Необходимость регулировки теплового зазора клапанов
Из чего делают автомобильную резину Из чего сделана резина
Работа клапанного механизма происходит в крайне тяжелых условиях. К таковым относят постоянные ударные нагрузки и большую теплонагруженность. Также стоит отметить, что нагрев деталей ГРМ отличается значительной неравномерностью, а сам клапанный механизм постоянно страдает от естественного износа.
Нормальное открытие и закрытие клапанов в условиях высоких температур обеспечивается благодаря наличию обязательного термического зазора. Такие зазоры для впускных и выпускных клапанов отличаются, так как выпускные клапаны нагреваются намного сильнее впускных от контакта с раскаленными отработавшими газами. На большинстве легковых авто зачастую показатель величины зазора на впускных клапанах находится на приблизительной отметке 0,15-0,25 мм. Для выпускных клапанов данный показатель составляет в среднем 0,2-0,35 мм и более.
Выставленные зазоры клапанов могут постепенно сбиваться в результате естественного износа механизма, после проведения ремонта ДВС и т.д.
Зазоры, отличные от допустимой нормы в большую или меньшую сторону, вызывают ускоренный износ ГРМ. Появляется стук клапанов, наблюдается падение мощности агрегата и перерасход топлива. Токсичность выхлопа сильно увеличивается, из строя быстро выходят катализаторы и сажевые фильтры.
Плюсы и минусы гидравлического компенсатора
Гидравлические подъемники имеют много преимуществ. Это включает:
- Низкий уровень шума двигателя;
- Нет необходимости регулировать тепловые и клапанные зазоры из-за естественного износа;
- Бесплатная поддержка;
- Обеспечивает постоянное давление штока клапана на кулачок распределительного вала, что обеспечивает высокий КПД даже для сильно изношенного газораспределительного механизма;
- Стабильные динамические характеристики старого двигателя.
Однако, несмотря на обилие преимуществ, передовая технология имеет и несколько важных недостатков:
- В гидрокомпенсаторах используется давление масла, а отверстия внутри них настолько малы, что густая смазка просто физически не войдет внутрь, особенно если система еще не успела прогреться. По этой причине в двигатель необходимо заливать качественное масло, чаще всего синтетическое. А вот двигателю с большим пробегом, наоборот, нужна более густая смазка: уплотнительные кольца уже немного изношены, поэтому синтетика не способна создать качественный масляный клин. За счет этого снижается динамика двигателя;
- Даже если используется синтетика, масло все равно нужно менять чаще, так как со временем оно теряет текучесть;
- В случае поломки вам в идеале придется приобрести такую же деталь, а не более дешевый аналог (расположение гидравлического разделителя не позволяет использовать конструкцию, отличную от той, которая предусмотрена производителем);
- Поскольку выход из строя происходит на более поздних стадиях, ремонт будет дороже, чем плановое обслуживание ДВС;
- Иногда из-за плохого качества смазки плунжер может забиться, что приведет к неисправности механизма.
Самый большой недостаток — точность качества масла. Если автомобилист проигнорирует требования к этому параметру, то очень скоро ему придется раскошелиться на покупку новых компенсаторов. В случае двигателей, выработавших большой ресурс, хорошей альтернативой будут механические аналоги — они предотвращают износ клапанов и одновременно регулируют тепловой зазор.
Как продлить срок службы гидрокомпенсаторов
В принципе, срок службы гидроподъемников двигателя автомобиля мало зависит от правильности действий водителя или других, скажем, субъективных факторов. Но есть одно условие, которое может серьезно продлить срок службы гидроподъемников и других деталей двигателя. Использование качественного масла, а также его своевременная замена значительно увеличивает шансы, что ваш двигатель без капитального ремонта проедет сто — двести — триста и более тысяч километров.
Судите сами, засорен клапан гидроподъемника некачественным маслом. Износ поршневой пары происходит из-за недостатка масла или, опять же, из-за его неудовлетворительного качества. Следовательно, хоть и не все, но многое зависит от моторного масла, его качества и чистоты. Поэтому чаще меняйте масло, не экономьте на использовании дешевых продуктов, так как ремонт будет намного дороже.
Профилактика стука гидрокомпенсаторов на горячую
Контроль уровня масла – нужно производить именно щупом, и чем чаще, тем лучше. Надеяться на адекватное срабатывание датчиков и индикацию на щитке приборов, целиком не стоит.
Своевременная замена масла – хорошим тоном и мудрым решением считается одновременная замена масла с соответствующим фильтром. Не забываем про рекомендации производителя (инструкция к автомобилю и интернет нам в помощь). Что касается промывки системы, смотрим на состояние отработанного масла. Если отработка светлая, замена осуществляется на идентичное масло, в установленные ТУ сроки, а в межсервисный период не возникало никаких проблем, то эту процедуру можно проигнорировать, то при сильном загрязнении масла эксперты рекомендуют сократить межсервисный интервал и производить следующую замену масла раньше (например, при 4000 км вместо 8-10 тыс. км.).
Выбор масла с соответствующими спецификациями.
Это тот минимум мероприятий, который в состоянии обеспечить каждый автовладелец, независимо от водительского стажа и уровня познаний. Однако, эти нехитрые действия очень важны для здоровья мотора.
Что там внутри
Регулировка зазора происходит автоматически. Принцип работы гидрокомпенсаторов базируется на ничтожно малом коэффициенте сжатия масла. В момент, когда совпадут отверстия (сделанные специально для пропуска смазки) в головке блока цилиндров и корпусе компенсатора, в него поступит масло. Далее, оно через проточку попадет в верхнюю камеру плунжера, а потом, через открывшийся шариковый клапан, заполнит нижнюю камеру.
Так как, масло подается под давлением, плунжер выдавливается, толкая корпус компенсатора вверх, пока тот не упрется в кулачок. Кулачок вала, проворачиваясь, давит на гидрокомпенсатор, который идет вниз. Отверстия перекрываются, поступление масла прекращается и закрывается шариковый клапан.
Масло обладает свойством несжимаемости, поэтому усилие кулачка вала ГРМ, через гидрокомпенсатор передается на автомобильный клапан. Он открывается. Дальнейший ход кулачка приводит к тому, что пружина клапана толкает его вверх, и он закрывается.
Часть масла может просачиваться через седло шарика плунжера в обратном направлении, увеличивая зазор, но, в следующем цикле, когда отверстия маслопроводов снова совпадут, объем масла пополнится и зазор нормализуется.
«Лечение» стука гидрокомпенсаторов
- Если стук на горячую впервые появился в процессе эксплуатации, или внезапно после неудачной замены масла, стоит произвести замену масла, фильтра и промывку системы. Делать это нужно, если не выявлено проблем с масляной помпой и других явных дефектов. Во многих случаях, это решает проблему.
- Если, по разным причинам, всё более запущено, то радикальным и наилучшим решением будет замена гидрокомпенсаторов «в круг», то есть всем комплектом. Как показывает практика, ремонт и чистка «гидрика» помогает нечасто.
- А вот спешить с «приговором» для масляного насоса не стоит. В отличии от гидрокомпенсатора, этот узел вполне ремонтопригоден. Конечно, всё зависит от конкретных обстоятельств (во-первых, давление масла можно проверить манометром, во-вторых, сам масляный насос можно продиагностировать отдельно на предмет износа).
Стучат гидрокомпенсаторы на горячем двигателе
Причины возникновения стука гидрокомпенсаторов на горячем двигателе частично повторяют неисправности, из-за которых возникает данная проблема на холодном моторе. Приведем проблемы, которые характерны только для разогретого двигателя:
- Увеличилось место посадки гидрокомпенсатора, а в процессе прогрева двигателя оно становится еще более просторным из-за расширения теплого металла;
- Проблемы с масляным насосом. Чаще всего неисправность связана с тем, что масляный насос не выдает необходимого давления;
- Мало или много масла в системе. Из-за этого может происходить обогащение масла воздухом, что критически сказывается на работе гидрокомпенсатора. Большое содержание воздуха в масле приводит к его сжатию в процессе работы гидрокомпенсатора, и он начинает стучать. Данная проблема имеет место быть только на горячем двигателе, поскольку лишь с прогреванием мотора масло обогащается воздухом.
Ситуация, когда гидрокомпенсаторы стучат только на горячем двигателе, возникает редко. Чаще всего проблема имеет место быть, как на холодном, так и на прогретом моторе, и она связана с плохим маслом, загрязненным масляным фильтром или повреждением гидрокомпенсатора.
Почему стучат гидрокомпенсаторы
Как правило, на многих современных двигателях с пробегом появляется шум гидрокомпенсаторов, который водители обычно фиксируют на холодную. Сразу отметим, в подобной ситуации кратковременный стук ГК, который исчезает через несколько секунд после запуска холодного , вполне можно считать нормой. Если же гидрокомпенсаторы продолжают стучать достаточно длительное время или стук не уходит даже после прогрева, это указывает на проблемы с данными элементами.
В двух словах, гидрокомпенсатор — устройство, которое предназначено для автоматической двигателя внутреннего сгорания. Фактически, гидрокомпенсатор является , в который поступает моторное масло из двигателя.
Не вдаваясь в подробности, компенсатор стоит между клапаном и кулачком . Принцип работы состоит в том, что когда клапан закрыт, происходит прижатие ГК посредством пружины к кулачку распредвала. Затем при повороте вала происходит сдавливание гидрокомпенсатора, из плунжерной пары через специальный клапан выдавливается немного моторного масла, далее выход масла перекрывается.
После снова образуется зазор, который при проворачивании вала на 180 градусов будет повторно нивелирован за счет пружины плунжерной пары и закачанной в ГК свежей порции масла. Такая работа гидрокомпенсатора позволяет независимо от температуры двигателя и степени теплового расширения деталей всегда выставить необходимый зазор клапанов. Гидрокомпенсаторы позволяют избежать необходимости регулировать клапана, их наличие исключает какие-либо настройки и упрощает обслуживание ДВС.
Естественно, первой причиной стука ГК является износ данных элементов
При этом важно понимать, что подача смазки в тонкие каналы, чтобы получить возможность автоматически выбирать зазор, также значительно повышает требования к качеству самого моторного масла
Другими словами, неподходящее по своим свойствам или грязное масло способно вывести гидрокомпенсаторы из строя, в результате чего сначала они начинают стучать и шуметь. Далее проблема может прогрессировать, что выражается в виде сбоев в работе , зависании клапанов и т.д.
Масляный фильтр
Если он забит, то это одна из причин, почему стучат гидрокомпенсаторы на холодную. Посторонние звуки прекращаются по мере прогрева двигателя. Тогда некоторая часть смазочной жидкости проходит сквозь фильтр. Однако в большинстве случаев чуда не случается. Водитель будет слышать стук даже при нагретом моторе.
Чтобы избавится от этой проблемы, нужно просто заменить фильтр.
Также можно заменить и саму смазку, если с момента прошлой замены прошло достаточно времени.
Более опытные автолюбители постоянно ведут «бортовой журнал», где пишут километраж при замене масла, а также время операции. Это очень помогает выполнить ее вовремя.
Порядок действий при установке гидрокомпенсаторов
Последовательность установки гидроподъемников зависит от модели автомобиля, так как моторный отсек можно организовать по-своему. Но во многих машинах эта схема выглядит следующим образом:
Проводится демонтаж всего оборудования, расположенного над клапанной крышкой, так как ее придется откручивать и снимать без повреждения других элементов (например, топливной системы или зажигания);
Также снимается воздушный фильтр, так как это также позволит избежать разборки крышки;
Отсоединяется трос дроссельной заслонки и откручивается клапанная крышка;
Стопорная шайба, установленная на звездочке распределительного вала, утоплена;
Звездочка ставится в такое положение, чтобы знаки совпадали;
Гайка шестерни откручивается и эта деталь фиксируется резьбой;
Опора постели распредвала снимается
Распредвал снимается и вместе с ним;
Качели разбираются (важно запомнить последовательность их установки, поэтому лучше сразу ставить в такой последовательности, чтобы запомнить положение каждой из них);
Откручиваются кулачки, после чего аккуратно снимаются гильзы регулировочных болтов;
При необходимости поверхность седел фланцев клапана протирается для обеспечения максимальной герметичности;
Шайбы опоры головы прижимаются с помощью специального инструмента (осушителя);
Качели сняты;
Заголовок с низкими потерями меняется.. Вся конструкция собирается в обратной последовательности
После замены гидроподъемников необходимо обязательно установить новую клапанную крышку и затянуть шпильки динамометрическим ключом. Вот короткое видео о том, как правильно выполнить эту работу:
Вся конструкция собирается в обратной последовательности. После замены гидроподъемников необходимо обязательно установить новую клапанную крышку и затянуть шпильки динамометрическим ключом. Вот короткое видео о том, как правильно выполнить эту работу:
Что делать если стучат гидрокомпенсаторы?
Прежде всего, нужно определить какой гидрокомпенсатор стучит. Для мотористов определить какой гидрокомпенсатор вышел из строя обычно не составит труда. Да вы и сами сможете это сделать. Это просто.
Для этого нужно снять клапанную крышку. Так же потребуется устройство которое называется фонендоскоп.
Фонендоскоп устройство с длинной спицей на конце и наушниками.
Если данного устройства нет под рукой, можно попробовать воспользоваться стетоскопом. Суть я думаю Вы уже поняли, нужно прослушать где же сильнее всего стучит, таким образом можно определить какой гидрокомпенсатор барахлит.
1 Почему в гидрокомпенсаторах могут появиться стуки?
Если гидрокомпенсаторы выходят из строя полностью, то стучать они не будут. Но появление посторонних шумов всегда свидетельствует о каких-то проблемах в работе машины. Стучат гидрокомпенсаторы обычно из-за нескольких распространенных причин:
- плохая работа клапана подачи масла;
- использование некачественного масла;
- механическая выработка на поверхности плунжерной пары;
- наличие воздуха в ГК;
- загрязненный масляный фильтр;
- загрязнение масляных каналов;
- слишком быстрый нагрев мотора;
- загрязнение гидрокомпенсатора;
- появление пузырьков воздуха в масле.
При появлении любой из описанных проблем все гидрокомпенсаторы начинают стучать, хоть поломка может быть только на отдельной детали. Чтобы определить причину стука гидрокомпенсаторов приходится проводить полноценную диагностику транспортного средства.
Диагностика авто обычно начинается с проверки наличия стука при холодном и прогретом моторе. Причины стука на холодную и горячую могут быть различными. Так, если гидрокомпенсаторы стучат на холодном двигателе, скорее всего проблема связана с маслом. Если масло давно не менялось, то его нужно поменять. Причиной стука может быть еще и клапан гидрокомпенсатора, если он плохо держит, то при заглушенном моторе масло может попросту вытекать.
Проверка на горячую может свидетельствовать о тех же проблемах, например, о некачественном масле, загрязнении каналов подачи масла или сильном износе фильтра. Но некоторые неисправности могут проявляться исключительно при такой проверке:
- поломка масляного насоса;
- поломка гидравлики гидрокомпенсатора;
- увеличенное место посадки гидрокомпенсатора.
Самостоятельно можно найти причину стуков далеко не всегда, поэтому, если выявить неисправность быстро не удается, лучше обратиться в профессиональный автосервис.
Ремонт
Чтобы быстро устранить неисправность, надо сначала узнать, какой именно компенсатор начинает стучать. Ремонт возможен в том случае, если неисправность начинает проявлять себя на холодную. При регулярном использовании качественной смазки со своевременной ее заменой стоит лишь купить оригинальное масло, поменять фильтр и проверить результат еще раз. Скорее всего, владелец, сам того не понимая, купил поддельную канистру.
На начальном этапе также стоит купить промывочное масло. Вместе с ним придется обзавестись двумя фильтрами. Один используется при заливке промывочного материала, другой надо прикрутить тогда, когда техническая жидкость успела прогнаться по системе за 15-20 минут работы в холостом режиме.
Для особых случаев понадобится агрессивный состав. Например, аптечный димексид. В его химической структуре присутствуют жесткие элементы, способны снять сажу и другие отложения вне зависимости от их толщины.
Ремонт методом промывки аптечным димексидом помогает не всегда. Многое зависит от начального состояния двигателя. Внутри не должны присутствовать хрупкие пластиковые детали и покрашенные элементы.
Устранение неисправности
Поскольку гидрокомпенсаторов в автомобиле несколько, стоит применить акустическую диагностику для определения неисправного. Опытный мастер знает, как проверить гидрокомпенсаторы на работоспособность с помощью акустической диагностики, то есть на звук.
Для опытного мастера такие манипуляции не сложны. После определения проблемного гидравлического компенсатора, для устранения стука, необходимо его промыть, вернуть на место и повторно запустить двигатель. Если данная мера не помогла, придется заменять его. Рассмотрим поэтапные действия в случае обеих процедур.
Как промыть гидрокомпенсатор?
Промывать рассматриваемый механизм необходимо в условиях защищенного от пыли и сквозняков помещения. Не разбирать двигатель совсем не получится, но избавлять его от каждого винтика тоже нет никакой необходимости.
На подготовительном этапе приготовьте три глубоких емкости под размер компенсатора, а также промывочную жидкость, в роли которой может выступить керосин или хороший 92-й бензин.
Также перед промыванием оставьте автомобиль на сутки в гараже, чтобы в поддон стекло как можно больше масла. Дальнейшие действия следующие:
- Отключите аккумуляторную батарею, чтобы обесточить авто.
- Избавьтесь от воздушного фильтра.
- Открутите болты, чтобы снять крышку ГБЦ.
- Извлеките гидравлический компенсатор из гнезд после снятия осей коромысел.
- Используйте щетку с синтетической щетиной для очищения наружных сторон деталей.
- Промойте гидрокомпенсаторы в первой емкости. Для этого погрузите в жидкость каждый из них и надавите на шариковый клапан через отверстие в плунжере с помощью проволоки. Будьте аккуратны и не сломайте пружину. Далее нажимайте на сам плунжер. Как только вы заметите, что ход стал более легким, тщательно отожмите шарик клапана и слейте жидкость из компенсатора. Используйте шприц для дополнительного промывания каналов в корпусе и переходите к аналогичному промыванию во второй емкости.
- На завершающем этапе вас ожидает проверка, для этого понадобится третья емкость с промывочной жидкостью. Как проверить гидрокомпенсаторы перед установкой на место? Достаточно окунуть их в третью емкость, набрать жидкость в ГК и опустить клапан, после чего плунжером вверх вынимайте деталь. Если надавить на плунжер пальцем, он не должен двигаться.
- При отсутствии движения возвращайте детали на место путем установки коромысел, крышки головки блока цилиндров и остальных элементов. Помните о необходимости зажимать болты от середины к краям.
После того как сборка будет завершена, запустите двигатель и подождите пару минут, пока он поработает на холостых оборотах, на которых стука не должно быть после промывки. Очистка также помогает избавиться от стука после прогревания двигателя и его выхода на рабочий температурный режим.
Замена гидрокомпенсатора
Если очистка не помогла, замена гидравлических компенсаторов станет единственным разумным решением. Порядок замены гидрокомпенсаторов следующий:
- Демонтируйте неисправный механизм с помощью съемника или магнита. Последний способ целесообразен только при свободном движении гидрокомпенсатора. Если же он прикипел к наружной поверхности, поможет только съемник.
- Промойте всю систему подачи масла, замените масляный фильтр и залейте новое масло, проверьте его подачу в посадочное место компенсаторов путем прокручивания коленчатого вала. Гидравлический компенсатор уже должен быть снят.
- Категорически запрещена установка компенсаторов без масла, в противном случае возникают критические ударные нагрузки.
- После установки на посадочное место нового механизма не заводите силовой агрегат сразу. Используйте ключ для проворачивания коленвала на несколько оборотов и подождите полчаса. За это время детали найдут свои рабочие места, а внутреннее давление нормализуется.
Поскольку из строя может выйти как один, так и несколько гидрокомпенсаторов, вам придется самостоятельно решить, сколько из них подвергнуть замене. В данном случае решающим фактором является финансовое положение. При наличии разборных механизмов возможен ремонт и профилактика каждого по отдельности.
Если же вы отдали предпочтение комплексной замене, данное решение будет оптимальным и даст вам гарантию на отсутствие проблем в ближайшем будущем. Никогда не экономьте на качестве масла, что позволит вам существенно продлить не только эксплуатационный срок компенсатора, но также трущихся элементов мотора.
Застучали гидрокомпенсаторы: что делать?
Прежде
чем устранять проблему, нужно определить стучащий компенсатор. Иначе можно
отремонтировать то, что и так замечательно работает.
Как определить, какой гидрокомпенсатор шумит
Для
проверки ГК нужно надавить на него отверткой. При этом кулачок
распределительного вала должен быть повернут к толкателю тыльной стороной. Если
гидротолкатель в рабочем состоянии, для его прижатия придется прикладывать усилия.
Если же он идет свободно —неисправность налицо, надо менять.
Проверка гидрокомпенсаторов
Теперь
устанавливаем кулачки распределительного вала по очереди кверху выступами и
проверяем зазор между ними и толкателями. Утапливаем подлежащий проверке
гидротолкатель при помощи деревянного клинышка и сравниваем скорость его
перемещения с другими. Если скорость выше, его нужно почистить от засора.
Способы устранения проблемы
Сначала
попробуйте полностью заменить масло в системе. Фильтр тоже лучше поменять на
новый. Если сразу после замены рабочей жидкости ГК еще гремит, в этом нет
ничего страшного — не все каналы еще успели заполниться маслом. Через некоторое
время шум должен прекратиться
Очень важно использовать масло, рекомендованное
производителем
Перед заливкой новой жидкости систему лучше
промыть.
Если
проблема не решена, можно попытаться восстановить старые ГК — их нужно
тщательно промыть керосином для удаления загрязнений на плунжерах. После
промывки ставим на место и проверяем на предмет шума. Каждый элемент должен устанавливаться
строго на свое место, путать их нельзя. Если шум продолжается, остается только
замена.
Промывка толкателя
Представим:
толкатели новые, масло заменено, а стучание продолжается. Почему так
происходит? Скорее всего, дело в забитых масляных каналах. Нужно промыть
головку блока цилиндров. Если и это не помогло, меняем масляный насос — это
крайняя мера. Впрочем, как правило, проблема решается путём замены масла или
промывки ГБЦ.
Шум
из ГК — явление, которое появляется не сразу, а постепенно, со временем он
только нарастает. Звук страшный и тревожный, но впадать в панику не нужно. У
вас точно есть время на то, чтобы доставить машину в сервис.
Почему стучат гидрокомпенсаторы
Появившийся характерный металлический стук, прежде всего, сообщает о возникновении зазора в ГРМ, который гидроопора не в состоянии компенсировать.
В зависимости от температуры мотора классифицируют возможные неисправности и проблемы, явившиеся поводом для возникновения стука гидрокомпенсаторов.
На холодную
Частыми причинами цокота гидроопор в только что заведённом двигателе могут быть:
- Попадание грязи внутрь компенсатора. По этой причине могут заклинить как плунжерная пара, так и шарик возвратного клапана. В обоих случаях гидротолкатель не будет выполнять своей функции.
- Грязное масло. Со временем в масле скапливаются продукты трения деталей и сажа. Всё это может забить масляные каналы, снабжающие рабочей жидкостью «гидрики». После прогрева двигателя текучесть масла повышается, и каналы постепенно промываются.
- Износ узлов гидротолкателя. Рабочий ресурс компенсатора – 50–70 тыс. км. В этот период на рабочих поверхностях могут наблюдаться повреждения, нарушающие их герметичность. В итоге в поршневой полости компенсатора отсутствует необходимое давление масла.
- Слишком вязкое масло. В этой ситуации до полного прогрева мотора масло в полном объёме не проникает в гидротолкатели, которые не могут выполнять свою функцию.
- Засорённый масляный фильтр. В этой ситуации холодное вязкое масло в необходимом объёме не в состоянии проходить через фильтр и поступать в головку двигателя. Иногда проблема исчезает после прогрева мотора.
- Закоксованность масляных каналов. Может возникнуть как в блоке цилиндров, так и в компенсаторе. В этой ситуации рекомендуется не пользоваться чистящими присадками. Поможет только механическая чистка после разборки.
На горячую
Причины стука гидрокомпенсаторов на холодном двигателе актуальны и для прогретого до рабочей температуры агрегата. Но есть проблемы, проявляющиеся только на горячую:
- Масло потеряло свои качества. После 5–7 тыс. км масло вырабатывает рабочий ресурс. Вязкость у него снижается. На холодную гидротолкатели не стучат. При разогреве мотора становится слышен стук, вызванный отсутствием масла в «гидриках» из-за низкого давления в системе смазки.
- Неисправный масляный насос. Не выдаёт рабочего давления. Масло до гидрокомпенсаторов не доходит.
- Критически низкий или чрезмерно высокий уровень масла. Обе ситуации чреваты вспениванием разогретого продукта и завоздушивания гидротолкателей. Попавший в компенсатор воздух при сжатии не образует нужного давления, появляется стук.
Видео: устройство, принцип действия, причины стука
Стук новых узлов
После установки новый гидротолкатель в течение 100–150 км пробега начинает стучать. Это связано с притиркой деталей, после которой стук пропадает.
Если при установке компенсатор не до конца посадить в колодец, масляный канал головки блока не совпадёт с отверстием в корпусе «гидрика». Масло не будет поступать в компенсатор, который сразу же застучит.
Иногда при установке толкателя внутрь колодца попадает грязь, забивающая масляный канал. В этом случае достают компенсатор, канал механически чистят.
Как устранить стук
Наиболее правильным способом устранения стука является выполнение полного ремонта, но следует испытать и другие варианты, например, промывка. Этот процесс требует хороших навыков работы и больших затрат энергии. Но промывка не дает полной гарантии на устранение причин шума, так как иногда эта причина скрывается не в самом компенсаторе, а в плохом качестве масла или в других неисправностях.
Бывают случаи, когда на холодном моторе имеется стук, а на горячем двигателе он отсутствует. В этом случае дело в нагретом масле. Это широко распространено среди водителей, и многие не обращают внимания на эту неисправность. Если после нагревания двигателя стук не проходит, то следует обращаться в автосервис, чтобы там выполнить профессиональный ремонт.
Если стук идет от одного компенсатора, то можно попытаться устранить стук таким методом:
- Повернуть коленчатый вал до момента открытия клапана, подходящего к стучащему компенсатору.
- Вращать клапан и пружину на угол, чтобы переместить детали, стоящие неверно.
- Запустить мотор. Если стук так и остался, то необходима более серьезная проверка двигателя.
Этот метод подходит на Приоре, а также на ВАЗ-2112. Если мотор стучит, будучи холодным, то ничего страшного в этом нет, так как масло еще густое, и стук исчезнет, когда двигатель нагреется. При стуках холодного двигателя эксплуатировать автомобиль допускается. А если клапана стучат при горячем двигателе, то необходимо поставить машину на ремонт. Если не затягивать, а сразу обратиться к специалистам для ремонта, то это не займет много времени, а стоимость ремонта будет не слишком высока.
Многие водители задаются вопросом, почему на Приоре стучат гидрокомпенсаторы. Сначала определяют, какой именно толкатель издает стук. Это определяется акустической диагностикой, либо отключением цилиндров поочередно.
Далее проверяют давление масла в двигателе. При низком давлении возможна замена маслонасоса. Но часто причиной становится само моторное масло, выбранное неправильно, либо залито не в полном объеме. Требуется заменить масло заданной заводом маркой, и изменить его вязкость путем добавления присадок, способных прекратить стук. Иногда видно, что в свечном колодце есть масло во время работы мотора с повышенной нагрузкой. Масло вытягивается шприцом, а свечи чистятся или заменяются новыми. Затем для образования нормального давления под крышкой компенсаторов необходимо нанести герметик, которого оказалось недостаточно во время сборки на заводе.
Итог
Несомненно, технология применения гидрокомпенсаторов, очень удобна. Ее применяют множество различных производителей в двигателях как для бюджетного так и для премиум сегмента. Но некоторые все так же используют технологию ручной регулировки клапанов, например компания Honda. Это связано с тем, что их моторы являются высоко оборотистыми, а как мы говорили ранее гидрокомпенсаторы, так же в механизме газораспределения банально мало места, так как там в большинстве случаев используется фирменная технология Vtec и для гидрокомпенсаторов очень мало места.
Если раньше, через определенное количество тысяч километров пробега, автомобиль нуждался в регулировке клапанов двигателя, то сегодня, такая необходимость к радости автовладельцев, практически отпала. В современных двигателях внутреннего сгорания, за оптимальную работу впускных и выпускных клапанов отвечают гидрокомпенсаторы.
Это, довольно-таки простые устройства, которые благодаря давлению масла, циркулирующего внутри двигателя, обеспечивают наиболее оптимальное прилегание клапанов и их нормальную работу, в целом. Тем не менее, и гидрокомпенсаторы имеют свой срок службы и более того, они могут выходить из строя, гораздо раньше, чем должны бы. И если хотя бы один гидрокомпенсатор начинает умирать, раздается стук.
Почему стучат гидрокомпенсаторы, и как отдалить момент, когда их придется менять, мы сейчас и расскажем.
Внутреннее устройство гидрокомпенсатора: 1 – кулачек распределительного вала; 2 – выемка в теле гидрокомпенсатора; 3 – втулка плунжера; 4 – плунжер; 5 – пружина клапана плунжера; 6 – пружина клапана газораспределительного механизма; 7 – зазор между кулачком распределительного вала и рабочей поверхности гидрокомпенсатора; 8 — шарик (клапан плунжера); 9 – масляный канал в теле гидрокомпенсатора; 10 – масляный канал в головке блока цилиндров; 11 – пружина плунжирной пары; 12 – клапан газораспределительного механизма.
И так, что может заставить гидрокомпенсаторы, стучать:
- недостаточная смазка;
- масло низкого качества;
- выработка собственного ресурса;
Остановимся на этих моментах подробнее. При недостаточной смазанности внутренних элементов гидрокомпенсатора, в частности плунжера, пружины и стаканов, может возникать не запланированное трение, которое и приводит к ускоренному износу гидрокомпенсатора. Поэтому, меняйте масло вовремя и следите за его уровнем. Это кстати продлит срок службы не только гидрокомпенсаторов, но и практически всех узлов и деталей мотора.
Второй момент, это качество масла. Если масло грязное, то каналы, по которым оно поступает в гидрокомпенсатор, будут засоряться. Тут и ухудшение смазки деталей компенсатора и ухудшение его работы, ведь этот узел, точнее его функционирование, завязано на давление масла, штатное давление, отвечающее заложенным в конструкцию параметрам. Соответственно, если масло чистое, то и каналы, по которым оно циркулирует, вполне проходимы и все работает как надо. Если же в потоке масла встречается сажа, окалина, а так же другие инородные включения, каналы будут засоряться. Отсюда ухудшение циркуляции масла, отсюда быстрый износ гидрокомпенсатора, отсюда нарушения в его работе. А такие нарушения, пусть поначалу и незаметно, но отражаются на работе двигателя, причем отражаются негативно.
Ну и конечно же, каким бы хорошим ни было масло, сколь много его не будет, а рано или поздно детали гидрокомпенсатора будут изнашиваться. Между тем, при нормальном уровне и качестве масла гидрокомпенсаторы ходят достаточно долго, без какого-либо обслуживания и контроля за ними.