Самая престижная и самая доступная
Салон ранней «шестерки» с отделкой «под дерево».Салон ранней «шестерки» с отделкой «под дерево».
Первые «шестерки» отличались невиданной в СССР роскошью: богатые сиденья с подголовниками, пленка «под дерево» на панели приборов, блестящая металлическая решетка радиатора и окантовка колесных арок.
Фонарики в торцах дверей со временем исчезли.Фонарики в торцах дверей со временем исчезли.
Со временем от многого отказались. Вместо фонариков в торцах дверей стали ставить катафоты, исчезли «дерево» в салоне, хром над колесами и катафоты на задних крыльях.
Упрощенная «шестерка» начала 1990-х.Упрощенная «шестерка» начала 1990-х.
В начале 1990-х делали даже «шестерки» без молдингов. Правда, недолго. Тогда «шестерка» уже перестала быть престижной. Более итого, была одной из самых дешевых машин.
Поздний ВАЗ-21063 с упрощенной отделкой.Поздний ВАЗ-21063 с упрощенной отделкой.
Большинство автомобилей у нас с начала 1980-х комплектовали менее мощными моторами: ВАЗ-21061 — двигателем 1,45 л мощностью 77 л.с., ВАЗ-21063 — 1,3 л, 69 л.с. Применение менее мощных двигателей отчасти было обусловлено требованиями экспорта. На многих рынках котировались именно такие версии.
Рождение легенды
За рождение «копейки» отвечали итальянцы — генеральное
соглашение между итальянской компанией Fiat и советским правительством о
научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей
было заключено в 1966 году.
По легенде, инициатором строительства гигантского
автомобильного завода стал председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин,
которого в скором времени поддержал генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид
Брежнев.
Выбор пал на Fiat сразу по нескольким причинам — во-первых,
левое движение в Италии было одним из самых сильных в Европе; во-вторых,
итальянский концерн предложил самые выгодные условия. К тому же в СССР учли тот
факт, что Fiat-124 был признан европейскими экспертами автомобилем года.
Соглашением определялись модели, которые итальянские
специалисты должны были адаптировать для российских условий — советским
гражданам предлагались два автомобиля в комплектации «норма» с кузовами седан
ВАЗ-2101 и универсал ВАЗ-2102. Кроме этого, на конвейер позднее должен был
встать автомобиль «люкс» ВАЗ-2103.
внесены изменения. Так, автомобиль получил более прогрессивное верхнее
расположение распределительного вала в головке блока цилиндров. Клиренс был
увеличен, подвеску переработали и усилили. По итогам тестов было решено
отказаться от задних дисковых тормозов — их заменили барабанные.
Первые ВАЗ-2101 сошли с конвейера 19 апреля 1970 года,
продажа новинки стартовала в сентябре, а 28 октября в Москву для реализации был
отправлен первый эшелон с автомобилями, которые получили имя «Жигули» по
названию гор недалеко от Тольятти. Уже в 1973 году на заводе собрали рекордные 380
тысяч ВАЗ-2101.
Полседьмого
«Полседьмого», сделанная в единичном экземпляре.«Полседьмого», сделанная в единичном экземпляре. Материалы по теме Принять участие в розыгрыше автомобилей
Одна из самых удивительных модификаций «шестерки» — автомобиль, который в 1979 году сделали в единственном экземпляре по заказу министерства и, по слухам, для семьи генсека Брежнева.
На машину поставили сделанные вручную капот и решетку радиатора в стиле ВАЗ-2107, до начала выпуска которого оставалось еще несколько лет. Приборная панель осталась стандартной, а сиденья тоже поставили «седьмые» — высокие.
Заводские остряки метко прозвали эксклюзивную машину «полседьмого». Жаль, что судьба этого автомобиля неизвестна.
История изменений модели 2106 за годы выпуска
Вся история модели насчитывает множество изменений внешнего вида и интерьера. Правда, все они очень незначительные. Те, кого интересует реставрация автомобиля ВАЗ 2106 до первоначального вида, должны взглянуть на год выпуска. Только после этого можно проводить восстановление машины. Так, после 1980 года все автомобили начали работать на карбюраторах «Озон».
Когда с конвейера ушла «тройка», ВАЗ 2106 начал менять молдинги. Вместо хрома применялись пластиковые, на колесных арках не стало окантовки, ставшие привычными катафоты исчезли с задних крыльев. Даже заводской шильдик, который изначально имел привлекательный вишневый фон, резко изменился на черный. Хромированные решетки на отверстиях для вентиляции заменили на пластиковые.
К концу 80-х гг. автомобиль ВАЗ 2106 претерпел уже немало изменений, можно было купить машину, которая была несколько хуже по функционалу, нежели выпускавшаяся десятилетием ранее. Вместо фонарей в дверцах появились дешевые светоотражатели. Это удобно, но не столь красиво.
С «пятерки» в ВАЗ 2106 пришли задние барабанные тормоза, а колпаки с колес ушли, как и козырьки между бамперами и кузовом для защиты от грязи. В начале 90-х указатель стояночного тормоза стал гореть постоянно, хотя до этого при выжимании ручника включалось реле, заставляющее лампу мигать.
Ремни безопасности стали использовать только инерционные, а руль взяли от более современных модификаций автомобиля ВАЗ 2105. Даже электрические стеклоподъемники можно было по желанию заказать: с завода их установят. В 2000 г. история модели продолжалась на ИЖ-Авто. Именно в эти годы, последние для «шестерки», были упразднены абсолютно все детали из хрома: решетка радиатора и ободки на задних фонарях. Цены на машины продолжали свой рост, хотя качество авто становилось заметно хуже.
https://youtube.com/watch?v=pQGetrOt6mA
Имидж
В момент появления ВАЗ-2106 была вершиной тольяттинской модельной гаммы как по позиционированию производителем, так и по оснащению. Неудивительно, что это тут же сказалось на цене машины – чтобы стать обладателем «лучших Жигулей», в то время нужно было отдать 9 100 рублей. При этом Нива со всей её сложной трансмиссией и внушительным внедорожным потенциалом была даже на 100 рублей дешевле!
Почти десять лет третья и шестая модели выпускались параллельно, а впоследствии к ним присоединились «пятерка» и «семёрка». Даже несмотря на «мерседесовский» передок и более современные конструктивные решения, новым моделям Жигулей так и не удалось сместить с воображаемого пьедестала «шестёрку», которая вплоть до начала девяностых годов считалась самой престижной ВАЗовской моделью.
Впрочем, в начале двухтысячных «бабушку прихорошили» – на новых заводах ВАЗ-2106 окрашивали в цвет «металлик», оснащали впрысковым мотором и более комфортабельными передними креслами… Увы, при этом машина полностью лишилась тех элементов отделки, которые, собственно, и отличали данную модель от более «бюджетных» ВАЗов. А в начале смутных девяностых, о которых сейчас и не очень хочется вспоминать, «шестёрку» выпускали вообще без хромированных молдингов на кузове! Правда, пару лет спустя на ВАЗе все же опомнились, и хром вернули на место.
Забавно, но в определённое время у одной и той же машины в глазах потенциальных покупателей был совершенно разный имидж: если молодые автомобилисты видели в ней лишь устаревшую и ухудшенную «классику», то представители старшего поколения смотрели на неё как на «ту самую великолепную шестёрку» – самый дорогой, динамичный и качественно отделанный автомобиль Волжского автозавода.
Справедливости ради отметим, что значительное время шестая модель ВАЗа действительно таковой и являлась, предлагая советскому потребителю максимум комфорта и роскоши – если, конечно, это слово применительно к одному из самых массовых автомобилей на планете.
ВАЗ-21061 двигатель ВАЗ-2103 ВАЗ-21062 праворульный ВАЗ-2106 (1,6 л) ВАЗ-21063 двигатель ВАЗ-21011 ВАЗ-21064 праворульный ВАЗ-21061 (1,5 л) ВАЗ-21065 «улучшенная» версия с «пятиступкой» и бамперами 2105 ВАЗ-21066 праворульный ВАЗ-21063 (1,3 л) ВАЗ-21067 двигатель с системой впрыска ВАЗ-21067-20 ВАЗ-21068 двигатель 2108 (агрегатоноситель в период доводки Спутника).
1977 год – небольшие изменения в комбинации приборов 1980 год – карбюратор Озон вместо Вебера 1982-1987 – частичный отказ от хромированной отделки экстерьера 1986 – задние тормоза от модели 2105 1987 – КП от модели 2106 1987 – упразднение катафота на заднем крыле и сигнальных фонарей в передних дверях 1987 – решетки вытяжной вентиляции от 2107 1990 – пластиковые водостоки вместо хромированных 1991 – колпаки 2101 вместо 2106.
Вернуть молодость
В коллекции новосибирского бизнесмена Сергея побывало 12
советских олдтаймеров — среди них есть сверкающий ВАЗ-21013 1985 года,
восстановленный до заводского состояния. Эта модификация отличалась более
удобными по форме передними сиденьями, а также наличием отражателей на фонарях и
указателях поворота.
«Предыдущий хозяин очень хорошо за машиной ухаживал, поэтому
она мне досталась в очень хорошем состоянии с пробегом в 23 тысячи километров.
Однако все равно пришлось сделать полную покраску кузова и поставить стоковую
советскую резину», — говорит Сергей посреди своего огромного гаража, в котором
царит идеальный порядок.
Здесь предприниматель собственноручно восстанавливает старые
«Жигули». По его словам, дело это недешевое. «Когда я только начинал, приобрел
ВАЗ-2106 1983 года в Томске. Купил за 60 тысяч, плюс доставка, получилось около
80 тысяч. При этом полная покраска машины обошлась в 65 тысяч», — подсчитывает
он.
Дороговизну покраски
Сергей объясняет жесткими требованиями — в среднем автомобиль красится полгода,
для работ выбирается аутентичная автоэмаль. «Если покрасить современной
краской, машина уже не будет иметь коллекционный вид. В среднем на
восстановление автомобиля уходит около 200 тысяч рублей», — продолжает бизнесмен.
Например, стоимость оригинальной советской резины в
идеальном состоянии может доходить до 10 тысяч рублей за покрышку. Даже
оригинальные хромированные дворники для «Жигулей» продают минимум за 1500
рублей. Сергей уточняет, что самыми дефицитными являются оригинальные бампера —
за них просят до 15 тысяч рублей в зависимости от состояния.
«Коллекционирование старых советских машин для меня в первую
очередь ностальгия, молодость вспоминаешь. Например, я по выходным на «шестерке»
в город выезжаю, и меня переполняют эмоции», — признается бизнесмен, который в
обычной жизни водит Infiniti.
Впрочем, он отмечает, что при должном подходе восстановление
советских машин может стать бизнесом. «Самая большая финансовая удача была с
«Нивой» 1979 года, которую у меня купили москвичи. Сейчас есть клиенты из
Эстонии, которые забирают сразу пять машин», — рассказывает собеседник.
Тем, кто намерен вступить в ряды поклонников советских
олдтаймеров, бизнесмен советует обращать внимание на классические «Нивы» — эти
машины очень популярны на Западе, поэтому всегда есть шанс выгодно продать отреставрированный
автомобиль зарубежным коллекционерам. Здравствуй, классика. Здравствуй, классика
Здравствуй, классика
Коллекционер Эдуард стал обладателем ВАЗ-2101 по чистой
случайности — знакомый сказал, что продает машину, которая 40 лет стояла на
консервации. Автомобиль 1976 года выпуска оказался в идеальном состоянии с
пробегом в 15 тысяч километров.
«Я даже реставрацию не делал, просто отмыл, почистил и
заполировал. Едет, как новая, — похвастался владелец. — Сейчас выставил на
продажу за 300 тысяч рублей, люди смеются, но мне все равно, ведь в машине все
родное, в идеальном состоянии».
Эдуард открывает капот и с гордостью показывает особенности
первого поколения «копеек». Например, вместо бачка для воды здесь так
называемая «грелка» — мягкий пакет, в который заливали жидкость для омывателя лобового
стекла.
В багажнике — сумка с инструментами, которая поставлялась с
оригинальной машиной, на сегодня это большая редкость. В первых партиях в
наборе присутствовала спусковая рукоять, которой авто можно было относительно
легко завести зимой.
По словам Эдуарда, в настоящее время у него три советских
олдтаймера, при этом их содержание обходится мужчине совсем недорого. «Единственное
обязательное условие — машина должна стоять в сухом гараже. В остальном
владение необременительно», — говорит он.
Для сохранности зимой коллекционер заливает полный двигатель
масла, промазывает все детали солидолом и силиконом. После этого автомобиль
помещается в сухой гараж. «На этой машине ведь каждый день не поездишь, жалко.
Поэтому расход небольшой. Сейчас вот по городу ехал, так люди шеи сворачивали. Для
меня эта машина для души», — признается мужчина.
По оценке Эдуарда, именно первое поколение классических «Жигулей»
было самым надежным. «Кузовное железо толстое, все швы и соединения латунные, к
тому же вначале на модели ставили итальянские детали», — говорит он. Позднее
качество ухудшилось, модернизированные «Жигули» стали намного сильнее страдать
от коррозии.
Электрооборудование
Схема электрооборудования, использовавшаяся на ВАЗ-2106 была однопроводной. В качестве минусового провода выступал сам кузов авто. Оснащение электроприборами было классическим – АКБ и генератор были источниками энергии, а стартер, система зажигания, система свето- и звукосигнализации, отопление и вентиляция салона – потребителями.
Ножевые предохранители
В разное время в электрооборудование вносились коррективы: сигнальные фонари на дверях заменили на катафоты, некоторые модели оснащались обогревом заднего стекла, с временем светооборудование стало включать в себя и задний противотуманный фонарь.
Большая часть электрооборудования запитывалась электроэнергией только после поворота ключа зажигания. Но были и элементы, которые запитывались постоянно – звуковой сигнал, аварийная сигнализация, прикуриватель, плафон освещения салона, сигнальные фонари открытых дверей.
ВАЗ-2106: немного истории
Очередная модель Жигулей с «рабочим» индексом ВАЗ-21031 (по аналогии с ВАЗ-21011) должна была стать осовремененной «трёшкой», о которой мы вспоминали совсем недавно . Если ВАЗ-2103 позиционировался как люксовое исполнение обычных Жигулей, то «шестёрка» должна была стать еще более комфортабельной и динамичной версией самой «тройки». Так сказать, полный люкс.
При этом у конструкторов по-прежнему не было карт-бланша на серьезную модернизацию кузова – как и в случае с «трёшкой», им было разрешено лишь немного видоизменить переднюю и заднюю часть. При этом новый автомобиль должен был избавиться от «налёта шестидесятых» – в моду стремительно входили более угловатые линии и значительное использование пластиковых деталей в отделке. Вдобавок конструкторы должны были таким образом решить и противоположную задачу – более «роскошную» модель по себестоимости необходимо было сделать дешевле предыдущей, отказавшись от сложных и дорогостоящих в производстве деталей вроде обрамляющей оптику решётки радиатора и бамперов с Г-образными окончаниями.
Со своей задачей конструкторы ВАЗа справились «на отлично», о чем мы поговорим чуть позже и более детально. А пока – немного хронологии. Первую «шестёрку» собрали в конце 1975 года, а уже с февраля 1976-го началось массовое производство ВАЗ-2106. В декабре этого же года «шестёрка» стала трехмиллионным автомобилем, произведенным в Тольятти, а в июне 1978-го – и четырёхмиллионным. Год спустя «шестёрка» вдобавок отметилась как миллионный советский автомобиль, поставленный в страны Союза Экономической Взаимопомощи (СЭВ).
Модификация для немецкого рынка от импортёра Deutsche Lada
Как и прежние модели, «шестёрку» выпускали и с правым рулём
На Волжском автозаводе шестую модель выпускали до 2001 года – то есть, ровно четверть века. А в знаменитом своим дефолтом 1998-м «география распространения шестёрки» стала обширнее, ведь её производство частично перенесли на другие предприятия – сначала в Сызрань на завод «Рослада», а затем на предприятие «ИжАвто» в Ижевск, где её выпускали до конца 2005 года. Таким образом, «шестёрку» на разных автозаводах производили в общей сложности ровно тридцать лет – один из самых длительных сроков конвейерной жизни для конкретной модели. Конечно, в процессе выпуска не обходилось без модернизаций и обновлений, которые далеко не всегда шли на пользу самой машине. И все же, чем «шестёрке» удалось заслужить такую любовь и уважение советских и российских автомобилистов? Ведь машин с характерными пластиковыми «очками» вокруг четырех круглых фар за три десятилетия выпустили ни много ни мало свыше четырех миллионов экземпляров – опять же, практически рекордный показатель для одной конкретной модели.
Модификации автомобиля
Модель ВАЗ 21061, которая комплектовалась двигателем от 2103, была одной из популярных. Упрощенная схема охлаждения мотора — электрический вентилятор, отсутствовал, вместо него на помпе стояла крыльчатка. При работе двигателя радиатор постоянно обдувался потоком воздуха. В 90-х устанавливались бамперы от модели ВАЗ 2105. Автомобили на экспорт имели несколько улучшенную отделку и бамперы от «Нивы». ВАЗ 21062, 21064 — это «шестерка» с правым расположением руля. ВАЗ 21063 комплектовался мотором 21011. Отличия от 21061:
- наличие электрического вентилятора;
- указатель давления масла;
- выпускная система с одним резонатором.
Как и 21061, эта модель могла идти с завода, укомплектованная бамперами ВАЗ 2105. ВАЗ 21065 — это модернизированная «шестерка», которая выпускалась в 90-е годы. Новшества:
- мощный генератор;
- КПП 5-ступенчатая;
- задний мост с редуктором, у которого передаточное число 3,9;
- зажигание бесконтактное;
- карбюратор «Солекс»;
- фары с галогенными лампами;
https://youtube.com/watch?v=eYm0Tp-4XuU
Источник
Чужой мотор
Двигатель ВАЗ-2106, доставшийся седану от Нивы.Двигатель ВАЗ-2106, доставшийся седану от Нивы. Материалы по теме Жигули c дизелем! Их все еще продают!
В то же время ВАЗ полным ходом разрабатывал двигатель для Нивы. Внедорожнику адресовали мотор объемом 1,605 л (80х80 мм), который на стенде выдавал 84 л.с. Но по просьбе заводских спортсменов диаметр цилиндров уменьшили до 79 мм, а рабочий объем, соответственно, до 1,57 л. Автомобили с таким мотором попадали в спортивный класс до 1,6 л.
ВАЗ планировал выпускать 25 тыс. внедорожников ВАЗ-2121 в год. Но такой объем производства делал двигатель 1,6 л нерентабельным. Именно поэтому ВАЗ-21031 (уже тогда ВАЗ-2106) получил самый мощный из жигулевских 80-сильный мотор.
Отличия ВАЗ 2106 от предшественников
Центр стиля Волжского автомобильного завода в 1974 году приступил к разработке нового проекта, который первоначально носил имя 21031. Именно отсюда и начинается история знаменитого автомобиля ВАЗ 2106, которая длилась 30 лет. Просто совсем недавно была разработана модификация «копейки», ВАЗ 21011, поэтому решили сильно не фантазировать на тему названия. Среди требований, которые предъявлялись к модели, были следующие:
- уменьшение числа деталей, покрытых хромом;
- улучшение оптики с минимальными изменениями конструкции.
Внешний вид — это классика того времени. Много модного на тот момент черного пластика в экстерьере. В. Антипин разработал дизайн автомобиля, а В. Степанов спроектировал задние фонари на ВАЗ 2106, которые впоследствии применялись и на других моделях. Если сравнивать с «тройкой», то «шестерка» получила следующие перемены во внешнем виде:
- видоизменились бамперы;
- колпаки колес стали другие;
- облицовка передней части автомобиля значительно улучшилась;
- появились повторители указателей поворотов по бокам;
- решетки для вентиляции в задних стойках;
- а главное — появилась эмблема завода «Жигули».
https://youtube.com/watch?v=g68cTS1PNAQ
- обивка дверей и подлокотники;
- на передних сиденьях подголовники можно регулировать в вертикальной плоскости;
- в органах управления появилась аварийная сигнализация;
- по правую руку располагается переключатель, который позволяет управлять омывателем лобового стекла;
- освещение приборной доски можно регулировать по яркости при помощи специального реостата;
- индикатор, оповещающий о понижении уровня тормозной жидкости в бачке.
Подвеска
Ходовая часть классических ВАЗов также осталась без изменений. Передняя подвеска здесь – независимая, двойные поперечные рычаги на пружинах
Важно знать, что конструкция передней подвески «Жигулей» содержит опасный конструктивный недостаток. Вес кузова передается здесь на колесо, через нижний шаровый шарнир, который работает как подвес – нижний рычаг подвески, на который приходится вес кузова, подвешен на нижнем шаровом шарнире
Когда этот шарнир изнашивается, он выскакивает из «чашки» и колесо подворачивается.
Вы наверняка видели, стающую на обочине «классику» с вывернутым колесом – это как-раз такой случай. К сожалению, это может произойти не только на малой скорости, и не всегда машину удается остановить на своей обочине. Чтобы избежать аварийной ситуации, проверяйте нижние шаровые опоры, через каждые 5-10 ткм пробега, и если есть люфт – меняйте их, не задумываясь.
Задняя подвеска на «Жигулях» – зависимая, мост на пружинах, закрепленный 4-мя продольными и 1-й поперечной тягой. Эта конструкция обладает высокой надежностью и выносливостью, но плохо ведет себя на скорости и в поворотах. Тормоза, спереди – эффективные дисковые, сзади – дешевые и выносливые барабаны.
В целом, подвеска на «классике» высокая и энергоемкая, она позволяет ездить по самым плохим дорогам, а вот на асфальте эта машина хоть и мягкая, но валкая. Без сомнений, подвеска «Жигулей» создана для плохих дорог и это подтверждает внушительный дорожный просвет в 17 см.
Базовый седан ВАЗ-2106 Жигули
Примечательно, но индекс ВАЗ-2106 была запланирован еще в 1968 году, а присвоить его собирались «люксовому» седану второго поколения (то есть будущей «семерке»). Но в начале 1970-х годов ВАЗу поручили создать автомобиль, ориентированный, в первую очередь, на экспорт, и за основу для него взяли «топовую» ВАЗ-21031, в дизайн и технику которой внесли целый ряд изменений. Ну а чтобы отчитаться перед начальством о новой модели, легковушке отделили собственный «ноль шестой» индекс.
Технические характеристики
-
Размеры:
- длина – 4166 мм
- ширина – 1611 мм
- высота – 1440 мм
- Колесная база – 2424 мм
- Дорожный просвет – 170 мм
- Снаряженная масса – 1045 кг
- Количество дверей/мест – 4/5
- Объем топливного бака – 40 литров
- Тип кузова – несущий, цельнометаллический
-
Подвеска:
- передняя – независимая, пружинная, на двух поперечных рычагах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
- задняя – зависимая, пружинная, с реактивными штангами и гидравлическими телескопическими амортизаторами
- Рулевое управление – «глобоидальный червяк» с двухгребневым роликом
-
Тормоза – гидравлические, на все колеса
- передние – дисковые
- задние – барабанные
-
Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
- тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
- рабочий объем – 1.6 литра
- мощность – 80 л.с. при 5400 об/минуту
- крутящий момент – 121 Нм при 3500 об/минуту
- Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
- Сцепление – однодисковое, сухое
- Тип привода – задний
Технические характеристики ВАЗ-2106
Lada 1600 GL (Nederland) | Lada 1600 LS (экспортная версия) | ВАЗ 2106 | ВАЗ 21061 | ВАЗ 21063 | Lada 1600 (2106) |
Lada 1600 |
|
Модификация | — | — | 1600 | 1.5 | — | 1.6 | — |
Года выпуска | — | — | 1976 | 1976 | — | 1977-85 | — |
Геометрия | |||||||
Тип кузова | Седан | Седан | Седан | Седан | Седан | Седан | Седан |
Количество дверей | — | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | — |
Количество мест | — | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | — |
Руль | — | Левый | Левый | Левый | Левый | Левый | Правый |
Длина | — | 4116 мм | 4166 мм | 4166 мм | — | — | — |
Ширина | — | 1611 мм | 1611 мм | 1611 мм | — | — | — |
Высота | — | — | 1440 мм | 1440 мм | — | — | — |
Колесная база | — | 2424 мм | 2424 мм | 2424 мм | — | — | — |
Колея передняя | — | 1365 мм | 1365 мм | — | — | — | — |
Колея задняя | — | 1321 мм | 1321 мм | — | — | — | — |
Клиренс | — | — | 170 мм | 170 мм | — | — | — |
Снаряженная масса | — | 1030 кг | 1045 кг | 1085 кг | — | — | — |
Полная масса | — | 1430 кг | 1445 кг | 1485 кг | — | — | — |
Двигатель | |||||||
Двигатель | — | — | ВАЗ 2106 | ВАЗ 2103 | ВАЗ 21011 | ВАЗ 2106 | — |
Расположение | — | спереди, продольно | спереди, продольно | спереди, продольно | спереди, продольно | спереди, продольно | — |
Тип | — | — | бензиновый | бензиновый | бензиновый | бензиновый | — |
Система питания | — | — | карбюратор | карбюратор | карбюратор | карбюратор | — |
Диаметр цилиндров | — | — | 79 мм | 76 мм | 79 мм | 79 мм | — |
Ход поршня | — | — | 80 мм | 80 мм | 66 мм | 80 мм | — |
Степень сжатия | — | — | 8.5 | 8.5 | 8.5 | 8.5 | — |
Объем | — | 1.568 л | 1.57 л | 1.452 л | 1.294 л | 1.57 л | — |
Турбонаддув | — | — | нет | нет | нет | нет | — |
Мощность | — | 78 л.с. | 80 л.с. при 5400 об/мин | 77 л.с. при 5600 об/мин | 69 л.с. при 5600 об/мин | 80 л.с. при 5400 об/мин | — |
Крутящий момент | — | — | 122 Нм при 3000 об/мин | 106 Нм при 3500 об/мин | 94 Нм при 3400 об/мин | 122 Нм при 3000 об/мин | — |
Марка топлива | — | — | АИ-93 | АИ-93 | АИ-93 | АИ-93 | — |
Трансмиссия | |||||||
Привод | — | Задний | Задний | Задний | Задний | Задний | Задний |
Коробка передач | — | МКПП 4 ступени | МКПП 4 ступени | МКПП 4 ступени | — | МКПП 4 ступени | — |
Сцепление | — | — | Однодисковое, сухое | — | — | — | — |
Рулевое управление | |||||||
Тип рулевого управления | — | — | Глобоидальный червяк и ролик | — | — | — | — |
Скоростные характеристики | |||||||
Максимальная скорость | — | 150 км/ч | 154 км/ч | 152 км/ч | — | — | — |
Разгон до 100км/ч | — | — | 16 сек. | — | — | — | — |
Ограничитель скорости | — | нет | нет | нет | — | нет | — |
Тормозная система | |||||||
Передние тормоза | — | — | Дисковые | — | — | — | — |
Задние тормоза | — | — | Барабанные | — | — | — | — |
Эксплуатационные характеристики |
|||||||
Диаметр разворота | — | 10.7 м | 11.8 м | 11.2 м | — | — | — |
Объем бензобака | — | 39 л | 39 л | 39 л | — | — | — |
Расход топлива гор./трас./смеш. | — | — | — | 11// л/100км | — | — | — |
История
Первый автомобиль ВАЗ-2106 сошел с III линии главного конвейера
21 февраля 1976 г. Когда в Тольятти освоили производство модели ВАЗ-2106 (Lada
1600), которая была переработана для отечественных условий эксплуатации из FIAT
124 Speciale образца 1972 года, никто не мог и предположить, что именно она
станет самой популярной и массовой продукцией Волжского автозавода.
ВАЗ-2106 является рестайлинговой версией ВАЗ-2103. «Шестерка»
отличается от ВАЗ-2103 более мощным 80-сильным двигателем ВАЗ-2106 рабочим
объемом 1,6 л, иной схемой электрооборудования и измененным оформлением кузова и
салона. Улучшена эргономика, дизайн был упрощён и «осовременен» за счёт
уменьшения количества хромированных элементов и увеличения — пластиковых.
По сравнению с автомобилями «Москвич» эти 5-местные седаны,
отличавшиеся лучшей динамикой и действительно комфортабельным интерьером, были
верхом комфорта и престижа для широких слоев автолюбителей СССР. В конце 1970-х
ВАЗ-2106 сразу приобрел славу «шикарного» и скоростного автомобиля, но дорогого
и менее «практичного», чем прочие «Жигули». Приличная для того времени динамика
(максимальные 150 км/ч и 16 с до 100 км/ч), рельефные сиденья с подголовниками,
панель приборов с тахометром и прекрасная звукоизоляция — было что ценить.
В своё время, автомобиль пользовался немалой популярностью у
автолюбителей благодаря мягкому ходу, хорошей управляемости, высокой
ремонтопригодности и относительной долговечности. По качеству сборки «шестёрка»
занимала одну из лидирующих позиций среди остальных ВАЗовских машин.
В 1979 году завод наладил выпуск менее мощных модификаций
ВАЗ-21061 с 71-сильным двигателем ВАЗ-2103 и ВАЗ-21063 с 64-сильным двигателем
ВАЗ-21011. Они популярностью «шахи» в народе не пользовались, но масштаб их
производства нарастал (особенно 21063), и в условиях советского дефицита
потребителю приходилось мириться с сочетанием дорогого и утяжеленного кузова со
слабым двигателем, заметно ухудшавшим динамику. С 1980 года начали
монтировать карбюраторы Озон типа 2107. Изменение электрики в связи с меняющейся
технологией происходило постоянно. В 1977-м машины начали оснащать новыми
клеммами и соединениями проводки, а с 1986-го устанавливают новое реле.
В 1982 году проведена первая модернизация автомобиля. На
ВАЗ-2106 начали монтировать модернизированные 75-сильные (по новому ГОСТу)
двигатели ВАЗ-2106. На заднем крыле по линии молдинга перестали устанавливать
светоотражатели. В 1988-м модернизацию прошла система выпуска: в ней поставили
прокладку и гайку одноразового пользования. В 1990 году на ВАЗе освоили своего
рода комплектацию Люкс — ВАЗ-21065 со стандартным двигателем ВАЗ-2106 с
бесконтактной системой зажигания, карбюратором типа «Солекс» (21053-1107010-03),
галогенными фарами, улучшенной обивкой салона и иными подголовниками сидений.
Экспортные модификации ВАЗ-21064 внешне отличались от ВАЗ-21065 бамперами с
встроенными поворотниками и несколько иной электрической схемой. С 1985 года
поначалу на экспортные модификации, затем иногда и на «внутренние» начали
устанавливать 5-ступенчатую коробку передач типа ВАЗ-2112, а позже — типа
ВАЗ-21074, что значительно снижает расход топлива на трассе и шум от двигателя.
Однако теперь ВАЗ-2106 все же постепенно сдает позиции, прежде
всего из-за морального старения дизайна и интерьера, а также довольно невысоких
ездовых качеств, органически присущих классической компоновке. Тем не менее у
«шестерки» есть все шансы встретить на конвейере и свой тридцатилетний юбилей.
Производство ВАЗ-2106 было начато на Волжском автомобильном заводе в 1976
году. С 1998 года автомобиль выпускался на конвейере компании «Рослада» в
Сызрани. В 2002 году производство было перенесено на завод «Ижавто» в Ижевске. В
январе 2006года ВАЗ-2106 был снят с производства через 30 лет после начала
выпуска.
Модификации
- ВАЗ-21060 -рабочий объём 1600 куб.см
- ВАЗ-2106 «Турист» — пикап со встроенной в кузов палаткой, сделан по заказу технической дирекции.
ВАЗ-21061 — Двигатель ВАЗ-2103, рабочий объём 1500 см.
Но изначально ВАЗ-21061 был вариант машины для Канады
«Канадский» вариант с мощными бамперами из аллюминиевого профиля. ему был присвоен индекс 21061, но затем Канада «отпала», и его носила самая «хилая» модификация с двигателем 1,3 л.
- ВАЗ-21062 — Экспортный вариант ВАЗ-2106 с правым расположением рулевого колеса.
- ВАЗ-21063 — рабочий объём 1300 куб.см (от ВАЗ 21011(модификация ВАЗ 2101)) карбюратор «Озон» 2105-1107010-20
- ВАЗ-21064 — Модель ВАЗ-21064 представляет собой экспортную модификацию ВАЗ-21061.
- ВАЗ-21065 — Рабочий объём 1500 куб.см, бамперы от ВАЗ-2105, электрообогрев заднего стекла, более мощный генератор, пятиступенчатая коробка передач, бесконтактная система зажигания, карбюратор «SOLEX—21053», электростеклоподъемники передних дверей,травмобезопасное рулевое колесо, иная обивка салона, иные сиденья с подголовниками.
- ВАЗ-21065-01- Рабочий объём 1500 куб.см, бамперы от ВАЗ-2105, электрообогрев заднего стекла, более мощный генератор, пятиступенчатая коробка передач, бесконтактная система зажигания, редуктор заднего моста 3.9, карбюратор «Солекс 21053», электростеклоподъемники передних дверей
- ВАЗ-21066 — Экспортный вариант ВАЗ-21063 с правым расположением рулевого колеса.
- ВАЗ-21067 — Ижевские модели ВАЗ-2106 последних выпусков имели индекс ВАЗ-21067, на них устанавливался двигатель ВАЗ-21067 объемом 1600 см3, который является модификацией двигателя ВАЗ-2106 с системой впрыска топлива и каталитическим нейтрализатором, выполняющим нормы токсичности Евро 2. На ижевских автомобилях модели ВАЗ-21067 нет трамблера, механического бензонасоса с рычажком ручной подкачки и карбюратора. Компоненты системы питания для инжекторной «шестерки» позаимствованы у переднеприводных вазовских машин. Блок управления – «Январь 5.1», только со своими калибровками. Воздушный и топливный фильтры, модуль зажигания тоже унифицированы. Ресивер – от впрыскового «нивовского» мотора. Датчик скорости установлен на коробке передач в месте присоединения троса спидометра, а последний подключен через переходник – так же, как на «Ниве» ВАЗ-21214. Нейтрализатор в системе выпуска и адсорбер обеспечивают Евро 2 не только по выхлопу, но и по испарениям топлива. Октановое число применяемого бензина не изменилось – АИ-92, ведь степень сжатия двигателя осталась прежней.
- ВАЗ-21067-20 — экспериментальный, с инжекторным двигателем 2106, рабочий объём 1600 куб. см, 2005 год, левый руль
- ВАЗ-21068 — был выпущен как носитель агрегатов периода доводки новых моторов ВАЗ-2108 и ВАЗ-21083.
- ВАЗ-21069 — Модель ВАЗ-21069 внешне полностью идентична ВАЗ-2106, но с двухсекционным РПД ВАЗ — 411 мощностью 120 л.с. С 1983 года мог устанавливаться мотор ВАЗ — 413 мощностью 140 л.с., а с 1997 года универсальный РПД для заднеприводных и переднеприводных ВАЗов ВАЗ-415. Автомобили изготавливались по заказу спецслужб.
- ВАЗ-2106 «пол-седьмого» — «Псевдо-семёрка» для семьи Брежнева, сделанная из обычной «шестёрки». Получила прозвище «пол-седьмого».
Модель | Рабочий объём двигателя, куб.см |
Расположение органов управления |
Примечания |
---|---|---|---|
2106 | 1600 | левое | Снята с производства в 1993 году. |
21061 | 1500 | левое | |
21062 | 1600 | правое | |
21063 | 1300 | левое | |
21064 | 1500 | правое | |
21065 | 1500 | левое | |
21066 | 1300 | правое | |
21067 | 1500 (21083) | левое | |
21067-20 | 1600 (моновпрыск) | левое | экспериментальный с инжекторным двигателем 2106, 2005 год |
21069 | РПД | левое | с двигателем от Самары-21083, 1988 год |