Модификации
Основные серийные модификации внедорожника:
- Версия Ирбис, оснащенная кузовом из стеклопластика, в котором используются детали микроавтобусов ГАЗель. Салон вмещает до 12 пассажиров, машину отличает установка 122-сильного дизельного двигателя Д-245.7Е2, соответствующего нормам Евро-2. Двигатель отличается малым расходом топлива, можно установить кондиционер или отопитель.
- Модификации ГАЗ-34039-12 и -13 предназначены для перевозки пассажиров, находящихся в кузове с утепленным тентом. Для повышения комфорта вождения применялся автономный отопитель Webasto. Машины различаются типом гусеницы (с открытым или резино-металлическим шарниром соответственно).
- ГАЗ-34039-22 и -23 отличаются применением тента с пониженными теплоизоляционными характеристиками. Квадроциклы могут перевозить грузы или обслуживающий персонал.
- ГАЗ-34039-33 оборудован кабиной из стального листа, в раме применена гусеничная гусеница с открытым соединением звеньев. Завод предлагает аналогичную модификацию с индексом 32, которая оснащена гусеницей с резино-металлическими шарнирами.
- ГАЗ-34039-4 предназначен для оказания экстренной медицинской помощи, в конструкции использованы гусеницы с резинометаллическим соединением, установлен автономный внутренний отопитель. На вездеходе предусмотрены точки для размещения и подключения медицинского оборудования.
- Станки со сверлильным станком выпускаются небольшими партиями; есть модификация для тушения пожаров в труднодоступных местах. Пожарный образец снабжен лебедкой, установленной в носовой части корпуса. Взрывная станция строится на базе грузопассажирского варианта. На месте погрузочной платформы установлен специальный отсек, в котором есть стеллажи для безопасного хранения и транспортировки взрывчатых веществ.
Первые «шаги»
Создание нового армейского тягача ГАЗ-34, способного перевозить грузы с массой до трех тонн, началась в 1964 году. С 1 июля того же года на автозаводе наладился серийный выпуск ГАЗ-66 – двухосного бескапотного грузовика. Автомобиль ГАЗ-34 внешне очень был похож на своего двухосного брата. Различие заключалось в габаритной длине и наличии третьей оси.
Тогда же, в 1964 году, появился первый макетный образец, а следом за ним еще два автомобиля, но уже рабочих – опытных. На них была установлена кабина от 66-го, которую также можно было откинуть, чтобы получить доступ к двигателю. А к вертикальным прорезям воздухозаборника добавились дополнительные – горизонтальные, более короткие. Таких прорезей на серийных кабинах 66-го не было.
Пройдя заводские испытания, оба автомобиля были запущены в автопробег, сначала на 25, а затем на 50 тыс. км.
Еще три автомобиля ГАЗ-34 с определенными доработками вышли с конвейера в 1967 году. И уже к концу декабря 1968 года прошли как внутриведомственные, так и военные испытания.
Ряд узлов и агрегатов, а также кабину и кузов 34-ки конструкторы унифицировали с серийной моделью ГАЗ-66А, снабженной лебедкой. З4-ка также была оборудована системой, регулирующей давление в шинах, которая впоследствии вместе с лебедкой была установлена и на ГАЗ-66-02, серийно выпускавшийся заводом с 1968 года.
Характеристики ГАЗ-34 уникальными назвать было трудно, так как он представлял собой симбиоз разных грузовиков, и не только выпускаемых на Горьковском заводе.
Преимущества и недостатки
Основные преимущества автомобилей ГАЗ-34039:
- высокая проходимость по неустойчивой местности;
- герметичный корпус, позволяющий преодолевать водные преграды;
- в салоне можно разместить до 4 спальных мест;
- возможна установка автономного отопителя или кондиционера;
- в каркасе используются торсионы повышенной прочности;
- низкая цена на запчасти (кроме оригинальных комплектующих).
К недостаткам вездехода можно отнести невысокий ресурс бесшумных гусеничных ремней, которые разрушаются после 5,5-6,0 тыс. Км пробега. Установка реек с шарниром «резина-металл» позволяет увеличить срок службы деталей вдвое. Зимой металлическая гусеница покрывается слоем льда и снега, что увеличивает нагрузку на раму и трансмиссию. Резиновый ремешок не имеет этого дефекта, но детали могут преждевременно сломаться при движении по каменистой дороге.
Модификация Ирбис предлагает водителю и пассажирам дополнительный комфорт. В передней части предусмотрена установка 3-точечных ремней безопасности инерционного типа, предотвращающих травмы людей при резких остановках или столкновениях. Двигатель отличается повышенным крутящим моментом, что позволяет ему двигаться по снежной целине или болотам на малых оборотах без риска выключения дизельного двигателя. Главный недостаток модификации — стоимость, которая начинается от 4,5 млн руб. За базовую версию (варианты установки увеличивают цену на 1-1,5 млн руб.).
Устройство салона
Базовая ГАЗ-34039 оснащена малолитражной кабиной, в которой 2 сиденья, разделенных капотом силового агрегата. Панель приборов расположена по центру кабины, перед водителем — педальный щит и звонок системы обогрева лобового стекла. Некоторые металлические панели закрыты пластиковыми кожухами, а распашные двери — накладками. Кабина оборудована системой вентиляции, в рамы жестко установлены боковые и лобовые стекла.
Модификация Ирбис оснащена закрытым боксом с 2-мя распашными дверцами и дополнительной раздвижной секцией. В проем вклеивается лобовое стекло, предусмотрена система очистки поверхности от грязи и льда. Кабина оборудована раздельными передними сиденьями от грузовиков ГАЗель, оснащенными механизмами регулировки. Пассажиры размещаются на сиденьях, закрепленных вдоль стенок салона. Предусмотрена установка откидного стола; в крыше прорезан стеклянный люк.
Перед водителем — панель приборов, позаимствованная у автомобилей семейства ГАЗель. На центральной консоли установлен блок управления кондиционером; производитель предлагает установку кондиционера за отдельную плату. Рычаги, соединенные с боковыми муфтами, предназначены для управления движением. Сохранилась стоковая педаль, есть ручки переключения передач в основной коробке и редукторе. Блок переключателей установлен на рулевой колонке; только центральная декоративная ступица удерживается рулевым колесом.
Салон
От старого ГАЗона здесь не осталось ничего. Кабина была создана практически с нуля. Так, здесь можно увидеть 2-спицевый руль, который устанавливался на «Газели», панель приборов, похожую на ту, что у ЗИЛ-5301 и длинную кулису коробки передач. Последняя «перекочевала» и на ГАЗон «Некст».
Отличительная черта модели 33073 – наличие двух сидений. Раньше на ГАЗоне был сплошной трехместный «диван». В салоне появилось больше пластика. У предшественника вся панель была сделана из металла. Но по шумоизоляции никаких доработок не производилось. По-прежнему слышен рев мотора из «подкапотки».
История и предназначение
Фактически ГАЗ 34039 представляет собой модернизированный вариант старого советского бронетранспортера ГАЗ-7, который широко производился в СССР с 1968 по 1985 год. Особенностью машины считалась высокая грузоподъемность, составляющая около одной тонны, а также возможность буксировки прицепов до двух тысяч килограммов. Внедорожник часто использовался в качестве эвакуатора с места происшествия, а также для перевозки раненых, особенно в северных регионах страны.
С 1985 года на конвейерной ленте появляется ГАЗ 34039, оснащенный усовершенствованным технологическим оборудованием и силовыми установками. Заволжский завод тяжелого оборудования занимался выпуском новых моделей, и сегодня автомобили этой серии выпускает группа ГАЗ, образованная после распада СССР.
Что касается новейшей истории автомобиля, то в 2010 году на международной оборонной выставке был представлен новый броненосный корабль ГАЗ 34039 «Ирбис». Получив множество положительных отзывов и многочисленных наград, вездеход запущен в серийное производство и с 2011 года активно поставляется на автомобильный рынок России. Снегоболотоход в основном предназначен для регионов крайнего севера страны, где занимаются добычей нефтепродуктов. Кроме того, автомобиль подходит для строительной отрасли и может использоваться как багажник на крыше.
Несмотря на относительно высокий уровень продаж и хорошие отзывы покупателей, Группа ГАЗ только начинает свой путь в большой бизнес и в ближайшее время планирует представить новые модифицированные версии автомобилей, которые будут соответствовать всем международным стандартам. Основная цель производителей — монополия на поставку военной техники, и на эти цели они выделяют огромные финансовые ресурсы.
Штабные и санитарные машины
Вместительный автобус ГАЗ-05-193 на базе ГАЗ-ААА, снабженный застекленным деревометаллическим кузовом с восемью рабочими местами, был наиболее распространенным штабным средством высшего командного звена Красной армии. Его комплектацию составляли центральный раскладной стол с двумя продольными диванами, шкафы и полки для документации и карт, средства проводной и радиосвязи, розетки для подключения к внешним источникам тока, калориферный отопитель и шторы на окнах.
Штабной автобус ГАЗ-05-193 высшего руководства РККА на шасси военного времени
Специальный санитарный автобус ГАЗ-05-194, унифицированный со штабным, отличался боковыми окнами с матовыми стеклами, изображениями красного креста, продольными скамьями в салоне и установкой двухъярусных носилок для перевозки до четырех лежачих раненых или 15 сидячих. Одна из таких машин служила передвижным рентгеновским кабинетом.
Довоенный вариант автобуса медицинской службы ГАЗ-05-194 (кинокадр)
На грузовиках ГАЗ-ААА монтировали также фронтовые звуковещательные и топографические станции, легкие перегрузочные краны, передвижные типографии и кинопередвижки.
Мобильная типография в бортовом кузове довоенного автомобиля ГАЗ-ААА
Ходовая часть
Состоит из 12 гусеничных катков. Каждый каток имеет свою независимую торсионную подвеску. Запчасти на универсал ГАЗ предлагают два типа катков. Несущий ролик представляет собой легкий стальной диск, изготовленный методом штамповки с широким краевым сварным швом, но более популярна другая конструкция. В нем два выпуклых диска свариваются в трехмерную конструкцию. На ободок надевается резиновое кольцо. Прорезиненные ролики значительно продлевают срок службы гусениц. Обычно это 6000 км, а с гусеницами с дополнительными резиновыми амортизаторами — 12000 км.
Низкая доступность путей — фактор, ограничивающий возможности бездорожья при транспортировке людей и грузов на большие расстояния. По дорогам с твердым покрытием и грунтовым дорогам (проходимым для обычного автомобильного транспорта) рекомендуется перевозить его на прицепе. Погрузка возможна на обычный грузовой прицеп с помощью крана или перемещением вездехода по уклону (погрузка на эвакуатор). Вес и габариты не накладывают ограничений на транспортировку внедорожника по обычным дорогам.
Автомобили службы горючего
Повышенная на полтонны полезная нагрузка ГАЗ-ААА позволила использовать его в качестве базы военных топливозаправочных машин с собственным насосным оборудованием. В 1938-м для Военно-воздушных сил СССР начался выпуск легкого бензозаправщика БЗ-38 с обтекаемой облицовкой цистерны вместимостью 1,5 тысячи литров и рабочих отсеков.
Первый аэродромный бензозаправщик БЗ-38 с задней кабиной управления
До войны для транспортировки и заправки горячим маслом авиационной техники применялся маслозаправщик МЗ-38 с системой подогрева. До окончания войны в Красной армии служил упрощенный бензозаправщик БЗ-38У с размещением заправочных рукавов непосредственно на цистерне.
Технические характеристики
Двухосный заднеприводный грузовой автомобиль ГАЗ 51 был способен развивать максимальную скорость 70 км/ч.
Двигатель
В конце 1930-х годов на Горьковском автозаводе было налажено производство рядного двигателя ГАЗ-11, изначально представлявшего собой лицензионную версию мотора американской компании Dodge. Двигатель был очень технологичным, и для изготовления его деталей нигде, за исключением поршней, не использовались цветные металлы. Значительно усовершенствованный за годы войны, этот силовой агрегат долгое время применялся на различной автотехнике, включая автобусы, спецмашины и тягачи, и выпускался в СССР вплоть до 1989 года.
Двигатель имел 6 цилиндров, его рабочий объём составлял 3485 куб.см. Мощность мотора в 70 лошадиных сил не являлась максимальной и сдерживалась ограничителем оборотов коленвала, предельное значение работы которого допускалось 2800 оборотами в минуту. Это добавило выносливости и надёжности двигателю, плохо переносившему продолжительные увеличенные нагрузки, что осложнялось большим передаточным числом главной пары заднего моста.
Подвеска и трансмиссия
Подвеска ГАЗ-51 считалась достаточно прогрессивной даже по современным меркам. В её состав входили 4 продольных полуэллиптических рессоры и 2 подрессорника, относящиеся к задней оси. Также в подвеске использовались рычажные гидроамортизаторы, которые в конце 1960-х годов были заменены телескопическими элементами. Похожую конструкцию имеет подвеска выпускаемого в настоящее время грузовика «Газон Next». Допустимая нагрузка на переднюю ось составляла 1610 кг, на заднюю ось — 3760 кг.
Задний мост и шасси
В шасси грузовика жёсткая передняя ось обеспечивала максимальную устойчивость. Задний мост имел одинарную главную передачу и собирался внутри балки, дополненной разъёмным картером. Эта конструкция считалась весьма совершенной, и позднее почти полностью была повторена на трёхосном грузовике ЗиС-151. Задняя ось автомобиля ГАЗ-51 была ведущей.
Радиотехнические средства
В мирное время на ГАЗ-ААА устанавливали мобильный приемо-передающий радиоузел РУК и ламповые радиостанции 11АК, которые на первом этапе войны заменила дуплексная радиостанция РСБ-Ф с дальностью двухсторонней связи до 1,5 тысяч километров.
Мощная войсковая радиостанция РСБ-Ф в деревянном кузове
Радиолокационная станция «Редут-40» в поворотном фургоне
В начале 1940-х появилась особо секретная двухантенная радиолокационная станция РУС-2 «Редут-40» дальнего обнаружения (до 100 км), которая произвела переворот в технике ПВО. В ней применялась машина ГАЗ-ААА с четырьмя домкратами и полноповоротной приемной аппаратной, которая при помощи электропривода вращалась вокруг вертикальной оси, получая информацию от синхронно вращавшейся передающей кабины на базе ЗИС-6.
Гусеничный движитель для непроходимого бездорожья
В условиях бездорожья гусеничная техника продолжает оставаться самой проходимой. Он лучше справляется с дорогами в тундре, чем новые модели внедорожников с шинами низкого давления. Кроме того, шина низкого давления является очень уязвимым механическим элементом. В случае прокола внедорожник выходит из строя и перевозить комплект запасных шин невозможно из-за их веса и размеров. Гусеницы, с другой стороны, механически очень устойчивы.
Именно поэтому они используются на военной технике. В связи с этим классические гусеничные вездеходы будут находиться на вооружении еще долгое время и их замена не планируется. По желанию заказчика возможна установка гусениц двух типов: ОШ и РМШ.
Машины химической службы
В середине 1930-х специально для установки на бортовом ГАЗ-ААА была разработана легкая автодегазационная машина АДМ-750, состоявшая из цистерны-бочки, двух жестяных моечных ванн, ручного насоса и рукавов с распылителями и брандспойтами. С 1940 года выпускалась санитарно-эпидемиологическая лаборатория для исследования и анализа степени зараженности местности.
Дегазационная машина АДМ-750 в кузове ГАЗ-ААА (из архива Н. Маркова)
Испытания химической машины БХМ-1 для заражения местности (кинокадр)
В предвоенные годы в обстановке особой секретности проводились разработки специальной автотехники для заражения местности отравляющими веществами для предотвращения наступательных действий противника. Эта роль отводилась боевым химическим машинам (БХМ), представлявшим собой автоцистерны с насосным оборудованием, ёмкостями для отравляющих составов и системами их смешивания и разбрызгивания.
Одними из первых стали пробные образцы БХМ-1 на шасси ГАЗ-ААА с обычной или бронированной кабиной и цилиндрическими цистернами на 800 литров отравляющих жидкостей. Они были испытаны, но до применения их в боевых действиях дело не дошло.
Цены на ГАЗ-3409 «Бобр»
Цена снегоболотохода «Бобер» может быть очень и очень разной в зависимости от года выпуска и желания продать. Новый продается за три с половиной миллиона. Используется: от 300000 до двух-трех миллионов. Но если снегоболотоход ГАЗ 3409 «Бобр» можно купить за миллион, то за два-три его вряд ли кто-нибудь купит.
Следует отметить, что при покупке автомобиля производитель предлагает на него гарантию и определенный сервис. Большинство потребителей этого вида транспорта — в Сибири, на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Купив подержанный автомобиль, человек в Москве будет очень озадачен его транспортировкой и вряд ли сможет лично осмотреть его и даже все имеющиеся предложения. При этом новый автомобиль может быть доставлен потребителю в полной комплектации, а его цена будет сопоставима с новым бизнес-автомобилем или автомобилем класса люкс.
Технические характеристики
Габаритные размеры и технические характеристики ГАЗ-34039:
- вес пустого — 4800 кг;
- грузоподъемность — до 1200 кг;
- количество пассажиров — до 8;
- длина корпуса — 5720 мм;
- ширина — 2570 мм;
- высота — 2000 мм;
- рейка — 2180 мм;
- клиренс — 400 мм;
- колея — 390 мм.
Внедорожник оборудован топливным баком, вмещающим 370 литров дизельного топлива. Автомобиль может развивать скорость до 60 км / ч по твердому покрытию, при движении по воде параметр снижается до 6 км / ч. Винт в проект не входит; На плаву вездеход движется за счет вращения гусеничных лент. Благодаря низкому корпусу и большей опорной поверхности машина может преодолевать склоны с уклоном до 35 ° или двигаться по склонам с боковым наклоном кузова до 25°.
ГАЗ-34039
Гусеничные вездеходы ГАЗ-34039 в простонародье «ГАЗушка» — легендарные снегоболотоходы с более чем 60-летней историей. С 1954 года — ГАЗ-47, с 1968 по 1985 год — ГАЗ-71, с 1985 года — ГАЗ-34039. ГАЗушка — самый популярный снегоболотоход на гусеничном ходу в нашей стране.
ГАЗ-34039 предназначен для безгаражной эксплуатации и хранения при температуре окружающего воздуха от -50 ° С до + 40 ° С в различных дорожно-климатических условиях, бездорожье, а также в горных районах с высотой до 4500 м с преодолением горных перевалов высотой не менее 4650 м (с соответствующей потерей мощности двигателя). ГАЗушка способна преодолевать водные преграды за счет гусеничного винта на скорости 4-5 км / ч.
Вездеход ГАЗ-34039 предназначен для перевозки людей и грузов при разведке, строительстве и обслуживании нефте- и газопроводов, линий электропередачи и связи, железных дорог, дежурства на стройплощадках и других транспортных и технологических нужд.
ГАЗ-34039 выпускается в нескольких модификациях:
- ГАЗ-34039-12 — Внедорожники для пассажиров с двойным утеплителем и двойным остеклением, в кузове автономный отопитель Webasto. Гусеницы РМШ.
- ГАЗ-34039-13 — имеет полный комплект ГАЗ-34039-12, но гусеницы ОШ.
- ГАЗ-34039-22 — вездеходы грузовые и легковые — легкий тент и рельсы РМШ.
- ГАЗ-34039-23 — комплектация ГАЗ-34039-22. Гусеницы SSL.
- ГАЗ-34039-32 — автомобили легковые для снегоболотохода, кузов полностью металлический, утепленный, с автономным отопителем и гусеницами РМШ.
- ГАЗ-34039-33 — комплектуется ГАЗ-34039-32, рама — гусеницы ОШ.
- Гусеницы ОШ (с открытым шарниром), ширина — 390 мм.
- Гусеница РМШ (на резинометаллической молнии) и прорезиненная беговая дорожка шириной 390 мм.
- ГАЗ-34094 — специализированный снегоболотоход на гусеничном ходу для скорой помощи. Он также оборудован автономным отоплением и кондиционером.
- На Крайнем Севере геологоразведчики и сейсмологи широко используют ГАЗ-34039 как взрывную станцию, предназначенную для проведения взрывных работ при сейсморазведке и других видах взрывных работ.
- ГАЗ-34039 с краном-манипулятором — современная машина, удачно совмещающая в себе функции автокрана и грузовика, вездеход гусеничный автомобиль, предназначенный для перевозки грузов, при проведении ремонтно-восстановительных работ, к разрозненным объектам в тесноте и труднодоступные условия — где невозможно использовать обычный автокран.
- ГАЗ-34039 — УГБ-001 — буровая платформа с гидравлическим приводом и глубиной бурения от 50 до 100 м в зависимости от способа. Благодаря своим внедорожным качествам вездеходы ГАЗ используются различными службами для бурения горных пород до VI категории по буримости, в том числе вечной мерзлоты. По согласованию с заказчиками мы устанавливаем на ГАЗ-34039 другие типы буровых установок, такие как УБШМ-13 или УБШМ-20 и так далее.
- По специальному заказу на гусеничную машину ГАЗ для снегоболотоходов может быть установлен гидроподъемник для выполнения работ на высотных зданиях, например, на линиях электропередач или вышках.
- В особой комплектации любой грузопассажирский гусеничный тягач ГАЗ-34039 может использоваться в качестве автомобилей МЧС и других аварийных служб.
- ГАЗ-34039 широко используется как пожарная машина. На них монтируется мотопомпа Аквариус 10/60 и устанавливаются огнетушители ОУ-2 и ОУ-5. ПСБ-3 или Вулкан используется в качестве порошка для пожаротушения.
Кроме того, модельный ряд постоянно обновляется благодаря ориентированному на человека дизайну в соответствии с правилами, регулирующими эргономические принципы взаимодействия человека с машиной (ГОСТ Р ИСО 15534-1-2009, ГОСТ Р ЕН 614-1-2003, ГОСТ EN 563. -2002 и др.).
Внедорожники ГАЗ могут буксировать прицепы категории О2 по ГОСТ Р 52051-2003 общей массой до 2000 кг.
ГАЗон сегодня
Пик популярности модели 33073 пришелся на 90-е и начало 2000-х годов. С выходом в серию малотоннажного автомобиля «Газель» спрос на ГАЗоны стал падать. Ведь основное назначение этого грузовика – городские перевозки. «Газель» стала для него конкурентом. При меньшем расходе топлива и затратах на техническое обслуживание она легко проходила в любые дворы и другие закоулки.
ГАЗон при своей длинной базе слишком неповоротливый и прожорливый. Поэтому массовое производство модели было прекращено в 2009 году. Сейчас же модель изготовляется в мелких сериях, да и то для государственных структур. Возрождением модели стал ГАЗон «Некст». Это принципиально новый грузовик, который с завода оснащается 7-метровым кузовом и современным каркасом. Основное его назначение – межрегиональные перевозки, с чем машина отлично справляется.
Конструкция
Внедорожник создан на основе герметичного кузова, сваренного из листовой стали с дополнительными усилениями. Базовая модель оборудована водительской и пассажирской кабинами, для доступа предусмотрены распашные двери. В крыше жилого помещения есть 2 люка, через которые можно эвакуировать людей. В задней части машины находится грузовая площадка, накрытая тентом или металлической крышей.
Рама включает опорные катки с резиновыми наружными шинами, установленные на торсионах и балансирах. Гидравлические амортизаторы (на балансирах передних и задних колес) и рулевое колесо с механизмом натяжения гусеницы. Ведущие колеса со шкворневым зацеплением установлены в передней части внедорожника; возможна замена изношенного обода. Гусеничные ленты состоят из 92 звеньев с открытыми или резинометаллическими шарнирами (6 и 12 тыс. Км соответственно).
Благодаря установке компрессора мощность составляет 109 л.с при объеме цилиндра 4,75 л. Крутящий момент передается через сухую муфту на 5-ступенчатую коробку передач; Предусмотрен 2-скоростной диапазон. Поток мощности передается от коробки передач через карданные валы к бортовым редукторам, где расположены сухие многодисковые муфты, необходимые для вращения вездехода.