: кузова перекатывали на тележках по рельсам, уложенным на бетонный пол. Конечно же, руководители завода — директор Илья Иванович Позняк и главный инженер Реджинальд Альбертович Баллод-Наградов — понимали: чтобы получить добро на строительство нового мощного предприятия (на Дунтес расширяться было некуда), нужно показать в Москве совсем новую модель. «Совсем новую» — конечно, относительно, поскольку узлы и агрегаты могли быть заимствованы только у серийных советских машин.
Рижане выбрали не самый обычный для СССР способ создания нового автомобиля — соревнование двух независимых групп художников и инженеров. В 1967‑м увидел свет микроавтобус группы Мейзиса с условным названием РАФ‑982‑I. Машина выглядела вполне современно, но неоригинально — напоминала Ford Transit.
Группа Артура Эйсерта закончила РАФ‑982‑II лишь в 1968‑м. Зато ее угловатый микроавтобус с прямоугольными фарами выглядел если и не пришельцем из другой галактики, то уж точно не менее смело, чем иные западные концепты. Агрегаты и узлы у обоих автобусов были, конечно, серийные. Кстати, на второй образец, футуристический, поначалу поставили не волговский двигатель, а совсем новый тогда 75‑сильный агрегат от «Москвича‑412», который мощностью не уступал мотору ЗМЗ‑21.
Разработка РАФ-10
Изначально планировалось создать машину на шасси ГАЗ М-20 «Победа». Другого донора не было – «Москвичи» не годились из-за недостатка мощности, а грузовик тоже брать не хотели.
Так как своих микроавтобусов в Советском Союзе не было, приходилось ориентироваться на иностранные аналоги. Примером для подражания стал Volkswagen Transporter первого поколения. Он выпускался в Германии с 1950 года и к середине 50-х уже успел завоевать всемирную славу и популярность.
Хотелось бы отметить, что ничего конструктивно общего у РАФ-10, так называлась опытная модель, с Volkswagen Transporter не было. Взять хотя бы двигатель – у «Победы» он с объемом 2,1-2,4 литра, а у немецкого микроавтобуса – от 1,1 до 1,5 л.
К сожалению, эта модель так и не стала серийной. В 1958 году ГАЗ М-20 «Победу» сняли с конвейера. Соответственно, шасси тоже выпускать перестали и делать микроавтобусы было не из чего.
Дата окончания СВО по мнению людей со сверх способностями
Никто из святых, экстрасенсов или провидцев никогда не называл точную дату окончания СВО. Но в их предсказаниях проглядывается хотя бы какой никакой временной ориентир.
Так, Кировоградский священник Николай Трубин предсказывал «христианский развал», когда верующий в Бога больше не сможет спокойно заходить в храм, а страна (Украина) погрузится во мрак. По его словам, все закончится, когда произойдет прорыв Днепровской дамбы и Киев будет затоплен.
Иеромонах Элпидий с греческого острова Родос считал, что борьба между Россией и Украиной продлится «4 пасхи». А болгарская ясновидящая Ванга утверждала, что между братскими народами наступит мир «когда придет восьмой». Предполагается, что она имела в виду восьмого президента Украины.
По теме:«Все изменит День Победы?»: когда и чем закончится война на Украине в мае 2022 — мнение аналитиков, экспертов и политиков«МИД сделал официальное заявление»: завершит ли Путин спецоперацию на Украине после 9 мая 2022 г. – последние новости на сегодня«Запад намерено затягивает конфликт!»: когда закончится спецоперация на Украине и Донбассе в 2022 году – последние прогнозы
Мне нравится1Не нравится1
Расцвет и упадок производства
Первая партия ЕрАЗов была изготовлена в 1966 году, а к 1968 году с конвейера сошло порядка двух тысяч автомобилей. Дальше – больше. После первой реконструкции мощности Ереванского автомобильного завода возросли в несколько раз, благодаря чему в начале 70-х годов ежегодно собиралось уже более шести тысяч фургонов. Свою положительную роль сыграло и то, что в Ереване было построено кузовное производство. Необходимость привозить готовые кузовные панели из Риги отпала.
Следом за первой реконструкцией последовала вторая, после которой производственные мощности возросли вдвое. Теперь ежегодно с конвейера сходило 13 тысяч автомобилей. К середине 80-х годов мощности предприятия выросли до 18 тысяч автомобилей. При этом ЕрАЗ стал выпускать не только автомобили, но и автопогрузчики, аппаратуру, автомобильные компоненты.
Несмотря на стремительно растущие объемы производства, назвать ЕрАЗ-762 идеальным автомобилем было нельзя. Микроавтобус, построенный на агрегатах легковой Волги, изначально имел не самую удачную развесовку и низкую жесткость кузова. Последний при постоянных нагрузках быстро разрушался, что покупателей никак не устраивало. Благо, что инженеры ЕрАЗа сложа руки не сидели. Внутри кузова стали устанавливать металлическую перегородку, которая не только отделяла грузовой отсек от кабины, но и выполняла роль своеобразного усилителя. Ради повышения жесткости конструкторам пришлось отказаться от двухстворчатых дверей. Вместо них в задней части и по правому борту были предусмотрены одностворчатые двери. Параллельно пол и борта автомобиля были усилены деревянными рейками. Для того чтобы облегчить процесс погрузки-выгрузки, в грузовом отсеке были предусмотрены плафоны освещения. Не забыли инженеры и о вытяжной вентиляции.
Видео: МИРовой блог: Безумный Serzhi: дорога Чарлика! Покупаю ЕрАЗ 762.
До грузоподъемности в одну тонну при трансформации легкового микроавтобуса в фургон дотянуть не удалось. Впрочем, это мало кого разочаровало. ЕрАЗ-762 мог взять на борт до 850 килограммов груза, чего в большинстве случаев было более чем достаточно. К тому же расход топлива у ереванского фургона оказался вдвое меньше, чем у грузовиков, которых он и должен был заменить. Неудивительно, что ЕрАЗ-762 мигом разошелся по всему Советскому Союзу и уже в 1971 году удостоился ряда почетных наград.
Тюнинг ЕрАЗ 762В
В этом же году автомобиль претерпел небольшую модернизацию, после чего его название сменилось на ЕрАЗ-762А. В 1974 году последовало еще одно обновление – платформа устаревшего ГАЗ М-21 была заменена на более современную от Волги ГАЗ-24. В индексе модели буква «А» логично была заменена на «Б». Еще через пять лет свет увидел ЕрАЗ-762В, отличавшийся от предшественника вогнутыми линиями кузова и фонарями заднего хода.
Однако время брало свое. Ереванский фургон уже не казался таким современным, а после распада СССР объемы производства и вовсе сократились до полутора тысяч экземпляров в год. Руководство ереванского завода пыталось переломить ситуацию, но выжить в новых экономических условиях у автомобиля с конструкцией тридцатилетней давности шансов уже не было. Равно как и у самого предприятия ЕрАЗ, которое окончательно обанкротилось в 2002 году.