Зачем отключать ESP?
По большому счету незачем. Разве что похулиганить, то есть намеренно пустить машину в занос на скользком покрытии. Не рекомендуем делать это на дорогах общего пользования. А вот функция отключения противобуксовочной системы пригодится тем, кто застрял в снегу или грязи. Без небольшой пробуксовки выбраться будет сложно.
Могу дать банальный совет. Даже если вы владеете автомобилем не первый месяц, а может быть и не первый год, не поленитесь посмотреть в инструкции к автомобилю раздел о работе и особенностях отключения электронных систем безопасности. Учитывая, что на улице зима, возможно, своевременное отключение системы поможет вам преодолеть сложный участок дороги.
Желаю вам свободных дорог и расчищенных от снега мест для парковки, чтобы не приходилось пользоваться кнопкой отключения электронных систем безопасности.
В начале сразу скажу, что способ аналогичен извлечению предохранителя fs 7 (блок управления АБС/ESP) под капотом, но в нашем случае все работает от кнопки и при следующем запуске не выскакивает ошибка и не отключается АБС.Теперь по прядку, что нам потребуется:1.Кнопка отключения ESP 251451432R, импульсная без фиксации цена от 850, я использовал кнопку парктроника28 44 875 06R цена 225р.
2.Реле 5-ти контактное, нормальнозамкнутое от 50 ампер и выше(у меня 80 А) + колодка под него.
3.Реле импульсное от ПТФ ВАЗа 21140374761002 цена 215р, либо по этому номеру 233777.Колодка в сборе для импульсного реле 23.3777 (артикул AX-340-6) цена 70р, я обжимал клемы и вставлял без колодки.
3.Провод, клеммы и обжимник.
Распиновочка импульсного реле:№ контакта-Функция1-Рабочий контакт2-Сигнальный контакт (+)3-Служебный контакт(-)4-Рабочий контакт5-Сигнальный контакт (-)6-Сигнальный контакт (+)Кнопку поставил вот сюда:
Ну и схемку набросал:
Провода силовой цепи в колодке реле заменил на 2,5 квадрата, пропаял и заизолировал.
Собираем и устанавливаем в место предохранителя fs 7.
https://youtube.com/watch?v=9JkapodnISs
Экстренное отключение ESP
Экстренное отключение ESP не такое уж и немедленное. Ведь водителю надо будет остановиться, заглушить мотор, выключить зажигание, дать машине остыть, и только в этом случае демонтировать в моторном отсеке один-единственный предохранитель, отвечающий за ESP и АБС.
Можно и в салоне нажать на индикатор, дождаться отключения системы, потом уже осторожно маневрировать, набирая скорость до 40 км/ч и не больше, иначе сработает автоматика. ESP на «Весте» работает слаженно и имеет кнопку отключения функционала курсовой устойчивости
ESP на «Весте» работает слаженно и имеет кнопку отключения функционала курсовой устойчивости.
Проблемы и неисправности системы
Если горит ESP, то автомобиль сообщает водителю, что комплекс по каким-то причинам не работает. Может, водитель самостоятельно отключил систему с помощью кнопки. Но проблема в том, что комплекс почти полностью электронный.
В комплексе задействовано огромное количество датчиков. Если хотя бы один из них не будет работать нормально, то водитель увидит ошибку ESP, а система полностью отключится. Проблемы могут заключаться в плохом контакте или же в проводе. К примеру, сбои вызывает даже монтаж колеса другого размера.
Что касается ремонта, то нужно понимать, что это электроника, и ремонтопригодность системы крайне низкая. Теоретически можно проверить все датчики, проверить схождение. Но проще всего считать ошибки сканером и, по обстоятельствам, заменить то, что вышло из строя.
ASR лучше или хуже традиционной системы ESP?
Проблема обозначений – это один из дьяволов современного автомобилестроения. Водители автомобилей Toyota могли с ухмылкой читать первую часть публикации, так как они знают, что антипробуксовочная система называется TRC (Traction Control), а другие автомобилисты даже нашли в документации к своей машине другие обозначения – TCS (Traction Control System), ETS, ASC и прочие аббревиатуры. В целом это обозначения одной и той же системы.
ESP – это не просто антипробуксовочное оборудование. Это целый комплекс средств поддержания курсовой устойчивости, который включает такое оборудование:
- ASR или любой другой вид антипробуксовки из указанных выше вариантов названий;
- ABS – антиблокировочная система, которая снижает риски блокировки колес при торможении авто;
- MSR – также антиблокировочное оборудование, которое предотвращает блокировку колес при торможении двигателем;
- EBV – система для распределения тормозных усилий между всеми колесами вашего автомобиля.
В элитных авто можно найти еще десяток аббревиатур, которые называют системы безопасности и повышения контроля. Так что отличия ASR от ESP невозможно найти – это названия совершенно разных явлений в вашей машине. АСР является лишь частью комплекса ESP, обеспечивая один из факторов снижения риска заноса или закапывания в грязевой и снежной яме.
Что такое ESP? При каких ситуациях нужно его выключать?
Умные системы, которыми напичканы современные автомобили, нередко только мешают. Живой пример тому – ESP. Что это за «зверь» и когда стоит ездить, выключив «помощника»?
Что это?ESP – это специальная система, по мнению специалистов, считающаяся второй по важности после ремней безопасности авто. Только в случае с ремнями – они защищают пассивно
А ESP – это элемент динамической стабилизации авто, активно отвечающий за безопасность, то есть – вмешивающийся в процесс. Эта система позволяет выровнять курс машины, когда та находится в неуправляемом заносе.
Механизм действияESP совмещена с антиблокировочной системой колес, а также имеет датчик положения рулевого колеса и акселерометр, который отслеживает реальный поворот авто. Если показания акселерометра и датчика начинают расходиться, система распознает занос и тормозит нужным колесом. Например:
1. Вы ехали на приличной скорости и начали вхождение в поворот слишком резко, автомобиль «потащило», система увидела занос и тут же притормозила заднее колесо, направленное по внутреннему радиусу поворота. Авто выровнялось.
2. Второй случай: вы резко объехали кочку и машина вновь отправилась в занос, но теперь уже в сторону кинуло «зад» автомобиля. Что делает ESP? Она тормозит переднее колесо на той стороне, в которую направлен занос. При этом остальные колеса выравниваются и авто возвращается в заданную траекторию.
Зачем отключать систему?Электроника не совершенна, хоть и способна реагировать на изменения очень быстро. И все же, такая система больше предусмотрена для городских дорог, а не сельского бездорожья РФ, где «проползти» с ESP будет практически не реально. Кнопка нужна, чтобы водитель взял ответственность за изменения курса на себя и сам регулировал траекторию движения автомобиля.
Иномарки старого образца, оснащенные ESP, могут вовсе не иметь отключения функции, или же, продолжать использовать ее даже после нажатия «волшебной кнопки». Именно это вызывает много шуток среди автомобилистов: иномарки остаются позади, а водители вглядываются в корму уходящих «жигулей», потому что российские инженеры наш автопром такой функцией оснащают выборочно. Во всяком случае, на старых моделях такой умной начинки точно нет.
Как работает отключение системы ESP на разных автомобилях?
Все автомобили, мы знаем, созданы разными. В том числе отличается и алгоритм системы ESP. Особенно при отключении. Например, в некоторых машинах при однократном нажатии кнопки ESP OFF отключается сначала только система ABS. Так, в частности, работает отключение ESP в кроссовере Hyundai Creta. Если затем нажать кнопку в течение нескольких секунд еще раз, система стабилизации выключится полностью.
Но на многих автомобилях (например, на обычных автомобилях Mercedes) систему ESP полностью отключить нельзя. Так уж задумал автопроизводитель, заботясь о безопасности водителей. На многих современных Mercedes вы даже не найдете отдельную кнопку ESP OFF, для того чтобы деактивировать систему курсовой устойчивости. Для этого, например, необходимо лезть в меню настроек различных функций и отключать систему.
И то полностью, как мы уже сказали, вы ее не отключите. Система все равно, хоть и неактивно, будет вмешиваться в управление автомобилем.
Нет, свободу вы, конечно, почувствуете больше, но тем не менее при экстренных ситуациях электроника вмешается обязательно. Причем больше всего вы это будете чувствовать при высоких скоростях. Кстати, во многих автомобилях система ESP деактивируется только при движении машины на скорости до 50 км/час. При превышении скорости система автоматически снова полностью включается.
Также почти во всех автомобилях, если вы отключили ESP, не стоит рассчитывать, что она будет деактивирована после того, как вы заглушите мотор и снова запустите. В большинстве случаев система стабилизации при новом запуске двигателя снова автоматически включится.
Что делать, если горит кнопка ESP на панели
Если в автомобиле есть система ЕСП, то на приборной панели есть специальная пиктограмма. Иконка выглядит как скользящая машина.
Если иконка не горит, значит, автомобиль стабилен и в данный момент система не вмешивается в управление. Если иконка мигает — система сработала и пытается скорректировать траекторию движения автомобиля.
Когда загорается ESP, лучше не делать резких движений, а плавно снизить газ. Если иконка горит постоянно, значит, система ЕСП неисправна и в случае возникновения заноса не сработает. Так что водителю нужно быть особенно внимательным на скользкой дороге, потому что придется полагаться только на свое умение управлять автомобилем.
Как отключить. Если машина оборудована системой ЕСП, то в ней может быть кнопка ESP off. Она отключает систему стабилизации. Это нужно для движения по бездорожью или рыхлому глубокому снегу: машина в таких условиях неизбежно будет пробуксовывать, а система ЕСП сбавит обороты и не даст преодолеть сложный участок.
Чаще всего ESP off есть на кроссоверах и внедорожниках. Но вот на некоторых легковых автомобилях она может отсутствовать.
Кратко
|
Когда надо отключить ЕСП
Обычно отечественный аналог ESP – ЕСЦ на «Весте» работает постоянно. Отключать его рекомендуется для возврата ручного контроля над маневренностью и скоростным режимом автомобиля в следующих случаях:
- при движении по заснеженной дороге на подъем;
- по бездорожью после проливных дождей;
- при затяжном подъеме;
- при скоростной езде;
- при участии в любительских гонках на оборудованных треках;
- на время сложного маневрирования;
- при потребности осуществить быстрый старт и набор скорости;
- на участках дороги с песком или мелким гравием.
Помните, что выключение ЕСП на Vesta «Кросс» седан спровоцирует рост процента «работы» водителя рулем и газом на поворотах и крутых спусках-подъемах.
Принцип действия электронной стабилизации
Во время движения авто система курсовой устойчивости работает постоянно, причем независимо от режима – в процессе разгона, торможения и езды с постоянной скоростью. Собирая данные от группы датчиков и других помогающих систем, контроллер сравнивает полученную картину с эталонной, заложенной в собственной памяти. Обнаружив отклонения, угрожающие безопасности автомобиля и пассажиров, электронный блок вмешивается в управление и старается исправить ситуацию.
Алгоритм работы ESP стоит показать на примере бокового сноса машины в левом повороте:
- Факт заноса отмечает датчик углового ускорения (G-сенсор) и передает информацию контроллеру.
- Дополнительные данные ЭБУ получает от датчиков вращения колес и положения баранки.
- По совокупности полученных сигналов электронный блок «понимает» скорость бокового смещения и его направление. В результате электромагнитным клапанам гидроблока отдается команда притормаживать левое заднее колесо с определенным усилием.
- Одновременно подается сигнал основному контроллеру автомобиля уменьшить подачу горючей смеси в цилиндры, дабы снизить передачу крутящего момента на ведущую ось.
- Результат: независимо от действий водителя автомобиль замедляется и выравнивается в повороте.
При взаимодействии ESP с другими электронными «помощниками» курсовая устойчивость автомобиля может обеспечиваться дополнительными средствами – временной блокировкой свободного дифференциала (межосевого и межколесного), включением антипробуксовочной системы и точным распределением тормозных усилий. В машине, оборудованной автоматической коробкой передач с электронным управлением (робот, вариатор), ESP может переключиться на пониженную скорость либо ввести в действие зимний режим.
По сути, активная система стабилизации избавляет автолюбителя от необходимости обучаться экстремальной езде. Входя в поворот, водитель просто вращает баранку, возлагая остальные действия на ESP. Но следует помнить, что возможности электроники не безграничны и не все аварийные ситуации она способна предотвратить.
Электронная система распределения тормозных усилий EBD
Система EBD (Electronic brake distribution) является закономерным продолжением антиблокировочной системы тормозов, увеличивающей диапазон коррекции торможения и корректирующей недостатки более архаичной ABS.
Разработка системы велась еще в 80-х годах прошлого века, однако массовое распространение механизм получил только в наши дни. Чтобы понять, что такое EBD, необходимо вспомнить об основах работы антиблокировочной системы.
Что такое ABS, и какие недостатки она имеет
ABS — механизм, предотвращающий блокировку тормозов и сохраняющий управляемость при экстренном торможении. Вопреки общепринятому мнению, электроника не сокращает тормозной путь, а на голом льду даже удлиняет его.
Суть действия ABS заключается в том, что электронный блок, получая от датчиков информацию о блокировке, принудительно на короткое время сбрасывает тормозное усилие, на долю секунды позволяя колесам вновь «поймать» дорогу. За секунду электроника совершает до 25 циклов торможение — сброс усилия.
ABS работает только при экстренном торможении. К тому же, при блокировке одного из колес антиблокировочный механизм сбрасывает давление в обоих контурах тормозов. Сила торможения является равной на всех шасси. Это приводит к удлинению тормозного пути, несоответствию интенсивности торможения переднего и заднего контура, повышает риск срыва машины в занос.
Принцип работы EBD
Что же это такое — ebd в автомобиле? Система распределения тормозных усилий является не заменой ABS, а его более прогрессивной разновидностью, дополнением.
Электронный блок механизма распределения от датчиков, установленных на каждой из ступиц, получает информацию о:
- частоте вращения колес;
- давлении в колесах;
- скорости;
- загруженности;
- уровне сцепления с дорогой.
Важно, что информация является индивидуальной для каждого диска. Здесь кроется принципиальное отличие системы распределения тормозного усилия EBD от классического противоблокировочного механизма, сбрасывающего давление в тормозах при блокировке даже одного колеса
Система распределения тормозных усилий работает только с теми колесами, которые оказались заблокированы
Это важно в ситуациях, когда одна пара колес находится на заснеженной обочине, вторая — на асфальте
Вторым принципиальным отличием является тот факт, что ABS EBD работает не только при полном, но и при частичном нажатии на педаль тормоза. Как правило, подобную ошибку на автомобилях, где установлена электронная система коррекции торможения, совершают неопытные или излишне осторожные водители.
Третьим отличием, выгодно отличающим ЕБД от классической ABS, является возможность осуществлять торможение в затяжных поворотах. При это усилия распределяются таким образом, чтобы автомобиль не сорвался в занос. Аналогичные действия с классической АБС или без нее приведут к срыву задней оси.
Недостатки EBD
Система распределения тормозных усилий EBD имеет определенные недостатки. Однако все они являются не самостоятельными моментами, а недоисправленными проблемами ее предшественницы — классической ABS. Основной проблемой, связанной с работой антиблокировочных систем, принято считать удлинение тормозного пути при езде на зимней ошипованной резине.
Дело в том, что ошипованные покрышки при заблокированных тормозах играют роль своеобразного якоря. Они «вгрызаются» в ледяную корку, создавая огромное сопротивление скольжению. Благодаря этому, машина достаточно быстро останавливается даже в гололед. При работе EBD или ABS этого не происходит.
Сбрасывая давление в тормозных контурах, электроника позволяет колесам постоянно катиться, не зацепляясь за дорогу. Это удлиняет тормозной путь минимум на 10-15%, что было не раз доказано экспериментально (журнал «За рулем», декабрь 2001 г).
Распределение тормозных усилий под электронным управлением имеет и еще один недостаток, достаточно условный. Дело в том, что автомобиль, оборудованный системой EBD, не подходит для спортивного вождения.
Здесь практически невозможно добиться управляемого заноса, столь любимого уличными гонщиками. Водитель не может управлять автомобилем так, как считает нужным. Впрочем, это актуально только в отношении опытных автогонщиков и людей, занимающихся экстремальным вождением.
В качестве вывода
EBD является прекрасным электронным помощником, способным облегчить жизнь начинающего водителя и подстраховать его от ошибок при торможении.
При этом полностью полагаться на работу электроники нельзя. На льду и снежной каше, машина, оснащенная системой распределения тормозных усилий, может повести себя непредсказуемо.
ESP что это такое в автомобиле
Система ESP — от аббревиатуры английского названия Electronic Stability Program, — стала неотъемлемой частью современных автомобилей
Её считают не менее важной, чем ремни безопасности. Но если ремень — это всего лишь простое удерживающее устройство, то ESP — действительно умная штука. Она работает в единой связке с ABS — антиблокировочной системой, которая управляет колёсами
Этот тандем дополняют: датчик, сообщающий системе о положении руля, и акселерометр, задача которого — отследить фактический поворот автомобиля
Она работает в единой связке с ABS — антиблокировочной системой, которая управляет колёсами. Этот тандем дополняют: датчик, сообщающий системе о положении руля, и акселерометр, задача которого — отследить фактический поворот автомобиля.
Всё вместе — это динамическая стабилизация, и её вмешательство в работу автомобиля самое, что ни на есть, активное. Система не будет ждать, пока что-то произойдёт, а по своим критериям вычислит опасное развитие ситуации и вмешается в управление машиной.
Это те самые доли секунды, которых порой не хватает водителю, чтобы оценить положение, принять решение и выполнить какие-то действия.
Самый яркий пример — неуправляемый занос. Система стабилизации позволяет «успокоить» машину и вернуть её на курс, как только «железного коня» начинает вести в сторону.
Логика процесса проста для понимания: если данные акселерометра и показания датчика рулевого колеса начинают отклоняться друг от друга, то система определяет ситуацию, как занос, и активирует торможение конкретного колеса — того, от которого в данный момент зависит траектория.
Скажем, водитель поздно заметил поворот и слишком круто стал входить в него на большой скорости. Скорее всего, машину поведёт к обочине, но система ESP среагирует и затормозит заднее колесо, которое находится внутри поворота. Остальные три в это время продолжают движение по окружности, но так, как будто центром является заблокированное колесо. Таким образом, машина жёстко ляжет в нужный курс и не вылетит за пределы дороги.
Или вот ещё разбор ситуации: шли на хорошей скорости и внезапно увидели кочку, ямку – что угодно. Резкий объезд, и уже задние колёса пошли в занос. Умница ESP мгновенно заблокирует движение переднего колеса с той стороны, куда пошёл занос. Остальным трём ничего не остаётся, как катиться по новому заданному направлению. Машина стабилизируется, и водитель избежит аварии.
Когда включается ESP
Пример. Водитель слишком быстро заходит в поворот на мокрой дороге. Машина начинает скользить, водитель от испуга слишком сильно жмет на тормоз. От такого действия машину уводит в занос еще сильнее, автомобиль может развернуть или даже закрутить.
Система ЕСП включается и регулирует торможение: включает выборочное торможение только нужных колес и может снизить обороты двигателя. Тем самым она не дает машине уйти в занос.
Водителю важно помнить, что возможности системы ЕСП не бесконечны. Если скорость слишком высокая или дорога слишком скользкая, действия системы не смогут полностью предотвратить занос
Как работает система ЕСП
Безотказно работает ЕСП на «Весте» при заносах и резких маневрах, не допуская агрессивного неконтролируемого вождения. Компьютерные продольные и поперечные датчики ускорения мгновенно считывают положение машины, распознают потерю устойчивости на дороге, вхождение в опасную траекторию и совместно с АБС (антиблокировочной системой) автоматически сбрасывают скорость, притормаживают, выравнивая положение авто на дороге.
Если отключить ESP на «Весте», тогда не сработает система стабилизации транспортного средства за счет торможения заднего колеса с внутренней стороны и антипробуксовочная система.
Зачем отключать?
Опция поддержки и контроля курсовой устойчивости авто устроена таким образом, чтобы при входе в повороты и объезде препятствий «умная» электроника вовремя притормаживала колёса. Это делается для того, чтобы вовремя распределить крутящий момент и не дать машине уйти в занос или опрокинуться. Задумка полезная, это точно. Однако с момента появления системы появились как сторонники, так и противники её, которые не понимают, зачем отключать ESP в автомобиле.
Казалось бы вопрос, для чего нужно отключать ESP в автомобиле абсурден по своей сути. Ведь эта функция предназначена для обеспечения активной безопасности водителя и пассажиров, а также чтобы исключить возможность возникновения аварийной ситуации. Смысл, что дает отключение ESP в следующем: при движении транспортного средства на покрытии, отличного от асфальтного, притормаживание колёс автоматикой может не дать требуемого эффекта. На практике это выражается в том, что опция поддержания курсовой устойчивости хороша на дорогах с покрытием, которое имеет высокий коэффициент сцепления с шинами автомобиля. В иных условиях торможение одного из колёс может обернуться нежелательными последствиями: например, есть вероятность забуксовать, обездвижить машину в казалось бы абсолютно не располагающей к этому ситуации.
Что произойдёт с автомобилем, если продолжать движение?
В подавляющем большинстве случаев автомобиль превратится в собственную модификацию, лишённую АБС. Такие сейчас уже не выпускаются, но когда-то это было нормой. Водитель сам следил, чтобы при торможении машина быстро замедлялась и не уходила в занос. На сухой дороге, при небольших скоростях и отсутствии экстремальных ситуаций это будет совершенно незаметно, поскольку АБС в таких условиях не срабатывает. Но на скользкой дороге возможно непривычное поведение автомобиля, что чревато развитием аварийной ситуации.
Необходимость в экстренном торможении всегда появляется внезапно. При неисправной ABS, даже если она вполне штатно отключилась и не мешает, автомобиль может заскользить навстречу препятствию, резко уменьшив темп замедления в момент срыва колёс. Хуже того, во время такого движения машина не может управляться с помощью руля. Зафиксированное тормозными колодками колесо неспособно изменить траекторию, как того хотелось бы водителю. Фактически в салоне станет на одного пассажира больше.
Единственное спасение из такого положения – это самому взять на себя функции АБС, ослабляя нажатие на тормозную педаль, причём делать это надо циклически с максимально возможной частотой. Колёса будут восстанавливать вращение, обретут способность к изменению направления, а замедление улучшится.
В каких случаях необходимо отключать систему ESP.
По-научному ESP – это электронная система динамической стабилизации автомобиля – Electronic Stability Program. Различные производители именуют ее по-разному: Volkswagen, Audi, MercedesBenz называют ее ESP, Hyundai – VSM, Honda – VSA, а BMW, Jaguar, Land Rover – DSC. Система динамической стабилизации или система контроля устойчивости автомобиля развивалась на базе антиблокировочной тормозной системы ABS, системы противоскольжения ASR, противобуксовочной системы TCS и других различных систем, имеющих разное название, но использующих одни и те же принципы антипробуксовки колес.
Когда транспортное средство движется, блок управления ABS/ESP (компьютер) анализирует положение транспортного средства с помощью различных датчиков, размещенных на машине. Благодаря полученным данным система ESP может регулировать тормозное усилие между колесами, при необходимости притормаживая определенное колесо, чтобы выровнять автомобиль, за счет чего электроника предотвращает боковое движение или занос автомобиля. В итоге система ESP обеспечивает автомобилю хороший динамический баланс.
По данным Администрации транспортной безопасности США (к сожалению, в нашей стране подобные исследования отсутствуют), система ESP позволяет снизить аварии легковых автомобилей более чем на 30%, а аварии внедорожников и кроссоверов – на 50%. Но раз эта система такая полезная и напрямую влияет на безопасность дорожного движения, зачем автопроизводители предусмотрели возможность отключения системы стабилизации автомобиля? Итак, чем полезна система ESP и когда ее нужно действительно выключать – в нашем обзоре.
Когда нужно отключать?
Исходя из всего вышесказанного, пора разбираться, в каких случаях нужно отключать ESP?
Рассмотрим несколько вариантов, когда опытные автовладельцы допускают возможность отключения функций динамического контроля и переход на управление транспортным средством исключительно силами водителя. Вот эти жизненные ситуации, с которыми знакомы подавляющее большинство автовладельцев:
Прокол шины. В этом случае происходит замена испорченной покрышки на новую со свежим рисунком протектора (либо на запасное колесо в собранном варианте). Как правило, эксплуатируемые колёса имеют к этому времени заметный износ и, следовательно, другой коэффициент сцепления с дорожным покрытием, чем вновь установленная шина. Опция, отвечающая за курсовую устойчивость, для выстраивания алгоритма собственной работы за основу берёт информацию от датчиков колёс, которые определяют степень скольжения по частоте вращения шин. Таким образом, разный рисунок протекторов может послужить нарушением при анализе дорожной ситуации и неправильной работе электроники. Особенно это становится заметным, если владелец установит так называемое «докаточное» колесо или запасное в зимнее время. В этом случае вопрос, когда надо выключать ESP не стоит. Это необходимо сделать сразу для предотвращения ненужных и рисковых экспериментов над автомобилем и находящимися внутри людьми.
Съезд транспортного средства с асфальта и езда по просёлочным или лесным дорогам. Езда по такому типу дорожного покрытия очень популярен среди россиян, особенно в период летних отпусков. Поэтому вопрос надо ли отключать ЕСП на бездорожье и нужно ли это делать волнует многих автовладельцев. Вспомним, на чём основан и как работает функционал. Основное её действие заключается в притормаживании одного из колёс. Как только это произошло, машина начинает как бы поворачиваться вокруг него, потому что в других колёсах присутствует тяговая сила. Однако езда по рыхлому основанию не предполагает больших скоростей как на трассе и здесь желательно, чтобы колесам ничто не препятствовало их тяговому моменту. Представьте, что система решила, что автомобиль уводит занос — по логике управления она затормозит колесо. В результате транспортное средство теряет с одной стороны тягу, что может привести в буксованию в казалось бы безобидной ситуации (особенно это опасно для переднеприводных моделей). Таким образом вопрос, зачем отключать ESP на бездорожье даже необходимо, мы прояснили.
Езда в зимний период в снегу. Условия похожи как и в случае управления отсутствия нормального дорожного покрытия, когда даже наличие шипованной резины на обеспечивает надежную сцепляемость шин автомобиля с покрытием. Передвижение по рыхлому основанию с рисками провалов колёс и постоянного контроля и присутствия крутящего момента не позволяют задействовать тормозную систему. В случае, если вы начинаете воздействовать на педаль тормоза при проезде по заснеженной дороге, велика вероятность просто обездвижить свой автомобиль. Поэтому на вопрос, нужно ли отключать ЕСП зимой в снегу мы ответим утвердительно.
Необходимость резкого старта. Думаю, что у каждого была ситуация, когда необходимо быстро набрать высокую скорость и пройти за короткое время короткий отрезок пути. Это характерно для условий движения в больших городах, когда на маршруте много светофоров в короткими интервалами разрешающего движения, частыми пробками. Согласитесь, что внезапное притормаживание автомобиля никак не вписывается в ваши планы в данный момент. Кроме того, это может привести в аварии, так как другие участники дорожного движения не будут готовы вовремя среагировать на ваши маневрирования.
Мы рассмотрели случаи с системой ESP, когда надо отключать в автомобиле её для безопасного вождения. Понимают это и автопроизводители, поэтому на некоторых комплектациях они предусмотрели возможность принудительной блокировки системы курсовой устойчивости автомобиля.
Базовый набор
Вначале на автомобилях появилась система АБС, которая позволяла автомобилю тормозить с максимальной эффективностью.
Дальше конструкторы добавили системы контроля тяги и электронной стабилизации. С 1 января 2016 года Технический регламент Таможенного союза не позволяет сертифицировать для продаж в России автомобиль без системы ABS.
Противобуксовочная система на разных автомобилях называется по-разному: TCS, ASR, A-TRAC, ETS и т.д., но суть всегда одна — не давать машине буксовать. Однако без пробуксовки в определенных условиях просто не обойтись. К примеру, чтобы выбраться из глубокого снега зимой или песка летом, необходимо, чтобы автомобиль мог достаточно интенсивно проворачивать колеса. А с включенной противобуксовочной системой порой автомобили, особенно заднеприводные, застревают даже в неглубоком снегу. Водитель видит на приборной панели моргающий индикатор ограничения тяги, при этом ведущие колеса поворачиваются короткими толчками по четверть оборота раз в полсекунды. Сугроб таким образом точно не преодолеть.
Работает противобуксовочная система совместно с Electronic Stability Program (ESP) — системой, обладающей более широкими полномочиями и более интенсивно вмешивающейся в процесс управления автомобилем.