Надежность водителя и безопасность движения

Тема 1.3. профессиональное мастерство водителя транспортного средства и безопасность дорожного движения | авторская платформа pandia.ru

ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ВОДИТЕЛЕЙ

Профессиональный отбор — это определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.

Цель профессионального отбора водителей — привлечь к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств, лиц, имеющих уровень компетенции, необходимой для надлежащего осуществления возлагаемых на них трудовых функций и соответствующей требованиям, предъявляемым к ним в соответствии с законодательством РФ.

У работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, трудовые функции которых непосредственно связаны с управлением транспортными средствами, должны быть в наличии права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий.

Соответствие работников требованиям к стажу (опыту) работы, установленным квалификационными требованиями, подтверждается трудовой книжкой или иными документами в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Работники должны представить следующие документы: водительские права, трудовую книжку, свидетельства о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о прохождении подготовки водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика и др. Если документы соответствуют установленным требованиям, работодатель проводит собеседование с такими работниками.

Цель собеседования — подтвердить соответствие или несоответствие работников требованиям, предъявляемым к их знаниям квалификационными требованиями.

Собеседование проводится в устной форме.

Результаты собеседования заносятся в листы собеседования (п. 11 Порядка прохождения профотбора), которые должны храниться не менее пяти лет. Порядок хранения листов собеседования устанавливается работодателем.

Пример Листа собеседования для кандидатов в водители,

принимаемых в организацию, осуществляющую деятельность

по перевозке грузов неспециализированными автотранспортными средствами (грузовыми автомобилями)

<…>

Обратите внимание!

Требования к квалификации, перечень вопросов для оценки знаний должны соответствовать квалификационным требованиям в зависимости от вида перевозок (перевозка людей, перевозка опасных грузов, перевозка в международном сообщении и т.д.) и типа управляемого транспортного средства.

Статья 1079, 1083 Гражданского кодекса РФ.

Статья 328 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).

Статья 329 ТК РФ, Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15.

Статья 330 ТК РФ.

Статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон о БДД.

Абзац 10 ст. 2 Федерального закона о БДД.

В соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее — Порядок проведения медосмотров).

В соответствии с Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695.

Утверждено Приказом Минтранса России от 11.03.2016 № 59 (далее — Порядок прохождения профотбора и профобучения водителей).

Утверждены Приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287 (далее — квалификационные требования).

МР 2.2.0085-14. 2.2 «Гигиена. Гигиена труда. Оценка и прогноз профессиональной надежности и профессионального риска водителей различных автотранспортных средств. Методические рекомендации», утвержденные Роспотребнадзором 06.02.2014 (далее — МР 2.2.0085-14. 2.2).

РД-200-РСФСР-12-0071-86-12. Руководящий документ. Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей, утвержденное Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986.

Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Минтруда России от 27.09.1996 № 1.

Нужно ли начислять надбавку за классность за периоды выплаты среднего заработка?

В определенных трудовым законодательством случаях вознаграждение за труд выплачивается работнику в виде среднего заработка, например:

  • за время нахождения в служебной командировке (ст. 167 ТК РФ);

  • при переводе работника на другую нижеоплачиваемую работу (ст. 182 ТК РФ).

Нужно ли за эти периоды выплачивать водителям надбавку за классность? По нашему мнению, нет. Поясним почему. Как уже было отмечено, при расчете средней заработной платы надбавка за классность водителям уже учтена. Следовательно, выплата такой надбавки за период сохранения за работниками среднего заработка приведет к удвоению суммы доплаты. Отсюда делаем вывод: дополнительно к среднему заработку выплачивать надбавку за классность за время сохранения за работником среднего заработка не нужно.

Ежемесячная доплата

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

  • в федеральных государственных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

  • в государственных учреждениях субъектов РФ – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ;

  • в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В качестве примера приведем несколько документов, устанавливающих доплату за классность по профессии водителя:

1) в государственных учреждениях:

  • Приказ ГФС РФ от 25.10.2016 № 325 «Об оплате труда работников территориальных органов Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»;

  • Приказ МЧС РФ от 28.12.2015 № 700 «О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России»;

  • Приказ ФСИН РФ от 13.11.2008 № 624 «Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы»;

2) в муниципальных учреждениях Московской области:

  • Постановление Правительства Московской области от 31.07.2017 № 620/26 «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений ветеринарии Московской области»;

  • Решение Совета депутатов городского округа Звенигород Московской области от 08.06.2017 № 7/6 «Об оплате труда работников муниципальных казенных учреждений городского округа Звенигород»;

  • Постановление Правительства Московской области от 20.07.2007 № 535/26 «Об оплате труда работников государственных автономных учреждений средств массовой информации Московской области».

Нужно понимать, что в силу ст. 129 ТК РФ надбавка за классность является выплатой стимулирующего характера, не связана с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничена законодательно минимальным или максимальным размером.

Ежемесячная доплата за классность сотрудникам-водителям, как правило, устанавливается в следующих размерах:

  • имеющим 1-й класс квалификации – в размере 25 % тарифной ставки;

  • имеющим 2-й класс квалификации – в размере 10 % тарифной ставки;

  • имеющим 3-й класс квалификации – надбавка не назначается.

Надбавка за профмастерство водителям к окладу

Пример 1 В отдельных организациях применяют следующие размеры надбавок (в процентах соответствующей тарифной ставки (месячного оклада) присвоенного разряда): – для 3-го разряда – до 18 %; – для 4-го разряда – до 22 %; – для 5-го разряда – до 26 %; – для 6-го разряда – до 30 %; – для 7-го разряда – до 32 %; – для 8-го разряда – до 34 %. Если квалификация и результаты труда работников признаны не соответствующими установленным в коммерческой организации требованиям, ранее получаемые ими надбавки за профмастерство отменяются. Рассмотрим расчет надбавки за профмастерство на примере. Пример 2 В организации утверждена тарифная ставка 1-го разряда в размере 520 000 руб. В соответствии с коллективным договором надбавка за профмастерство рабочим 5-го разряда установлена в размере 20 % месячной тарифной ставки.

Изменение размеров надбавок не будет являться существенным условием труда в случае, когда их размеры не закреплены ЛНПА на долгосрочной основе. Например, в организации ежемесячно издается приказ об установлении надбавки за высокие достижения в труде. В этом случае существенных изменений условий труда не происходит.

Надбавки за профессиональное мастерство

Кроме того, коллективным договором на предприятии могут быть предусмотренные условия выплаты отмеченной надбавки:

  • основным рабочим — за выполнение производственных (нормируемых) заданий, отсутствие нехватки, нарушений технологической дисциплины и др.;
  • вспомогательным рабочим — за выполнение нормируемых заданий, отсутствия претензий к качеству работ (услуг), сверхплановых простоев оборудования через несвоевременное обслуживание и т. д.

В случае невыполнения отмеченных условий надбавка не будет выплачиваться или ее размер может быть уменьшен. Показатели для установления надбавок за высокое профессиональное мастерство должны учитывать:

стабильное качественное выполнение работ в течение длительного периода времени (отсутствие нехватки в работе, возврата продукции из других цехов, достижение высокого уровня качества и т.

Персональная надбавка к должностному окладу

Порядок установления надбавок за профессиональное мастерство в коммерческих организациях следующий: 1) определение состава (перечня) и численности рабочих, которым они устанавливаются; 2) определение условий их установления: критерии и показатели, их количественная и качественная характеристики, шкалы дифференциации размеров надбавок; 3) установление порядка их применения: разработка положений о выплате этих надбавок, доведение их до работников организации, соблюдение гласности и пр. Показатели (критерии) для установления надбавок за высокое профессиональное мастерство для различных профессионально-квалификационных групп рабочих разрабатывают непосредственно в организации. Для принятия объективных решений при установлении надбавок и оценке профмастерства рабочих целесообразно создать квалификационную комиссию.

Надбавки и доплаты водителям

Надбавка за профессиональное мастерство и высокую квалификацию устанавливается работникам, достигшим высокого уровня квалификации (профессионального мастерства) в целях усиления их материальной заинтересованности в повышении квалификации, мастерства и результативности Размер надбавкиРазмер надбавки не может превышать 25 % (должностного) оклада.

Условия предоставленияНадбавка устанавливается при одновременном выполнении следующих условий:- повышение квалификации работника.

Определяется тарифно-квалификационной комиссией с привлечением необходимых экспертов путем оценки возросших знаний работника путем дачи им письменных (устных) ответов на теоретические и практические вопросы в рамках конкретной должности (профессии),- рост профессионального мастерства.

Постоянно совершенствуйте свое мастерство.

Совершенствование мастерства водителей — работа и долгая практика.

Главную роль в вождении автомобиля, как и в любом другом деле, играют знания и умение применять эти вещи в практике.

Как вы думаете, благодаря чему прославились такие гонщики, как Михаэль Шумахер или Рубенс Барикелло?

Разумеется, автомобили сыграли в этом не последнюю роль.

Но все же в основном эти водители — звезды автотранспорта, обязаны своей славой тому мастерству, которого они сумели достичь благодаря долгой практике.

Итак, каким образом можно усовершенствовать свое мастерство?

*Во первых, необходимо пройти специальные курсы вождения в автошколе.

*Во вторых, пользуйтесь всевозможной автомобильной литературой, смотрите различные телепередачи, обменивайтесь знаниями с друзьями.

* Больше практики — чаще выезжайте на своей машине. Это лучшая практика для улучшения вашего мастерства!

Рекомендуется читать следующую литературу:

— книги, посвященные марке вашего автомобиля. Они помогут лучше разобраться в его техническом устройстве и помогут вам при ремонте.

— Специализированную литературу, касающуюся, к примеру, тюнинга или аэрографии.

— различные справочники для автомобилистов и литературу по техническому ремонту автомобиля.

На первом этапе начинающему водителю необходимо как можно больше практиковаться. Желательно иметь рядом с собой опытного водителя, который указывал бы вам ваши ошибки и подсказывал правильное решение и ходы.

Помните, что не стоит сразу же стремиться к высокой скорости.
Сначала необходимо просто научиться хорошо водить автомобиль и чувствовать машину.

1. Старайтесь управлять машиной плавно, не совершая резких движений.

Со временем к вам придет опыт умения безопасно развивать скорость.

Помните, что самыми важными в автомобиле являются рулевое управление и тормозная система, поэтому водителю надо всегда иметь твердую уверенность в исправности этих систем.

Не совершайте резких маневров и сохраняйте плавное движение на поворотах.

2. Аккуратно обращайтесь с переключателем скоростей.

Переключайте передачи мягко.

Практикуйте свои водительские навыки в разных погодных условиях.

Выберете себе определенное место для тренировок.

Используйте для них любой случай. Водителю необходимо отшлифовывать свое умение не только на обычной дороге, но так же на скользком и на мокром покрытии. Не забывайте и про труднопроходимые участки (такие, как грунтовая дорога или дорога, покрытая гравием).

Отвечаем на вопросы

Вопрос:

Возможно ли установление водителю автомобиля (стаж работы на предприятии – более двух лет) 2-го класса квалификации при наличии у него категорий «В» и «С» (категория «Е» не открыта)?

Ответ:

Нет, водитель автомобиля 2-го класса должен знать назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств «В», «С» и «Е», а при работе на автобусах – в отношении категорий «Д» или «Д» и «Е».

Вопрос:

Обязан ли работодатель отражать в расчетном листке надбавку за классность водителям, установленную коллективным договором?

Ответ:

В соответствии со ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника:

  • о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;

  • о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, осуществления выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;

  • о размерах и основаниях произведенных удержаний;

  • об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Следовательно, работодателю нужно отразить информацию о сумме надбавки за классность водителям в расчетном листке.

Вопрос:

Какой код дохода следует указать при заполнении формы 2-НДФЛ при выплате надбавки за классность водителям?

Ответ:

Коды видов доходов налогоплательщика утверждены Приказом ФНС РФ от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@. В соответствии с этим документом сумма вознаграждения, получаемого налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей, отражается в налоговой отчетности под кодом «2000». Другие (специальные) коды доходов для отражения стимулирующей выплаты в виде надбавки за классность водителям законодательством не предусмотрены.

* * *

Присвоение работнику квалификационного класса по профессии «водитель» является правом, а не обязанностью работодателя. Кадровые работники и бухгалтеры государственных (муниципальных) учреждений при решении вопроса о присвоении водителям квалификационной категории (и назначении надбавки за классность) должны пользоваться ведомственными документами.

Вместе с тем следует знать, что положения Квалификационного справочника предъявляют определенные требования к водителям – претендентам на присвоение класса квалификации. В частности, эти работники должны иметь определенный стаж работы у конкретного работодателя.

То есть наличие у нового водителя записи в трудовой книжке о присвоении ему 1-го или 2-го класса квалификации не предполагает автоматическое присвоение ему такой же категории у нового работодателя.

В части бухгалтерских вопросов отметим следующее. Надбавка за классность облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке. Эта сумма учитывается при расчете среднего заработка во всех предусмотренных законодательством случаях. При направлении водителя в командировку надбавка за классность за дни сохранения среднего заработка не выплачивается. При заполнении формы 2-НДФЛ для отражения надбавки за классность используется код «2000».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
АвтоРалли
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: