Торможение двигателем: гробовщик мотора или полезная привычка

Торможение двигателем: это как?

Как правильно тормозить двигателем?

Инструкторы по безопасному вождению заявляют, что, используя замедление с помощью ДВС, можно повысить устойчивость и управляемость авто. Кроме того, одновременно с этим снижается износ колодок, дисков, улучшается экономичность в целом. Однако прием периодически подвергается критике из-за неоднозначности его применения, влияния на силовой агрегат и возможной потере управления при неправильном выполнении.

При замедлении силовым агрегатом водитель отпускает педаль акселератора, мотор не толкает машину, а напротив, останавливает её. Такой приём особенно эффективен на первой или второй скорости

Однако использовать его нужно осторожно и умело. Часто неправильные действия приводят к аварийным ситуациям, особенно при заезде авто на скользкий участок дороги

В этом случае приводные колёса, если резко бросить газ, будут проскальзывать, а шасси может сорваться в занос.

Как правильно тормозить мотором на МКПП

Сложностей в правильном торможении мотором на механической коробке передач нет, но есть определённые особенности. Прежде всего это возникновение критических нагрузок, воздействующих на трансмиссию и ДВС. Чтобы этого не произошло, соблюдают противоположный порядок переключения передач — с пятой на четвёртую и так далее. Одновременно с этим выполняют «перегазовку» — слегка надавливают на педаль акселератора при выжатом сцеплении. Приём позволяет снизить ударное воздействие на трансмиссию и ДВС за счет синхронизации оборотов коленвала и первичного вала коробки скоростей.

Переключаться с высоких скоростей сразу на первую или вторую допускается только в экстренных ситуациях, когда необходимо быстро остановить авто, пренебрегая возможными последствиями для двигателя или трансмиссии. Последовательность действий при замедлении:

  1. Отпускают педаль акселератора. Доводят обороты коленвала до холостых (примерно 1000 об/мин), контролируя параметр по тахометру.
  2. Выжимают сцепление, слегка надавливают на педаль газа для перегазовки и включают следующую, более низкую передачу.
  3. Аккуратно отпускают сцепление, не допуская рывка.
  4. Повторяют действия, понижая ступени МКПП до первой.
  5. Когда скорость автомобиля снизится до минимальной, задействуют стояночный тормоз для полной остановки.

К сведению! 

Коэффициент сжатия у ДВС, работающих на дизеле, гораздо выше, чем у бензиновых. Они позволяют понизить скорость движения гораздо быстрее.

Торможение мотором с АКПП

Внедрение коробок-автоматов в современных авто вынуждает вносить поправки в процесс замедления. Конструкция АКПП сложна и по этой причине уступает в долговечности механике. В ней есть планетарные передачи, маслонасос, фрикционные системы переключения ступеней, а передача крутящего момента от мотора реализована через гидротрансформатор. Но остановить машину автоматическая коробка тоже сможет, хоть и не так эффективно, как механическая.

При разгоне гидротрансформатор блокируется, передавая крутящий момент напрямую. При замедлении — наоборот, обеспечивается свободное вращение его составляющих, предохраняя тем самым чувствительную «начинку» АКПП от разрушений. В силу этой особенности остановка происходит заметно медленнее, чем у машин с МКПП.

Кроме того, не каждый автомат имеет возможность принудительного переключения передач. В коробках, где это предусмотрено, передаточные числа 1 и 2 ступени больше, чем в механике. Их ручное включение не приведёт к такому же замедлению, как в МКПП, а электроника не даст их активировать при избыточной скорости шасси. Замедление с АКПП похоже на езду с полувыжатым сцеплением: передача включена, ДВС раскручен, а машина останавливается недостаточно быстро. Водителю в любом случае приходится задействовать тормоза.

Торможение двигателем с вариатором

В трансмиссиях, где передача вращающего момента реализована бесступенчато с помощью вариатора, заводскими настройками предусмотрен режим торможения. Это базовая функция, которая активируется после отпускания педали акселератора. Однако в некоторых моделях реализована возможность ручного отключения опции. Для применения такого способа управления рычаг вариатора переводится в соответствующее положение. Если такая функция недоступна, а водитель хочет отключить торможение (для экономии топлива и улучшения динамических показателей), он может деактивировать режим через прошивку электронного блока управления.

Торможение двигателем на механике

Прием снижения скорости мотором на авто с механической КПП предполагает выполнение следующих действий:

  1. Отпустите педаль акселератора.
  2. Выжмите педаль сцепления.
  3. Когда скорость машины снизится, перейдите на пониженную передачу.
  4. После того, как будет максимально снижена скорость, включите 1-ю передачу.

Важно разобраться, как следует выбирать передачу при торможении двигателем на механике. Ошибка в этом случае может привести к поломке мотора

О том, что передача выбрана неправильно, говорят слишком высокие показатели оборотов на тахометре и резкое «клевание носом» машины

Это не только создает дискомфорт для водителя, но и может привести к поломке ДВС

О том, что передача выбрана неправильно, говорят слишком высокие показатели оборотов на тахометре и резкое «клевание носом» машины. Это не только создает дискомфорт для водителя, но и может привести к поломке ДВС.

Неправильные режимы торможения двигателя, обусловленные несвоевременным переходом на пониженные передачи, способны привести к блокировке колес, в результате которой авто может пойти в занос. Кроме того, нарушение порядка перехода на низкие скорости увеличивает износ мотора и приводит к риску поломок его деталей.

При движении авто на 5 или 6 передаче для торможения двигателем нужно переключаться на 3-ю передачу, так как 4-я может обеспечить очень небольшое снижение скорости. С 3 или 4 передачи нужно переходить на 2-ю. Чтобы процесс переключение был более мягким, рекомендуем сделать «перегазовку».

Для полной остановки машины нужно после снижения скорости до 5-10 км/час воспользоваться тормозной системой автомобиля.

Насколько эффективен прием торможения двигателем? Ответ на этот вопрос зависит от нескольких факторов, наиболее важными среди которых являются опыт управления автомобилем, умение адекватно оценивать дорожную ситуацию, техническое состояние машины.

Важно: использование приемов экстренного торможения двигателем на авто, которые оснащены системой АВS, приведет к потере драгоценных секунд, так как эта система гораздо эффективнее справляется с подобными ситуациями. Но и данное правило имеет свои исключения: если на трассе гололед, то в целях безопасности для экстренного снижения скорости стоит выбрать метод торможения двигателем.. Есть мнение, что система торможения двигателем более эффективна для авто, укомплектованных дизельными моторами

Есть мнение, что система торможения двигателем более эффективна для авто, укомплектованных дизельными моторами

Такое суждение базируется на том, что в цилиндрах дизелей почти в 1,5 раза увеличена степень сжатия. В то же время существенных отличий в скорости торможения бензиновым и дизельным мотором нет.

Есть мнение, что система торможения двигателем более эффективна для авто, укомплектованных дизельными моторами. Такое суждение базируется на том, что в цилиндрах дизелей почти в 1,5 раза увеличена степень сжатия. В то же время существенных отличий в скорости торможения бензиновым и дизельным мотором нет.

Осуществляя торможение двигателем, не стоит беспокоиться о том, что увеличится потребление топлива. Расход горючего не будет превышать значений, которые характерны для остановки авто с помощью тормозной системы. В обоих случаях водитель во время снижения скорости не воздействует на педаль газа, поэтому уровень подачи горючего в цилиндры мотора стремится к нулю. После набора скорости топливо начинает поступать в стандартном режиме. Иногда для более экономичного расхода горючего водители используют эффект наката. Если впереди по движению авто присутствует затяжной спуск или загорелся красный свет на светофоре, можно включить нейтральную передачу и катиться таким образом, чтобы мотор работал на холостых оборотах.

При торможении мотором нужно следить за его оборотами. Для бензиновых силовых агрегатов переключение на пониженную передачу можно осуществлять на 2,5 тыс. оборотов. Последующее понижение передачи выполняется уже при 1 тыс. оборотов двигателя. В процессе торможения не рекомендуется вращать рулем, так как в этом случае возможна потеря управляемости автомобилем.

Учитывая приведенную здесь информацию, можно сделать вывод о важности приобретения навыков по торможению двигателем. Особенно полезной такая техника будет для владельцев машин с механической КПП

Какие процессы происходят в двигателе при отпускании педали тормоза

Вы управляете авто и жмете педаль газа, тем самым увеличивая его частоту вращения. Но как только педаль отпускается, мотор начинает постепенно снижать обороты. Любой силовой агрегат имеет такую конструкцию – всегда возвращаться к работе на минимуме или так называемом холостом ходу. К чему это приводит?

Если вы едете с включенной передачей, но при этом отпускаете педаль газа, мотор начинает замедлять транспортное средство. Этот процесс носит название торможение двигателем. Автолюбители, которые смогли освоить управление машиной при помощи всего одной педали газа, оценили по достоинству простоту и удобство процесса. Все элементарно – чтобы разогнаться добавляем газ, для торможения – отпускаем.

Если рассмотреть механизмы замедления на разных передачах, прослеживаются следующие характерные особенности:

  • на 1-й передаче: скорость движения наименьшая, при этом сила тяги – самая большая. Вследствие этого именно на этой передаче мотору достаточно просто разогнать транспортное средство, равно как и замедлить его. То есть, имеет место максимально возможное ускорение разгона либо замедления;
  • на 4-й передаче ускорения минимальны, но общая скорость движения достигает пика, что создает условия, при которых мотору достаточно трудно повлиять на авто.

Из вышесказанного можно сделать один вывод: не стоит экспериментировать на 4-й передаче и ожидать отзывчивости при торможении двигателем. Гораздо проще включить 3-ю, а затем 2-ю, и после успешно завершить процесс.

Обратите внимание на два важных момента:

  • если перед каждым отпусканием педали сцепления добавлять газ, то процесс станет гораздо более плавным;
  • без использования педали газа эффективность торможения будет больше, но возникает также и опасность появления рывковых замедлений.

При достаточной сноровке и опыте управления транспортным средством водитель довольно уверенно чувствует все эти моменты и умело использует их.

Роль торможения двигателем – достаточно весомая. В первую очередь, это связано с соображениями безопасности водителя на скользком дорожном покрытии, так как исключает блокировку колес. Также данный навык медленного гашения скорости пригодится на продолжительном спуске, где ножной тормоз от длительного усилия вполне может перегреться и отказать.

Путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя

В точке № 1 (рис. 53) водитель увидел препятствие, осознал, что надо останавливаться, и начал переносить правую ногу с педали газа на педаль тормоза.

Рис. 53. Составляющие остановочного пути
:
Sр. – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя
Sср.т. – путь, пройденный автомобилем за время срабатывания тормозной системы
Sт. – тормозной путь автомобиля
Sост. – остановочный путь автомобиля

Время с момента обнаружения водителем опасности для движения до начала принятия им активных мер по избежании этой опасности именуется – временем реакции
.

А расстояние, которое машина проходит за это время, называется – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя
.

Что же получается? Водитель прекрасно видит препятствие, понимает, что необходимо остановиться, а его машина практически без изменения скорости продолжает движение на это препятствие?!

«А сколько она проедет? Дайте цифры!» – должны были бы воскликнуть заинтересованные читатели.

Вынужден напомнить, что автор очень жаден до цифр. Ну, давайте подумаем вместе. Один водитель по своему характеру близок к личности летчика испытателя, другой – «валенок вареный». Кто-то прекрасно выспался ночью, в то время как другой всю ночь ругался с тещей. Вчера человек был здоров и весел, а сегодня он простужен и печален

А кое-кто еще и неважно чувствует себя после вчерашней вечеринки

Поскольку время реакции водителя напрямую зависит от его физического и эмоционального состояния, то никто не сможет сказать, какова у Вас в данный момент реакция, в каких величинах она выражается и насколько она отличается от того, что было час тому назад. Давайте лучше сделаем еще один важный обобщающий вывод:

Ну а тем, кто без цифр обойтись не может, предлагаю заняться арифметикой. Перевод величины скорости из км/ч в м/с прост – надо разделить скорость выраженную в км/час на 3.6 (1000 метров за 3600 секунд), поэтому, например, за одну секунду на скорости 60 км/ч автомобиль проходит около 17 метров (табл. 1). Время реакции водителя составляет от 0,5 до 1,5 сек. в зависимости от… массы факторов.

Теперь экспериментальным путем надо определить время Вашей реакции и можно будет высчитать расстояние, которое пройдет Ваш автомобиль за этот отрезок времени.

Таблица 1. Путь, который проходит машина за одну секунду

Скорость, км/ч Путь за 1 сек., м
30 8,3
40 11,1
50 13,9
60 16,7
70 19,4
80 22,2
90 25,0
100 27,8
110 30,6
120 33,3

Думаю, будет лучше, если каждый водитель научится ощущать
расстояние, причем не в метрах и в сантиметрах, а в количестве пространства как таковом, необходимом для каждого конкретного случая. Поверьте, с опытом это ощущение приходит к каждому.

В результате неких экспериментов может выясниться, что кто-то из вас обладает недостаточной реакцией
. Что тогда делать?

Во-первых, не стоит расстраиваться и считать себя «ущербным». Есть водители, флегматики по своему характеру, которые вилку ко рту подносят по полчаса, но при этом отлично водят свой автомобиль, значительно лучше некоторых своих коллег-холериков.

А во-вторых, любой водитель, независимо от своего темперамента, пола и возраста, должен уметь прогнозировать развитие дорожной ситуации
. Если предполагаемая опасность на дороге заранее спрогнозирована, то она не будет для Вас неожиданной, и супербыстрая реакция тогда не потребуется.

Давайте прочитаем мысли грамотного водителя, который приближается к сложному участку дороги: «Ага, как я и думал, из той «мертвой» невидимой зоны все же появился пешеход (велосипедист, грузовик и т.п.). Ну так, а я к этому был готов. Недаром я заранее (за несколько секунд до того) разработал четкий поэтапный план действий ногами, руками и головой именно на этот случай».

У такого водителя время, потраченное на реагирование на конкретную опасность и соответственно путь, пройденный автомобилем за это время, всегда будут минимальными!

Тем не менее, следует констатировать тот факт, что наш автомобиль все еще продолжает двигаться. Причем без активного снижения скорости он будет двигаться до тех пор, пока не начнет работать тормозная система. Ведь на данный момент мы всего лишь успели увидеть опасность, среагировать на нее и перенести правую ногу с педали газа на педаль тормоза.

Основные виды торможения

Существует несколько видов торможения для разных ситуаций и условий на дороге. У каждого из них свои принципы действия, и их нужно знать любому начинающему водителю.

Штатное торможение

Штатное торможение используется водителем для полной остановки: на светофоре, для парковки, перед знаком «уступи дорогу». Обычно сначала водитель тормозит педалью тормоза, на холостых оборотах, когда двигатель уже работает без нагрузки, начинает выжимать сцепление — и автомобиль останавливается.

При таком манёвре авто соблюдает заданную траекторию, а если нужно — стремительно может повысить скорость.

Пример: торможение перед светофором

Торможение перед светофором, пешеходным переходом и парковочным местом считается штатным. Это несложный и безопасный метод

Если впереди близко движется попутная машина, переходите на пониженную передачу быстрее. «Нейтралка» разгоняет авто на спуске, и растёт риск ДТП.

Торможение двигателем

Торможение двигателем мягкое и спокойное. Сначала водитель убирает ногу с педали газа, а затем начинает постепенно понижать передачи. Этот вариант снижения скорости обычно применяют на долгих спусках. Скорость при этом заметно уменьшается, можно использовать и педаль тормоза по мере необходимости.

Пример: торможение на спуске

При торможении двигателем тормозные диски и колодки меньше изнашиваются.

Вспоминаем фразу опытных водителей: «Чем круче уклон, тем ниже передача»

Пример: торможение перед поворотом. Нюансы

Торможение на повороте требует предварительной подготовки. Водитель заранее должен сбросить скорость. На самом повороте тормозить нельзя. Нужно двигаться ровно, чтобы избежать заноса.

После поворота добавляйте газ постепенно и продолжайте движение

Ступенчатое комбинированное торможение

Этот вид торможения рекомендован для начинающих водителей. Суть его в том, что педаль тормоза нажимают рывками. Степень силы нажатия будет зависеть от дорожных условий.

Когда на дороге распутица, лёд или рыхлый снег, лучше постепенно усиливать интенсивность тормоза. Сначала нажимать на педаль легко, а затем все сильнее и продолжительнее. Так сохранится ровная траектория торможения, которую легко контролировать. Но тормозной путь при этом увеличивается, поэтому нужно быть внимательным и соблюдать дистанцию.

Если дорога сухая или с бетонным покрытием, то лучше использовать ступенчатое торможение, но с уменьшением усилия. Сначала сильно нажать на педаль, а потом всё легче и легче. Таким образом, сократится длина тормозного пути и не составит труда контролировать траекторию.

Пример: торможение на скользкой дороге

Зимняя дорога с гололёдом пугает новичков, неумелое торможение в это время года особенно опасно

Согласно п. 10.5 ПДД водителю запрещено резко тормозить, если только это не требуется для предотвращения ДТП.

Экстренное торможение и руление

Бывают случаи, когда водителю нужно немедленно остановить машину. Например, случилось ДТП по ходу движения или пешеход выбежал на проезжую часть. Резкую остановку называют экстренным торможением.

Неопытные водители в экстренных случаях изо всех сил давят на педаль тормоза, наклоняются к рулю и с замиранием сердца надеются: авось, пронесёт. Ошибка заключается в том, что автомобиль при резком нажатии на тормоз становится практически неуправляемым. Это происходит из-за блокировки колёс и грозит заносом. В этом случае длина тормозного пути становится больше, а траектория движения — неуправляемой.

В экстренном случае правильно использовать способ торможения, который называют импульсным. Он похож на ступенчатый: выжать педаль тормоза до упора, а затем отпустить на мгновение. Частоту и продолжительность нажатий определяем по ситуации и состоянию дорожного покрытия. Когда педаль тормоза отпущена, совершаем интенсивное руление: например, пытаемся резко объехать препятствие. Этот способ позволит спрогнозировать траекторию авто и избежать заноса.

При этом водителю желательно сохранять самообладание: не держаться за руль мёртвой хваткой, а упереться в него и откинуться назад, прижимаясь спиной к автокреслу. Эта позиция позволяет лучше чувствовать скорость и будет самой безопасной в случае столкновения.

Минусы

Конкретных недостатков в применении торможения двигателем нет, однако есть ряд косвенных негативных факторов связанных с опытом и навыками управления автомобилем, влияющих на безопасность вождения машины.

Сразу нужно напомнить, что данный способ ни как, не заменяет экстренного торможения в условиях риска аварийных ситуаций. Поэтому безопасное торможение двигателем должно быть применено при трезвой оценке своих водительских навыков и объективной ситуации на дороге.

Учитывая, что при снижении скорости движения двигателем не используется тормоза, сзади идущий участник движения не будет предупреждён сигналами стопов о снижении Вами скорости. Особенно это нужно учитывать в условиях небольшой дистанции между автомобилями и высокой плотности движения. Перед снижением скорости подобным образом нужно обозначать лёгким нажатием на педаль тормоза, достаточного для работы фонарей стопов, сигнализирующих о снижении скорости движения, либо иметь достаточный разрыв в дистанции с сзади идущим транспортным средством.

При вождении машины с механической коробкой передач, для полноценного использования данного приёма, особенно в условиях горных дорог или в плохих дорожных условиях (на гололёде и мокрой дороге), нужно обладать навыком переключения передач с использованием перегазовки в режиме двойного выжима сцепления, позволяющего безболезненно переходить с высокой передачи на более низкую.

Некоторые специалисты утверждают, что существуют двигатели, которые негативно реагируют на торможение данным способом. Аргументируется негативное влияние тем, что реактивные нагрузки в механизме двигателя, путём обратной передачи мощности от трансмиссии, могут провоцировать повышенный расход моторного масла и износ отдельных деталей. Однако данный фактор можно назвать спорным, так как даже, если некоторые двигатели имеют описанные выше недостатки, то кратковременные моменты использования машины в данном режиме торможения не окажут существенного влияния на её техническое состояние.

Плюсы и минусы такого метода

Отметим явные плюсы торможения при помощи
мотора:

  • экономный расход топлива (не нужно
    гнать на высокой скорости, а потом останавливаться);
  • увеличение ресурса накладок и
    колодок, а также дисков;
  • возможность поддерживать
    постоянную безопасную скорость на спуске без перегрева фрикционных элементов;
  • предотвращение блокировки шасси на
    мокром покрытии или гололеде.

Но прибегая к торможению мотором с
подключенной коробкой стоит помнить и о минусах режима. У машины в таком случае
не загораются стоп-сигналы, поэтому другие участники дорожного движения не
сразу поймут ваши действия. Это может создать аварийную ситуацию на дороге. При
неправильном переключении передач в коробке, где с 5-й переходят сразу на 2-ю,
случается резкий толчок и машина теряет управление. Пассажиры и водитель могут
получить травмы. Еще это создает повышенную нагрузку на коробку передач, и
шестерни способны разрушиться (отломится зуб или деформируется вал, на котором
они крепятся).

Злоупотреблять длительным торможением за счет
включенной передачи в коробке и отпущенной педали акселератора не стоит тем, у
кого есть износ стенок цилиндров и поршневых колец. Когда не двигатель
заставляет крутиться колеса, а наоборот, шасси не дают мотору остановиться, в
нем избыточное давление меняется на пониженное. Этот процесс содействует
натягиванию масла в камеру сгорания с поддона картера через образовавшуюся
выработку. Длительная езда машины с активным торможением ДВС значительно
снижает уровень масла и, если не уследить, может наступить «масляное голодание».

Проверка уровня масла
Проверяйте
регулярно уровень масла

Проверять уровень масла следует каждые 3000
км. Если расход 0.5 л и больше за этот пробег, то контролировать отметку на
щупе стоит еще чаще, когда водитель регулярно прибегает к торможению мотором со
включенной коробкой без выжатого сцепления.

Если
требуется только замедлиться, а не остановиться полностью, прислушивайтесь к
оборотам двигателя, чтобы он не заглох. Холостой ход у многих машин
осуществляется на 700-800 оборотах.

Если
они опустятся ниже (а по мере замедления авто такое возможно), мотор заглохнет.
Для предотвращения этого требуется вовремя выжать сцепление. После достижения
нужной скорости, включайте соответствующую передачу и продолжайте
движение.

Освоить торможение двигателем важно еще на
этапе обучения в автошколе. Это пригодится при езде по горным дорогам или в
экстренной ситуации, когда неожиданно откажут тормоза

В городской
эксплуатации, если придерживаться скоростного режима, тормозная система
получает незначительный износ и прибегать к торможению ДВС регулярно не
требуется.

Плюсы и минусы этого манёвра

Если вы ни разу не притормаживали свой автомобиль таким способом, то необходимо узнать, что значит тормозить двигателем при нормальных погодных условиях и состоянии дороги, чтобы не запаниковать в экстренной ситуации. Как я уже говорил, такой способ помогает избежать заноса в случае торможения в гололед. В таком случае колёса не блокируются тормозными колодками, как это происходит при обычном торможении. Система управления не блокируется, а машина становится более устойчивой.

Снижение скорости происходит довольно плавно. Но всегда стоит учитывать, что при таком способе тормозной путь значительно длиннее. Сложно сказать однозначно, вредно ли тормозить двигателем. Можно сказать, что однозначный плюс – это безопасность. А минус – длительность и плавность. Т.е. сбрасывание скорости двигателем ни в каком случае не будет экстренным, и это нужно учитывать.

Ещё один важный нюанс – когда вы решили осуществить подобный манёвр о ваших намерениях неизвестно никому кроме вас. Если при нажатии педали тормоза сзади машины включаются стоп-сигналы, то при торможении двигателем этого не происходит. А значит, есть вероятность аварии. Многие говорят, якобы такой способ увеличивает износ трансмиссии и мотора. Всё на самом деле не так страшно. В конце концов, не так часто используется этот способ, чтобы навредить транспортному средству. Главное больше практики и умение предвидеть ситуацию, при которой уместно применять подобный способ снижения скорости.

Медленное торможение на механике

У меня первое авто было простенькое. На нем стояла МКПП на 5 передач. Я узнал, как тормозить двигателем на механике от своего знакомого, который чисто случайно сел за руль. Короче, схема движений должна быть такой:

  1. Отпустить педаль газа.
  2. Выжать педаль сцепления.
  3. Выключить повышенную передачу.
  4. Включить пониженную передачу.
  5. Отпустить педаль сцепления и снижать постепенно скорость.

Не спешите быстро переключаться с повышенной скорости на пониженную. Если сейчас на вашем тахометре – 2000 оборотов, то, включив пониженную скорость движок заорёт и это, действительно, плохо. Идеальный вариант переключения – 1200 – 1500 оборотов. Как только мы переключим передачу на меньшую, то стрелка тахометра повысится до 2 тысяч оборотов, а это уже более нормальный вариант. В общем, тренироваться нужно. Многое зависит ещё и от объёма двигателя.

Это более чем подробная последовательность движений. Никакого негативного воздействия на автомобиль это не оказывает. Еще раз советую попробовать такой способ на сухой и хорошо знакомой вам дороге

Очень важно понять тормозной путь машины и вообще её поведение при таком способе. Кстати, иногда можно применять и незначительные короткие нажатия на педаль тормоза

Такие движения имитируют действия ABS и тоже не раз выручали меня на скользких дорогах при небольших расстояниях до стоп-черты.

Как быть с АКПП?

Чуть позже я себе приобрёл автомобиль с АКПП. Долго не мог понять, как можно тормозить двигателем на автомате. Можно сказать, что тут ситуация обстоит сложнее, но это тоже возможно. Коробка-автомат так не реагирует на торможение, как механика, и приходится чаще использовать рабочий тормоз. Здесь имеет значение насколько старый у вас автомат. На более старых версиях есть ограничения по переключению скоростей. В более новых версиях в идеале использовать полуавтоматический режим, это позволит сбросить скорость естественным путем и перейти на более низкую передачу. Вы должны понимать, что только снижение скорости позволит переключиться на пониженную передачу. Иначе этого не сделать.
Для того, чтобы привыкнуть к автомату и понять, как же применять на нем такой способ, требуется больше времени и сноровки. У меня не сразу получилось разобраться на какой скорости я могу начать притормаживать, чтобы избежать ненужного заноса

Но со временем навык пришёл и я понял, что для автомата крайне важно при попытке снизить скорость мотором вообще не нажимать на педаль газа

В итоге могу сказать, что не очень сложно разобраться, как правильно тормозить двигателем в скользкой ситуации. Нужно помнить схему перехода с повышенной на пониженную передачу, ни в коем случае не выжимать резко тормоз и держать в голове длинный тормозной путь автомобиля. И еще один нюанс – как бы ни хотелось резко остановиться, переходить сразу на первую передачу категорически запрещено, потому что занос просто обеспечен. Плюс для движка такой скачок будет вреден. Я имею ввиду переход на механике с 3 передачи на 1 или 4 на 2 при высоких оборотах.

Виды

Виды торможения автомобиля выделяются в зависимости от уровня динамики транспортного средства во время этого процесса. Всего известно шесть распространённых разновидностей торможения:

  • полное;
  • частичное;
  • экстренное;
  • аварийное;
  • служебное;
  • стояночное.

Полное

При полном торможении автомобиль интенсивно сбрасывает скорость. Происходит это до тех пор, пока транспортное средство не остановится на одном месте.

Частичное

При частичном торможении машина постепенно сбрасывает скорость. Однако в результате этого процесса транспортное средство не останавливается, а просто снижает динамику своего передвижения.

Экстренное

Этот вид разрешено использовать только в том случае, если ему невозможно подобрать альтернативу. Например, во избежание аварии. В правилах дорожного движения говорится, что даже внезапно включившийся красный сигнал светофора не обязывает водителя применить экстренное торможение. В такой ситуации не нужно вдавливать педаль тормоза в пол, а лучше завершить манёвр.

При таком виде остановки автомобиль сбрасывает скорость очень резко. С момента начала снижения динамики до полной её потери проходит очень короткий промежуток времени, который часто оказывается недостаточным, для того чтобы находящийся позади тормозящего авто водитель успел сориентироваться и тоже остановить своё транспортное средство.

Аварийное

Аварийное торможение — это процесс остановки автомобиля, в котором не используется его тормозная система. Такое бывает в том случае, если тормоза транспортного средства отказали. Тогда водителю придётся осуществить управляемый удар о препятствие, чтобы остановить авто.

Такой процесс также называют контактным. При нём безопасности ради рекомендуется использовать такие части машины, как крылья, мягкие части кузова, обшивку дверей. Эти предметы должны уменьшить последствия столкновения с препятствием.

Удар лучше делать скользящим, а не лобовым. Поэтому при таком виде остановки транспортного средства ни в коем случае нельзя бросать руль и прекращать управление. Водитель должен будет ювелирно выстроить траекторию движения автомобиля.

Служебное

Это самый плавный вид перехода автомобиля в статичное положение. Водитель при нём заранее назначает место, в котором автомобиль полностью должен потерять свою динамику. Человек, управляющий транспортным средством, сначала перестаёт газовать, а затем понемногу начинает тормозить. В результате машина сбрасывает скорость легко и постепенно.

Стояночное

Это статичное положение автомобиля во время его стоянки. В машинах с механической коробкой переключения передач достигается посредством поднятия рычага ручника. В транспортных средствах с автоматической коробкой передач происходит при помощи переключения рычага на режим паркинга.

Теперь пришло время поговорить о том, какие бывают способы торможения.

Минусы торможения двигателем

В среде отечественных автомобилистов принято считать, что торможение двигателем вредит мотору и трансмиссии. Профильные эксперты с этим категорически не согласны. Минусы действительно можно отыскать, но они относятся скорее к безопасности.

Риск собрать «паровозик»

При торможении двигателем стоп-сигналы автомобиля не загораются. Такой маневр может стать сюрпризом для других участников дорожного движения. Комбинированное экстренное торможение с одновременным использованием тормозной системы и двигателя существенно повышает риск собрать «паровозик».

Вероятность заноса

При неправильном выборе передач, грубой работе с педалью сцепления и отклонении от прямолинейного движения во время торможения двигателем, особенно на переднеприводном автомобиле, возникает риск возникновения заноса — автомобиль может развернуть вокруг передней оси.

Повысить эффективность торможения двигателем на машине с коробкой автомат можно самостоятельным переключением передач вниз в ручном режиме
(Фото: Shutterstock)

Повышенная нагрузка на привод ГРМ

Во время грубого торможения двигателем с неправильным выбором передач и резкой работой педалью сцепления существенно возрастают нагрузки на привод газораспределительного механизма — ремень или цепь. При неумелом выполнении приема возможен их обрыв, и, как следствие, дорогостоящий ремонт двигателя.

Повышенная нагрузка на уплотнения

Повышенное разрежение во впускном коллекторе при торможении двигателем может приводить к разгерметизации уплотнений и подсосу неучтенного воздуха. Такое возможно лишь на уже «уставших» и требующих внимания двигателях.

Вячеслав Субботин, директор гоночной команды «ГАЗ Рейд Спорт» и автор программы «Минтранс» на телеканале РЕН ТВ:

«Возможность поломки при торможении мотором — глупости. Такое торможение идет машине только на пользу. И ресурс выше, и торможение эффективнее… Когда тормозишь мотором с высоких оборотов, нагрузки на двигатель нет. Температуры низкие, вспышек в цилиндрах нет, при этом насос работает эффективно и масло все охлаждает, давление в системе высокое. Высокое давление масла — для двигателя благо. Мотором тормозить и эффективно, и очень полезно. В вакуумном усилителе также возникает хорошее разрежение — становится легче тормозить».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоРалли
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: