Виды датчиков
Классификация датчиков масла производится по принципу их работы. Выделяют два основных вида этих устройств:
- Датчики сигнализации сниженного давления, подающие сигнал на лампу, которая загорается на панели приборов при критическом снижении уровня смазки в двигателе.
- Датчики-измерители давления моторной смазки, показывающие текущий показатель, отображаемый на приборной панели на цифровом или стрелочном указателе.
Механическая конструкция
Механический датчик давления в настоящее время практически не используется. Он состоит из двух частей – мембранной и измерительной. Они связаны между собой трубкой, заполненной маслом. После запуска двигателя давление масла возрастает и мембрана прогибается. Она смещается, заставляя двигаться шток измерительной части прибора. Это движение через специальный механизм передается на стрелку аналоговой шкалы датчика, в результате чего водитель видит текущий показатель давления масла в системе.
Эти датчики громоздки, при этом существуют проблемы с их точностью, например, при термическом расширении масла. Тем не менее на основе таких приборов разработаны диагностические поверенные манометры, с помощью которых можно проконтролировать реальное давление в системе смазки двигателя.
Электрические и электронные
Электрический или электронный датчик давления масла устанавливается на подавляющее большинство современных автомобилей. Между этими двумя типами существуют отличия:
- Электронный или аварийный датчик давления работает в виде логического элемента в режиме да или нет. Если он загорается при работающем двигателе – это сигнал для водителя, что давление опустилось ниже допустимой нормы.
- Электрический или контрольный датчик масла по аналогии с механическим показывает давление масла в двигателе в режиме реального времени. Все данные выводятся на табло или стрелочный указатель.
В некоторых автомобилях, например, мощных тягачах или спортивных моделях, параллельно устанавливаются оба датчика, чтобы водитель мог отслеживать состояние двигателя и вовремя реагировать на масляное голодание, а в момент критического падения давления сразу остановиться, чтобы избежать поломки мотора.
Аварийный датчик представляет собой мембранный механизм с металлическим штоком, которому крепится контакт. Второй контакт неподвижно крепится к корпусу датчика. Когда двигатель не работает, они находятся в замкнутом положении и лампа на панели приборов горит. После запуска давление возрастает, и мембрана выгибается под давлением моторного масла, шток начинает двигаться и цепь размыкается – индикатор на панели приборов гаснет. Если же давления не хватает, чтобы выгнуть мембрану, цепь не размыкается и лампа продолжает гореть.
Принцип действия контрольного похож – он тоже работает от мембраны, выгибающейся под давлением масла. Но к ней через подвижный механизм присоединяется ползунок, двигающийся по реостату, изменяя сопротивление и силу тока в цепи. В зависимости от этого измерительная часть датчика выдает текущее давление масла в смазочной системе двигателя. Иногда вместо реостата в таких устройствах используются полупроводниковые или биметаллические преобразователи, но принцип их работы остается неизменным и зависит от движения мембраны.
Как проверить электронный датчик давления масла
Чтобы проверить электронный датчик давления потребуется мультиметр и насос (желательно с манометром). Перед началом проверки необходимо снять датчик с автомобиля и перевести мультиметр в режим диагностики цепи «на обрыв». Соедините датчик с насосом и подключите к нему мультиметр. Лучше использовать насос с манометром, чтобы не подать лишнее давление, от которого электронный прибор выйдет из строя.
Объединив насос, манометр и мультиметр, убедитесь, что на шкале стрелка находится в нуле. Далее подайте минимальное давление от насоса, в результате чего на рабочем датчике мембрана должна согнуться, сдвинуть толкатель и цепь разомкнется, что приведет к отклонению стрелки прибора в сторону бесконечности. Также рекомендуется подать давление, приближенное к максимальному, и убедиться в работоспособности датчика в подобном режиме.
Проверка исправности датчика давления
Если загорелся или начал мерцать индикатор масла, нужно проверить датчик давления, часто он бывает причиной проблемы.
Датчик нужно тщательно осмотреть, если вокруг него есть потеки смазки, вероятнее всего повредилась мембрана, соответственно, шток не размыкает цепь индикатора, и он продолжает гореть или мерцать. Далее он выкручивается ключом и тщательно очищается.
Видео: Как проверить датчик аварийного давления масла
https://youtube.com/watch?v=SpWE6h6vbjM
Для диагностики потребуется обычный насос и мультиметр, настроенный в режим омметра. Штуцер датчика нужно присоединить к насосу, его клемму к плюсу омметра, а минусовую закоротить на корпус. При этом прибор должен показать некоторое электрическое сопротивление.
После требуется несколько качков насосом, при этом омметр должен показать разрыв цепи, то есть сопротивление должно достигнуть бесконечности. В этом случае – датчик исправен, если этого нет, он требует замены. После установки нового датчика заводится двигатель, и индикация пропадает. Если она остается, нужно искать причины в неисправности мотора.
Диагностировать состояние контрольного датчика труднее, поскольку насосом сложно регулировать показатели давления. Для этого в крепление под датчик устанавливается специальная вставка на два выхода. В них вставляется сам датчик и аналоговый манометр, специально поверенный. После запуска двигателя сравните показатели этих двух приборов и сделайте вывод об исправности устройства.
Печать
Датчик уровня масла — признаки неисправности
Симптомы неисправного датчика уровни моторного масла на первый взгляд похожи на симптомы неисправного датчика давления масла. На часах загорается индикатор масла. К сожалению, для проверки того, с какой проблемой мы сталкиваемся, требуется подключить диагностический компьютер. Слишком низкий уровень масла сам по себе не является убедительным признаком какой-либо неисправности.
Теоретически, в такой ситуации можно решить проверить уровень моторного масла с помощью щупа-если таковой имеется на оборудовании автомобиля. Низкий уровень масла в двигателе означает, что вы должны долить его как можно скорее. После добавления смазки можно запустить привод и проверить, не гаснет ли индикатор масла. Если индикатор не гаснет, это означает, что датчик, вероятно, нуждается в замене. В некоторых случаях также бывает, что индикатор масла загорается во время движения и гаснет — это также может указывать на проблему с датчиком. Сама замена датчика обычно не является проблематичной, уровень сложность и, следовательно, цена зависят от того, где находится датчик уровня масла.
Убедитесь, что это не серьезная неисправность двигателя
Фактическое отсутствие давления масла способно привести к серьезному отказу двигателя. Если масляный насос не создает надлежащего давления, он не сможет заполнить всю шину маслом. Это означает, что смазка не достигнет многих компонентов. Конечно, размывание не произойдет сразу и на металлических элементах постоянно имеется тонкий слой масляной пленки, который способен обеспечить скольжение в короткие моменты нехватки масла. Однако со временем он может сломаться, что приведет к резкому увеличению трения и температуры. Кроме затирания цилиндров или вертлужных впадин также может произойти поломка компонентов двигателя.
Если непосредственно перед тем, как загорелся красный индикатор, вы могли заметить тревожные металлические шумы, ухудшение работы двигателя или густой дым, выходящий из выхлопа, не пытайтесь запустить двигатель снова. Лучший вариант-вызвать эвакуатор или мобильный механик.
Проверьте уровень масла в двигателе
Однако, если нет никаких признаков реальной проблемы с системой смазки, проверьте показания датчика давления и проверьте уровень масла. Для этого также необходимо выключить двигатель и подождать 15 минут, пока большая часть смазки не стечет в масляный поддон. По истечении этого времени, используя щуп и салфетку, проверьте уровень смазочного вещества. Процедура проста:
вытащите штык (внимание, двигатель все еще горячий!);
протрите его чистой салфеткой или тканью,
вставьте снова в гнездо штыка, затем вытащите;
уровень масла виден на щупе между двумя точками, штрихами или другой маркировкой. Диапазон между минимальным и максимальным значением составляет 1 литр масла
Иногда он отмечен тиснением, сглаживанием или рифлением.
Если автомобиль не оборудован щупом, бортовой компьютер должен показывать уровень масла на экране.
Зачем нужен датчик давления масла
ДДМ — это важнейший компонент смазочной системы двигательного агрегата. Устройство отвечает за контроль давления масла, которое подаётся к двигателю и в случае каких-либо сбоев передаёт сигнал в салон водителю — загорается соответствующая лампочка.
Чтобы понять значение датчика в конструкции автомобиля, потребуется знать, как именно осуществляется подача масла на трущиеся части в двигателе. В зависимости от вида машины и её года выпуска подача смазки может осуществляться различными способами, в том числе и простым разбрызгиванием. Однако даже такой способ подразумевает создание необходимого давления, чтобы в агрегат подавалось оптимальное количество масла. Если количество смазки будет стабильным, то трущиеся части двигателя обеспечивают хорошую бесперебойную работу без быстрого износа.
Для своевременного предупреждения различных негативных факторов в смазочной системе и устанавливается ДДМ, который чувствителен ко всем изменениям подачи масла.
Подача сигнала водителю осуществляется звуковым и визуальным методами: в салоне раздаётся резкий писк и на панели приборов возникает красный индикатор в виде маслёнки. В некоторых видах авто характеристики давления масла выносятся в отдельный стрелочный прибор, который показывает текущее состояние системы смазки.
Виды ДДМ и принцип их работы в современных автомобилях
Современная автомобильная индустрия использует два вида таких датчиков. Каждый из видов работает с определёнными типами двигателей и говорить о том, какой датчик лучше/хуже не приемлемо.
Механический датчик
Устройство максимально точно определяет давление масла в системе и передаёт показатели на шкалу в приборной панели.
Механическое устройство имеет усложнённую конструкцию: чашка корпуса, мембрана, толкатель, ползунок и обмотку нихромовой проволокой. Из-за использования множества компонентов механические датчики имеют высокую стоимость.
Выполнение работы такого устройства заключается в следующем: ползунок, который расположен на платформе с нихромовой обмоткой, принимая силу давления масла, поднимается или опускается. Каждое его движение передаётся на стрелочный указатель в салоне машины, благодаря чему водитель всегда будет точно информирован о том, какое давление смазочной жидкости в двигателе. Ползунок же получает данные от воздействия масла на мембрану датчика.
Электронный датчик
Датчик этого вида более прост, однако он не может передавать все изменения в системе смазки водителю. Как правило, электронный тип устройства показывает только два основных значения: нормальное давление и критическое.
Таким образом, его единственная цель — передать водителю информацию о том, что давление в системе равно нулю. Для этого в его конструкции используются только чашка корпуса, мембрана, толкатель и система контактов с лампочкой давления масла в салоне машины.
Соответственно, если давления пропадает, мембрана выпрямляется, так как ничто на неё не давит. Толкатель сразу же задвигается внутрь корпуса, контакты замыкаются — аварийный сигнал подаётся в салон.
На некоторых моделях транспортных средств устанавливается сразу два вида датчиков. Это расширяет возможности водителя постоянно контролировать систему смазки двигателя.В случае выхода из строя одного устройства, можно ориентироваться на показания второго.
Датчик давления масла, если он работает неверно, как это сказывается на работе машины
Все мы знаем, что основное предназначение масляной системы — подача масла на все поверхности и трущиеся детали мотора, образуя, таким образом, определенное давление, поддерживаемое специальными механизмами. Оно воздействует на снижение износа элементов и обеспечивает долгий срок службы деталей двигателя. С помощью масляной подушки и смазки, детали смазываются полностью и не перегреваются. Поэтому, за давлением масла необходимо следить очень строго, а при обнаружении поломки, следует в срочном порядке устранить неисправность. В противном случае, двигатель либо его отдельные части могут выйти из строя.
Как правило, уровень масла замеряют специальным щупом, на который нанесены пометки минимального и максимального уровня. Он способен точно показать, какой уровень масла сейчас и сколько еще его необходимо долить до оптимального уровня.
С давлением масла все гораздо сложней. Его можно замерять лишь при помощи специального датчика давления, по другому именуемого ДДМ, который применяется для избежания неисправностей и показывает уровень давления масла в моторе. Несомненно, как и все детали, данный датчик способен со временем приходить в негодность.
Как определить неисправность датчика давления масла?
Датчик, или фактически датчики (потому что многие двигатели оснащены более чем одним) давления масла могут сломаться двумя способами. Во-первых, это может привести к их разрыву. Это легко проверить: если мы знаем, что двигатель в остальном исправен, индикатор погаснет или начнет мигать на высоких оборотах двигателя. Давление масла втолкнет датчик в его гнездо и на некоторое время стабилизируется. Во-вторых, может произойти повреждение самого датчика или его проводки. Если мы уверены в хорошем состоянии двигателя, а индикатор давления масла продолжает гореть, мы столкнемся с одной из этих двух причин.