Диагностика неисправностей
В процессе движения автомобиля шаровые пальцы поворачиваются в разных плоскостях и постепенно истирают сухари, отчего возникает люфт. О критическом износе наконечника (или нескольких) свидетельствуют такие признаки:
- явственное глухое постукивание при езде по любым неровностям;
- вибрация от люфта шаровых пальцев передаётся на руль;
- на ровном участке дороги автомобиль самопроизвольно уходит с прямой траектории;
- вращение баранки затруднено, снизу слышится скрип.
Когда для поворота руля необходимо прилагать большое усилие, изношенный наконечник нужно менять незамедлительно. Симптом указывает на заклинивание шарового пальца внутри корпуса. Если вовремя не принять меры, шарнир может выскочить из гнезда — автомобиль станет неуправляемым.
Похожая история случилась с моим родственником. Когда до гаража осталось ехать буквально полкилометра, на «семёрке» оборвался правый рулевой наконечник. Водитель проявил смекалку: подвязал конец отпавшей тяги к рычагу подвески, выровнял колесо руками и медленно продолжил движение. Когда требовалось повернуть, он останавливался, выходил из машины и вручную подправлял колесо в нужную сторону. Путь длиной 500 м был преодолён за 40 минут (считая заезд в гараж).
Чаще всего шарниры приходят в негодность из-за порванного защитного чехла
Рулевые тяги «Жигулей» приходят в негодность по ряду причин:
- Естественный износ. Люфт и стук проявляется при 20—30 тыс. км пробега в зависимости от условий и манеры езды.
- Эксплуатация с порванными пыльниками шарниров. Через дырки внутрь узла затекает вода, проникает пыль и песок. Коррозия и абразивный эффект быстро выводит шаровой палец из строя.
- Недостаток смазки ведёт к повышенному трению и ускоренному износу. Наличие смазывающего материала нужно проверять перед установкой детали на авто.
- Изгибание тяги вследствие удара о камень или другое препятствие. При удачном исходе элемент можно снять и выровнять, подогревая горелкой.
Когда выработка всех наконечников достигает критического предела, у передних колёс появляется большой свободный ход в горизонтальной плоскости. Чтобы ехать прямо, водителю приходится «ловить» машину по всей дороге. Как диагностировать износ рулевых тяг и не перепутать с неисправностями подвески:
- Поставьте авто на смотровую канаву либо эстакаду и затормозите «ручником».
- Спуститесь в яму и внимательно осмотрите трапецию, особенно после удара по днищу.
- Возьмитесь рукой за стержень возле наконечника и покачайте вверх-вниз. Если ощутите свободный ход, меняйте изношенный элемент. Операцию повторите на всех шарнирах.
Для проверки рычаг нужно раскачивать в вертикальной плоскости, ухватившись возле шарнира
Большое значение имеет способ раскачки тяги при диагностике. Крутить рычаг вокруг собственной оси бессмысленно — это его нормальный рабочий ход. Если проверка показывает небольшой тугой люфт, шарнир считается исправным — это срабатывает внутренняя пружина.
Давить снизу на шарнир бессмысленно — вы только почувствуете сопротивление пружины
Что такое рулевые тяги и стоит ли откладывать их ремонт
Рад Вас приветствовать, друзья, на блоге «Тебе на заметку»
Есть немало современных автолюбителей, которые очень часто игнорируют проблемы, возникающие с рулевым управлением. И вроде пока машине ездит, всё нормально, а как только возникают неполадки – просто отправляют своего «железного коня» в сервис. Тем не менее, проблемы с управлением не стоит откладывать в долгий ящик, поскольку именно они могут привести к серьёзным ДТП.
Если говорить доступным языком, рулевая тяга представляет собой определённую часть привода, которая синхронизирует поворотный «кулак» и рулевой механизм. Таким образом, управление автомобилем посредством руля невозможно без системы рулевого управления, где главным звеном как раз и выступает рулевая тяга.
Основная задача рулевой тяги состоит в том, чтобы обеспечивать на различные углы повороты колёс, потому как они являются частью рулевой трапеции. А благодаря смонтированным на концах тяг шарнирам, обеспечивается возможность перераспределения усилий от рулевого механизма, что, в свою очередь, помогает оставаться неизменённым выбранному углу поворота колёс машины.
Главными симптомами, которые свидетельствуют о выходе из строя рулевой тяги, являются:
— Это может быть характерный стук, возникающий в результате как износа шарниров рулевой тяги, в итоге изнашивания винтовых подшипников и иных многочисленных причин. Это наиболее очевидный признак того, что произошла поломка в рулевой тяги машины.
— Так же может возникнуть протекание ГУР – жидкости, что можно легко определить, если увидеть характерные масляные пятна, остающиеся на месте остановки автомобиля.
— Ещё одни симптом поломки рулевой тяги – так называемое «утяжеление» руля, то есть, когда руль начинает очень туго и тяжело поворачиваться в стороны. Особенно стоит задуматься о ремонте, если этот симптом носит частый характер.
— Так же когда руль начинает очень плохо возвращаться в своё исходное положение – очередной признак возможной поломки рулевой тяги.
— Очень плохая синхронизация при повороте руля в нужную сторону и повороте колёс.
Если вдруг возникает хоть один из выше описанных признаков, стоит сразу подумать о том, чтобы разобраться как можно скорей с возникшей проблемой. Причём, как правило, всё эти признаки говорят именно о неисправности тяги, хотя нередки случаи, что причина может совершенно в другом. Поэтому чтобы «докопаться» до истинной проблемы, приходится полностью разбирать рулевую тягу.
Продиагностировать неисправность не так и сложно, как это может показаться на первый взгляд. Достаточно произвести технический анализ тяги, и понаблюдать немного за поведением рулевого управления.
Кроме того, при неисправности тяги необходимо быть готовым к том, что очень в скором времени автомобиль может и вовсе стать полностью неуправляемым. А это может привести к довольно неприятным последствиям. Так что откладывать с выяснением проблемы и устранением неполадки не стоит.
— Так, например, зимой не стоит сразу же двигаться с места. Вначале необходимо прогреть масло в ГУР.
— Так же надо как следует прогреть двигатель, после чего покрутить руль в разные стороны.
— Ещё стоит тщательно следить за состоянием пыльника, потому что даже незначительное повреждение способствует выходу из строя рулевой тяги.
— Помимо того, никогда не стоит забывать о сохранности целостности всех имеющихся на тяге уплотнений.
Таким образом, если правильно действовать и постоянно следить за состоянием рулевой тяги автомобиля, вероятность поломки будет сведена к минимуму.
Что можно сделать
В определенных ситуациях становится очевидным, что стук или люфт возник в результате ослабления крепления реечного картера или незначительного естественного износа шестерни на руле и рейки. Если зацепление при взаимодействии шестерни руля и рейки не правильное, и руль поворачивается туго, делается несложная процедура подтягивания. До того, как подтянуть рулевую рейку, нужно проверить уровень масла в ее картере и при необходимости, долить до нужного объема.
Чтобы заняться регулированием рейки руля, автомобиль с выставленными прямо колесами, следует поднять на подъемнике или разместить на эстакаде. Двигатель должен быть выключен. Открывается доступ к рейке для детального осмотра, в том числе ее вала, корпуса, сальников и уплотнительных колец.
Простая регулировка рулевой рейки делается при помощи специального винта. Обычно он располагается в ее торцевой крышке. Задача операции – добиться ликвидации стука, люфта
Важно эту работу делать не спеша. Немного повернув ключ, каждый раз проверять наличие люфта. Он не должен превышать 10 градусов
В результате восстанавливается его свободное поворачивание в обе стороны и возврат в исходное положение
Он не должен превышать 10 градусов. В результате восстанавливается его свободное поворачивание в обе стороны и возврат в исходное положение.
Добившись удовлетворительного результата, проверить его на ходу. Не исключено, что руль станет поворачиваться тяжелее. В этом случае регулировочный винт слегка ослабляется. Если подтягивание оказалось безрезультатным, надо не откладывая ехать в автосервис. Зная, как подтягивается рулевая рейка, муторная процедура становиться быстрым и привычным занятием, особенно, если машина эксплуатируется в сложных дорожных условиях.
Считается, что рулевая рейка является достаточно капризным и не всегда надежным элементом машины
Понимание особенностей диагностики состояния этой важной части рулевого управления, регулярный и тщательный осмотр узла помогает своевременно выявить его неисправности. Это позволяет избежать потери управляемости и в следствии дорогостоящего ремонта
Демонтаж, диагностика и установка рулевой рейки
Вне зависимости от того, будет производиться ремонт или замена рейки, её необходимо правильно снять и установить на место.
Список инструментов для работы своими руками
Для демонтажа и ремонта понадобятся следующие инструменты:
- плоские отвёртки разных размеров;
- монтировка или монтажная лопатка;
- небольшой молоток;
- плоскогубцы;
- динамометрический ключ;
- набор торцевых и накидных ключей размером от 10 до 27;
- рожковые ключи на 10, 13, 15;
-
спецключ для регулировки рулевой рейки. Такой ключ приобретается в автомагазине или изготавливается самостоятельно.
Как снять деталь с авто для проверки
Нужно знать расположение деталей в рейке, чтобы провести диагностику тщательно и скрупулёзно
Последовательность снятия рейки:
-
Откручиваем в салоне крепление рулевого кардана к валу рулевой рейки.
- Откручиваем крепление и снимаем пыльник рулевого механизма.
- Поднимаем переднюю часть автомобиля, устанавливаем на опоры.
- Снимаем передние колёса и левый подкрылок.
- Рулевую рейку можно демонтировать с тягами или без них.
- Для снятия рейки без тяг надо открутить стопорную пластину и болты крепления тяг к рейке. Затем отводим тяги в сторону.
- Если механизм демонтируется с тягами, их предварительно отсоединяют от поворотных рычагов.
- При выпрессовке шаровых пальцев используется съёмник.
- При выкручивании рулевого наконечника из тяги необходимо зафиксировать количество витков регулировочного болта. Это облегчит установку схождения колёс при обратной сборке.
- При помощи монтировки подаём весь механизм вперёд, до полного выхода вала рулевой рейки из отверстия в моторном щите.
-
Весь механизм извлекается через колёсную арку.
Необходимость замены рулевой рейки: диагностика
Для восстановления работоспособности рулевой рейки не всегда требуется её замена, часто проблему можно решить, проведя техническое обслуживание с заменой наконечников, чехла и втулок. Обслуживать рулевую своими силами новичкам не стоит. B конструкции этого механизма имеется множество пружинок и прессовочных шайб, и разобрать мехнизм, перебрать детали и правильно заменить их на новые сможет не каждый. Непрофессиональная установка этих деталей приведёт к некорректному функционированию механизма. То же самое касается, если требуется ослабить механизм или сделать его подтяжку. Также необходимо помнить, что выполнение работ по ремонту вполне может оказаться дороже замены, посему выбор порой очевиден.
Опытные автовладельцы восстанавливают рейки самостоятельно, но не всегда существует такая возможность
Поменять деталь необходимо в следующих случаях:
- трещина в корпусе рейки или сорвана резьба крепления наконечников;
- очень сильные стуки в рейке, увеличенный люфт рулевого механизма;
- коррозия внутренних деталей рулевой рейки, вызванная разрывом резинового чехла;
- рейка деформировалась после аварии.
В вышеперечисленных случаях восстанавливать снятую деталь не имеет смысла. Восстановление у профессиональных мастеров будет стоить немалых денег. Поэтому целесообразней будет менять рейку целиком, на что потребуется меньше времени и финансовых затрат. Намного проще будет приобрести в магазине новую и поставить её в сборе на место старой, обеспечив отличную работу рулевого механизма на несколько лет вперёд.
Установка новой
После проведения диагностики и ремонта рейки устанавливаем её на место:
- Выставляем рейку в среднее положение. Для этого выкручиваем вал в любую сторону до упора и возвращаем его на 2,5 оборота. Лыска вала должна быть справа и располагается вертикально.
- Аккуратно заводим механизм через арку и закрепляем его в обратной последовательности демонтажу. затянуть болты надо динамометрическим ключом.
Не следует при неисправности рулевого управления сразу звонить в СТО или покупать весь узел целиком. При наличии элементарных слесарных навыков можно починить и отрегулировать рулевую рейку в собственном гараже. При этом вы будете уверены в том, что не потратили лишних денег и работы выполнены качественно.
Во сколько обойдется ремонт рулевой рейки?
Если диагностика неисправности показала, что рулевая рейка подлежит замене, то у автолюбителя возникнет закономерный вопрос: во сколько ему обойдется такое удовольствие? Следует отметить, что цены на запасные части для иномарок на порядок выше, чем цены на запчасти для отечественных авто. Их конкретные значения зависят от марки автомобиля и года его выпуска.
Так, для автомобиля ВАЗ можно приобрести рулевую рейку без тяг, наконечников и ГУРа за 130 долларов. Та же деталь в сборе обойдется уже в 230 долларов. На приобретение рейки владельцу иномарки потребуется от 200 до 500 долларов, а покупка рейки в сборе потребует вложения от 1000-1500 долларов и выше. Если владелец автомобиля обратится за помощью к сотрудникам автомобильного сервиса, то к стоимости рейки ему придется прибавить затраты на оплату услуг специалистов, которые выполнят ремонт.
Процесс замены рулевых наконечников. Вступление и инструменты
К выполнению работ по замене рулевых наконечников необходимо подойти ответственно, ведь езда с неисправными наконечниками может привести к печальным последствиям
Также следует обратить внимание и на крепления самих наконечников к поворотным кулакам
Крепления наконечников к поворотным кулакам бывают двух типов:
- устанавливаемые шпилькой вниз в поворотный кулак — закрытого типа (с закрытым внешним корпусом, не имеющего гайки сверху);
- устанавливаемые шпилькой наверх — открытого типа (с внешним корпусом, оснащенным фиксирующими гайками).
В зависимости от того, какой тип наконечников установлен на автомобиле будет варьироваться и набор необходимых инструментов. Так, для наконечников закрытого типа, устанавливаемых шпилькой вниз в поворотный кулак, потребуется специальный съемник, работая которым наконечник можно будет легко «выдавить» из поворотного кулака. Некоторые умельцы обходятся без съемника, орудуя молотком, но от подобных манипуляций лучше воздержаться.
Итак, для замены выполнения работ потребуется следующий набор инструментов:
- домкрат;
- балонный ключ;
- набор рожковых ключей и торцевых головок;
- смазка WD-40 или другая аналогичная;
- корщетка;
- съемник (для наконечников закрытого типа);
- молоток (на всякий случай).
Процесс замены рулевых наконечников. Выполнение работ
В первую очередь повторяем манипуляции указанные выше (как при диагностике наконечников), а именно — домкратим автомобиль с необходимой стороны и вывешиваем колесо. Затем балонным ключом откручиваем колесо и снимаем его, доступ к наконечнику, рулевой тяге и кулаку свободен.
Теперь используем корщетку и тщательно очищаем места крепежных гаек на тяге и наконечнике, после чего наносим на них смазку WD-40 или любой другой жидкий ключ. Выжидаем несколько минут и начинаем откручивать гайку со стороны рулевого тяги.
ВНИМАНИЕ ! Для откручивания стопорящей гайки на рулевой тяге нужно дополнительно зафиксировать её вторым ключом (на тяге есть отдельное несъемное крепление для этого). Гайку, стопорящую рулевой наконечник следует открутить ровно на 1-1.5 оборота и запомнить её месторасположение. Это необходимо, чтобы установить новый наконечник и соблюсти хотя бы примерные показатели сход-развала
Это необходимо, чтобы установить новый наконечник и соблюсти хотя бы примерные показатели сход-развала.
Далее — в зависимости от типа наконечников откручиваем фиксирующие их гайки. С наконечниками открытого типа, устанавливаемыми шпилькой вверх все просто. Достаточно только отвернуть крепежную гайку, после чего путем постукивания молотком по шпильке и небольшого покачивания поворотного кулака извлекаем шарнирную часть наконечника. После чего остается лишь открутить сам рулевой наконечник с рулевой тяги.
На наконечниках закрытого типа (с гайкой снизу) процесс извлечения шарнирной части из поворотного кулака очень похож: сначала немного отвинчиваем гайку и в это месте (между гайкой и кулаком) вставляем язычок съемника. Нижней частью съемник упирается в саму шпильку и во время его закручивания происходит как бы выдавливание наконечника из кулака. Если же съемника нет, то гайку необходимо открутить полностью, после чего с помощью молотка начать покачивать и выстукивать поворотный кулак, постепенно вытягивая шарнирную часть из кулака. Как только наконечник будет извлечен из кулака — откручиваем его от тяги, на этом процедура завершена.
Теперь остается лишь установить новые наконечники на место, однако перед этим необходимо измерить их длину (относительно старых). Руководствуясь полученными размерами наконечников следует подтянуть или наоборот — ослабить фиксирующую наконечник гайку на рулевой тяге. В остальном процесс установки новых рулевых наконечников абсолютно идентичен их снятию: повторяем все в обратном порядке и закручиваем все гайки. Процедура окончена, после этого необходимо отправится на стенд и выполнить манипуляции по сходу-развалу.
Когда менять рулевую тягу
Рулевые тяги являются деталью рулевого управления, выполняющую передачу усилия, необходимого для поворота колес автомобиля. Кроме того, разной длиной рулевых тяг обеспечивается поворот внутреннего и наружного колеса на разные углы, что необходимо для геометрически правильного прохождения колесами поворота (внутреннее колесо идет по меньшему радиусу, чем наружное).
Для чего нужны рулевые тяги?
Рулевая тяга и крепящиеся к ней рулевые наконечники — неотъемлемая часть рулевого управления современного автомобиля. Задача рулевой тяги — передать на ступицу колеса усилие, необходимое для поворота колеса в определенную сторону и на определенный угол. Задание на поворот ступицы задается рулевым механизмом (рулевой рейкой), жестко закрепленном на кузове автомобиля. Ступица перемещается относительно кузова как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Передача усилия от рулевой рейки к ступице обеспечивается специальной тягой. С одной стороны она подвижно крепится в рулевом механизме, а с другой на неё накручивается шаровый шарнир для соединения с поворотным кулаком. Длиной рулевых тяг регулируется разница углов, на которые поворачивается внутреннее и наружное колесо. Таким образом, передача усилия сначала передается на рулевую тягу, а затем через наконечники рулевой тяги на поворотные кулаки и ступицу.
Как часто менять рулевые тяги?
Необходимость замены рулевых тяг возникает, как правило, только в случае механического повреждения (при ударе о камень или аварии), т.к. в целом данная металлическая деталь достаточно прочная. Износу подвержены наконечники рулевых тяг, когда из—за износа внутренних вкладышей возникает люфт, чему часто способствует нарушение герметичности как результат порванных пыльников. Если рулевая тяга разборная, то меняются только рулевые наконечники. В этом случае срок службы рулевых тяг сравним со сроком службы автомобиля, а рулевые наконечники меняются по мере износа, через 50—90 тыс. км. Об износе рулевых наконечников может подсказать легкая отдача в руль, возникающая при проезде неровностей, хуже становится и управляемость автомобиля. Осмотр поднятого автомобиля подтвердит проблему. В этом случае при повороте руля, люфт в рулевых наконечниках можно будет определить визуально. Однако если конструкция рулевых тяг не подразумевает замену наконечников отдельно, деталь придется менять в сборе (рулевая тяга вместе с наконечниками).
Рулевая тяга автомобиля
Рулевое управление автомобиля является основой безопасного вождения. Его неисправности подлежат безусловному устранению в кратчайшие сроки. Нарушения в работе рулевого управления являются бомбой замедленного действия, которая может сработать в любой момент.
Система управления автомобиля имеет достаточно сложное техническое устройство. Она обеспечивает своевременное маневрирование транспортного средства в зависимости от текущей дорожной обстановки.
Игнорировать проблемы, возникающие с управлением машины, не стоит. От этого зависит безопасность и жизнь водителями с пассажирами. Экономить на её ремонте не стоит и чревато тяжёлыми последствиями. Автомобиль, потерявший управление подобен шальной пуле мчащейся навстречу катастрофе.
Очень часто последствия неисправности рулевого управления транспортного средства бывают очень страшными и трагическими. Они вызвали гибель не одного десятка человек на дорогах страны. Не нужно повторять трагические ошибки других людей.
Для чего нужно рулевая тяга в автомобиле?
Рулевая тяга считается одним из центральных элементов системы управления транспортного средства.
Она выполняет две важные функции:
1.Передача физического усилия от руля к поворотным рычагам ступиц колёс
Последние при повороте руля водителем меняют направление движения автомобиля за счёт поворота колёс
2.Обеспечение необходимого радиуса поворота ведущих колёс
Радиус движения колёс транспортного средства при повороте неодинаков. Именно рулевая тяга отвечает за предотвращение скольжения колёс при прохождении поворота автомобилем. Внешнее колесо должно иметь меньший угол поворота, наружное колесо больший угол поворота.
Несмотря на довольно скромные размеры, рулевая тяга выполняет важные функции, от которых зависит степень манёвренности транспортного средства и безопасность движения.
Главная причина неисправности рулевой тяги
Активное использование автомобиля неизменно оказывает серьёзную нагрузку на подвеску. Особенно это касается поездок по грунтовым или полевым дорогам. Даже самый качественный и надёжный элемент, такой как рулевая тяга, может изнашиваться и прийти в негодность.
Этот момент необходимо учитывать и быть готовым выполнить ремонтные работы за максимально короткий промежуток времени. Конструкция рулевой тяги проста и незамысловата.
Наиболее уязвимой частью рулевой тяги являются шарниры. Они защищены от внешних негативных факторов резиновым пыльником. Если его целостность нарушается, пыль и грязь, попадая на шарниры тяги, выводят их из строя. Они не могут полноценно выполнять свои функции и требуют обязательной замены.
Непосредственно рулевая тяга может получить повреждения только после встречи колеса с глубокой ямой или большим камнем. Сильный удар ведёт к её искривлению, и основные функции оказываются нарушены.
Когда нужно менять рулевую тягу?
Опытный водитель по поведению автомобиля на дороге и посторонним звукам, издаваемым подвеской способен определить необходимость замены рулевой тяги. Необходимо помнить, что только детальный осмотр на подъёмнике подвески автомобиля даст возможность точно установить неисправность рулевой тяги.
Можно выделить следующие признаки необходимости замены рулевой тяги:
- При движении автомобиля в передней части издаются посторонние звуки и стуки;
- Появилось биение руля;
- Увеличился люфт руля;
- Ведущие колёса вращаются с усилием;
- Автомобиль при движении тянет в левую или правую сторону.
Заключение
Появление этих признаков неисправности рулевой тяги должно насторожить водителя. Самостоятельно выполнять замену рулевой тяги без опыта крайне не рекомендуется. В этом случае ремонтные работы необходимо доверить профессионалам, которые смогут их выполнять быстро и качественно.
Спасибо за внимание, удачи вам на дорогах. Читайте, комментируйте и задавайте вопросы
Подписывайтесь на свежие и интересные статьи сайта.
Немного теории
Система рулевого управления автомобиля состоит из многих деталей, имеющих ограниченный ресурс и нуждающихся в регулярном обслуживании. Ухода требуют:
- рулевая колонка;
- редуктор, превращающий вращательное движение в возвратно-поступательное;
- компоненты гидроусилителя руля;
- тяги и их наконечники.
Соблюдение норм технического регламента позволяет продлить срок службы этих комплектующих. Но не только перечисленные детали и узлы способны оказаться виновниками появления люфта в рулевом управлении автомобиля. Влияние оказывает и износ деталей подвески:
- шкворней или шаровых опор;
- опорных подшипников;
- амортизационных стоек;
- втулок и сайлентблоков.
Определить точные причины люфта в рулевом управлении удаётся лишь после проведения всесторонней диагностики.
При наличии гидроусилителя руля первичную диагностику выполняют с включённым двигателем. Для проверки транспортное средство устанавливают на ровной, без уклонов, площадке с твёрдым и не скользким покрытием. После этого:
- Налипшую на протекторы грязь (если таковая имеется) удаляют, чтобы исключить возможность искажений при проведении замеров.
- На рулевом колесе закрепляют люфтомер – специальный прибор, который может быть как механическим, так и электронным.
- Руль устанавливают в центральное положение, после чего поворачивают сначала влево, а затем вправо, до момента начала движения колёс. Угол, полученный в ходе проведения замеров, принято называть суммарным люфтом.
Согласно требованиям технического регламента Таможенного союза, действующим на территории Российской Федерации, суммарный люфт рулевого колеса (в градусах) не должен превышать:
- Легковые автомобили – 10.
- Автобусы – 20.
- Грузовики – 25.
Превышение этих пределов говорит о наличие поломки. Но мало определить люфт на руле. Нужно обнаружить и устранить причину его появления. Для этого переходят к следующим этапам диагностики.