В цехах, где производятся КПП ZF
Сейчас сборочный завод ZF Friedrich-shafen AG – одно из крупнейших промышленных предприятий Германии. Одна из самых сильных сторон деятельности компании ZF – механические и автоматические коробки передач (КПП), которые здесь выпускаются для грузовых автомобилей и автобусов. Разработкой, испытаниями и доводкой КПП занимается исследовательский центр, находящийся рядом с аэродромом, с которого 90 лет назад поднимались первые дирижабли графа Цеппелина. Сложные испытательные стенды, на которых новые кпп zf проходят многочасовые испытания, работают в автоматическом цикле без участия инженеров. Результаты тестов, по которым разрабатываются программы внесения изменений в конструкцию узлов и агрегатов, обрабатываются также в автоматическом режиме. В производственной программе компании ZF три семейства КПП для коммерческого транспорта: механические представлены серией Eco, автоматические – AS-Tronic. Автоматические КПП ZF семейства Ecomat-2 предназначены для автомобилей специального назначения и автобусов.
Механические коробки передач выпускаются компанией ZF более 80 лет. Серия Есо признана многими автомобилестроительными компаниями, выпускающими грузовые автомобили всех категорий полной массой от 6 до 60 т.
«Автоматы» тоже не новинки на конвейере во Фридрихсхафене – первая серийная автоматическая коробка появилась здесь 40 лет назад.
Устройство коробки передач МАЗ: разновидности и принцип работы
В этой статье мы расскажем, какие функции выполняет КПП в двигателе МАЗ, сделаем несколько рекомендаций по ремонту и также будет обозначена схема переключения передач МАЗ с делителем, которую вы сможете подробно рассмотреть и изучить.
Назначение КПП
В КПП находиться такой элемент, как шестерёнка, обычно их несколько, они соединены с рычагом управления передачами и именно за счёт их происходят переключения передач. С переключением передач регулируется скорость автомобиля.
То есть, иными словами, шестерёнки и есть передачи. У них разные размеры и разная скорость вращения. В процессе работы, одна цепляет другую. Система такой работы обусловлена тем, что большая шестерёнка цепляет меньшую по размеру, вращение увеличивается, а заодно и скорость автомобиля МАЗ. В случаях, когда малая шестерёнка цепляет большую, скорость, наоборот, падает. Коробка состоит из 4 скоростей плюс задняя. Первая считается самой низкой и с прибавлением каждой передачи автомобиль начинает двигаться быстрее.
Расположена коробка в автомобиле МАЗ между коленчатым валом и карданным. Первый напрямую идёт от двигателя. Второй напрямую связан с колёсами и приводит их работу в действие. Перечень работ, которые приводят к регулировки скоростей:
- Мотор задаёт движение приводному и коленчатому валу.
- Шестерёнки КПП получают сигнал и приходят в движение.
- Используя рычаг переключения передач, водитель выбирают необходимую скорость.
- Выбранная водителем скорость передаётся на карданный вал, который приводит колёса в действие.
- Автомобиль продолжает своё движение на выбранной скорости.
Схема устройства
Схема устройства переключения передач КПП с делителем на МАЗе непростая, но она очень поможет вам при совершении ремонтных работ. Ступенчатая коробка переключения передач на МАЗе состоит из таких элементов, как картер, валы, ступка, синхронизаторы, шестерёнки и другие не менее важные элементы.
9 ступенчатая
Такой агрегат устанавливают, в большинстве случаев, на грузовики или автомобили, которые будут подвергаться высокой проходимости.
9 ступенчатая КПП
8 ступенчатая
Этот агрегат, как и его предшественник, пользуется популярность среди машин с высокой грузоподъёмностью.
8 ступенчатая КПП
5 ступенчатая
Наиболее популярная, среди легковых автомобилей.
5 ступенчатая КПП
Рекомендации по ремонту
Хотите, чтобы ваша коробка с делителем сохранялась в хорошем состоянии долгие годы? Тогда за ней нужен уход и элементарные проверки. Необходимо следить за работой таких элементов, как шестерёнки, ступка, сам рычаг управления и так далее. Случилось так, что поломки уже не избежать? Мы дадим вам следующие рекомендации для самостоятельного ремонта:
подробно ознакомиться со схемой и инструкцией вашего механизма;
для того чтобы провести ремонт, в первую очередь необходимо снять коробку полностью и только после можно приступать к ремонту;
после того как вы вытащите её наружу, не спешите разбирать её полностью, иногда проблема находится на поверхности, обращайте особое внимание на все детали, если увидите подозрительное «поведение», то скорее всего проблема именно в этом элементе;
если же вам всё-таки придётся разбирать коробку полностью, складывайте все детали в порядке разбора, для того, чтобы не запутаться в момент, когда вы будете собирать её обратно.
КПП ЯМЗ 238 — с демультипликатором, схема, устройство — ТД Спецмаш
На многие автомобили минского автозавода устанавливаются двигатели завода ярославского. Чаще всего, это моторы 238-й и 239-й серии, под которые устанавливается соответствующая коробка передач. К примеру, схема ЯМЗ 238 в базе предусматривает установку такой же коробки. Вот о последней и будет наша статья…Если быть совсем точным, то мы расскажем кое-что о тех агрегатах, что оснащаются особым устройством, позволяющим расширить возможности стандартной коробки без излишнего вмешательства в конструкцию. Речь идет о КПП ЯМЗ 238 с демультипликатором повышения, или как его иначе называют делителем. Мы тоже будем использовать именно это слово, ведь на грузовых автомобилях часто используют еще одну дополнительную коробку, которую тоже называют демультипликатором, но у нее немного другая задача, и о ней мы поговорим в другой статье
По своей сути делитель, это такая же коробка передач, только имеет она всего две скорости – стандартную (прямую), при которой крутящий момент передается так же, как и при обычном режиме работы, и повышенную, при которой крутящий момент по значению является средним для двух соседних чисел. То есть, например, крутящий момент третьей передачи при включенном демультипликаторе-делителе будет равняться среднему арифметическому между крутящими моментами третьей и четвертой прямых передач.
Таким образом, конструктивная схема КПП ЯМЗ 238 остается практически неизменной, а так как делитель устанавливается перед основной коробкой, то и количество выходных скоростей остается прежним. Но за счет использования делителя водитель получает дополнительное преимущество – появляется возможность более точно регулировать мощность двигателя в соответствии с нагрузкой и скоростью движения.
Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич |
Подобный контроль позволяет снизить общий расход топлива и заодно бережет детали основной коробки. Впрочем, если вы с нами, то о запчастях для КПП ЯМЗ 238, а также о запчастях к демультипликаторам и делителям вы можете не беспокоиться – что бы вам не понадобилось в «СпецМаше» эта деталь найдется обязательно.И не беспокойтесь о качестве запчастей, ведь оно проверенно многими специалистами, среди которых были и представители Ярославского Моторного. А что касается цен на нашу продукцию… так мы ведь не посредники, и нам не нужно их «задирать», поэтому большинство запчастей стоят дешевле, чем на самом ЯМЗ. Можете проверить!
Схема реле УРАЛ 4320
Верхний блок предохранителей защищает: 1- я вставка — цепь противотуманных фар; 2 — я вставка — цепь лампы фар-прожектора: 3 — я вставка — цепь переносной и подкапотной ламп, цепь питания блоков контрольных ламп; 4 — я — цепь лампы плафона кабины, фонарей знака автопоезда и ламп «стоп-сигнала»; 5 — я — цепь электродвигателя отопителя и фонаря заднего хода; 6 — я — цепь питания приборов и зуммера.
Нижний блок защищает цепи: 1- я вставка — левого габаритного огня; 2 — я — правого габаритного огня и освещения приборов; 3 — я — ближнего света левой фары; 4 — я — ближнего света правой фары; 5 — я — дальнего света левой фары; 6 — я — дальнего света правой фары
Технические характеристики КПП ZF
Механическая шестнадцатиступенчатая, состоящая из основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора
Макс, входной крутящий момент. Н.м
Передаточные числа (в скобках для коробок передач с высшей прямой передачей)
Роликовые игольчатые с сепараторами без колец
Инерционного типа, муфтовые со стальными фрикционными кольцами, покрытыми молибденом
С косыми зубьями, постоянного зацепления
Бесконтактный, индуктор 6 выступов
Система смазы вания
Все детали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач, делителя и демультипликатора имеют, кроме того, дополнительную подпитку от масляного насоса
Сзади от торца промежуточного вала основного редуктора
Механическое, с дистанционным приводом для основного редуктора
(возможен вариант с сервоусилителем), пневматическое преселектор-
ное для делителя, пневматическое для демультипликатора
Усилие на рычаге переключения
Коробка передач
состоит из следующих основных узлов: основного четырехступен чатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора. Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя передача — зубчатой муфтой. Демультипликатор — планетарный, автоматически переключается с помощью пневматического клапана муфтовым синхронизатором при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот.
Делитель передач
— механический, состоит из одной пары цилиндрических шесте рен и синхронизатора. Управление делителем пневматическое.
Включение передач производится механически, через двойное Н-включение. Оно де лится на 5 находящихся рядом друг с другом дорожек. На дорожках 3-4 или 5-6 находится
нейтральное положение рычага.
Пружинные фиксаторы постоянно прижимают рычаг к нейтральному положению. Пневматическое переключение демультипликатора происходит автоматически при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот.
Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением переключателя пневматического крана, установленного в рукоятке рычага переключения передач, в положение В или Н Передача в делителе переключается после нажатия на педаль сцепления. Смотря по условиям использования транспортного средства, можно на любой передаче поль зоваться делителем.
Сервоусилитель состоит из управляющего блока и двухпозиционного цилиндра. Включение передач в коробке передач производится как было описано выше, только с пнев матическом усилением.
Экология
Концерн ZF специально разработал компактный гибридный модуль для дополнительного варианта новой 8-ступенчатой коробки передач с двойным сцеплением. Он включает демпфер крутильных колебаний, разделительную муфту вместе с актуаторами, электродвигатель и может быть интегрирован в картер сцепления. Этот никак не сказывается на габаритах коробки передач, но повышает ее эксплуатационные характеристики.
Максимальная мощность 100 кВт, постоянная продолжительная мощность 55 кВт и крутящий момент 400 Нм позволяют автомобилю в полностью электрическом режиме развивать скорость до 140 км/ч. Разумеется, эта технология позволяет реализовать все остальные функции гибридного привода, включая рекуперацию энергии при торможении и режим поддержания уровня заряда.
Компактный гибридный модуль встроен в новую 8-ступенчатую коробку передач с двойным сцеплением. Имея максимальную мощность 100 кВт, постоянную продолжительную мощность 55 кВт и крутящий момент 400 Нм, он обеспечивает разгон автомобиля в полностью электрическом режиме до 140 км/ч
МАЗ-54329: Установка двигателя, КПП и заднего моста от Рено Мажор
Мой знакомый, предприимчивый украинский водитель, поездив по холмам Западной Украины на своем МАЗ-54329 и осознав недостатки машины, решил разобраться с ними раз и навсегда. Он не стал идти длинным путем и постепенно улучшать свой автомобиль шаг за шагом, а решил избавиться от всех проблем разом.
Взял с Рено Мажор двигатель МИДР-062045 мощностью 338 л.с., КПП Renault В-18 и задний мост. Интеграция двигателя и КПП на раму МАЗа, производилась с использованием кронштейнов от Рено Мажор. Генератор был взят с МАЗа.
Задний мост заимствован целиком, благо он был с рессорной модификации Мажора и особых сложностей с его установкой не возникло.
В принципе, можно было оставить и МАЗовский мост, только следовало бы подобрать редуктор с передаточным числом 4,84.
Пришлось использовать тормозные трещотки от МАЗа и переделывать тормозные валы, т.к. шлицы на трещотках МАЗа и Рено разные. Для того, чтобы использовать МАЗовский кардан, пришлось точить проставки между фланцем кардана, фланцами КПП и заднего моста.
Радиатор и интеркулер также были взяты с Рено Мажор. Кулиса переключения передач была собрана из частей кулис от МАЗа и Мажора. Все остальное подгонялось по месту.
Месяц знакомый занимался переоборудованием машины, периодически слушая скептические замечания друзей и наконец, пришло время первого выезда.
Выезд показал, что все труды не прошли даром. Пустой автомобиль в сцепке с трехосным полуприцепом, укладывался в 25 литров, а груженый 22 тоннами, имел расход топлива в районе 32-34 литров.
За один год эксплуатации, автомобиль за счет меньшего расхода солярки, целиком окупил приобретение б/у запчастей и месяц простоя при переоборудовании. На трассе, грузовик стал гораздо легче преодолевать затяжные подъемы и позволял по тем же самым маршрутам двигаться с более высокой скоростью.
Импортная КПП Renault В-18 за счет грамотно подобранных передаточных чисел, позволяла пользоваться делителем на низшем и высшем диапазоне демультипликатора и во многих случаях, давала возможность не переходить на пониженную передачу в основной коробке.
Более наглядно оценить изменения в поведении автомобиля помогут цифры. Для этого, нужно составить таблицу скоростей МАЗ-54329 с передаточным числом главной передачи равной 7.14 и родной КПП ЯМЗ-236 на резине ИД-304, статистическим радиусом 0.526 м.
Как видно из таблицы на МАЗе максимальная скорость равна 89,07 км/ч. В связи с малым количеством передач, диапазон скоростей очень узкий.
Для сравнения, просчитаем таблицу скоростей для модернизированной машины МАЗ, имеющей задний мост с передаточным числом равным 4.88 и шины с размерностью 295/80-22.5, статистическим радиусом 0,491 м.
Максимальная скорость сразу резко возросла до умопомрачительной величины и теперь равна 147,05 км/ч. Скорости прямо легковые, но двигатель имеет 160 кг/м крутящего момента.
Если взять МАЗ до переделки, то его скорость с 1 000 оборотов до 1 700 оборотов коленвала на 5-ой передаче, была в диапазоне от 40 до 72 км/ч. На модернизированном же автомобиле, скорость в этом же диапазоне оборотов, будет уже от 58 до 100 км/ч.
Таким образом, переделка автомобиля значительно прибавила ему прыти. К этому также следует добавить, что длинноходный двигатель Рено Мажор, гораздо лучше справляется с возможными нагрузками в ходе движения, а многоступенчатая КПП позволяет комфортно работать на всем диапазоне скоростей. В таблицах, разница в технических данных видна невооруженным взглядом.
Единственная неприятность, которая появилась после переоборудования машины — это пониженное давление масла в двигателе. Проведя анализ проблемы, удалось найти причину.
Кусочек уплотнительного герметика, попал под редукционный клапан масляного насоса, что и стало причиной низкого давления. В целом же, переделкой знакомый остался полностью доволен.
Источник статьи: http://capfa.ru/1361-maz-54329-ustanovka-dvigatelya-kpp-i-zadnego-mosta-ot-reno-mazhor.html
Составляющие части КПП МАЗ
КПП транспортного средства (МАЗ) включает несколько шестеренок, которые соединены с рычагом управления передачами. Каждая из имеющихся шестеренок выполняет свою функцию, вращается с определенной скоростью, обеспечивая эффективное управление машиной.
Производитель расположил коробку в автомобиле МАЗ между коленчатым и карданным валом. Коленчатый вал представляет собой комплектующую деталь, характеризующуюся сложной формой исполнения. К производству данного элемента предъявлялись высокие требования. Карданный вал является не менее надежным рабочим механизмом, функция которого заключается в передаче момента силы между валами.
Привод коробки передач
Помимо валов, ступенчатая коробка передач на МАЗе включает картер, ступку, синхронизаторы. Регулировка скоростей на машине осуществляется путем смены передач. Взаимодействуя между собой шестеренки способны как увеличивать, так и уменьшать скорость МАЗа. Эффективно срабатывает рычаг с делителем передач.
Схема КПП МАЗ
Воздухораспределитель КПП МАЗ предназначен для переключения воздушных потоков. Устройство размещено в верхней крышке картера.
Раздаточная коробка МАЗ представляет собой сложный механизм, который обеспечивает блокировку колес, влияет на изменение передач.
КПП МАЗ с демультипликатором включает приводную шестерню промежуточного вала, который оснащен демпфером. Демпфер способствует уменьшению колебаний. Подушка МАЗ способствует подавлению шумов со стороны КПП во время езды.
Схема демультипликатора
Варианты КПП для большегрузных авто
8-ми ступенчатая КПП МАЗ характерна для транспорта, который имеет высокую грузоподъемность.
9-ти ступенчатые версии устанавливаются не только на мощные грузовики, но и на обычные автомобили.
5-ти ступенчатые КПП присутствуют на автомобиле МАЗ-500 с дизелем ЯМЗ-236.
5 ступенчатая КПП
16-ти ступенчатые версии встречаются на самосвалах, автомобилях КамАЗ. Масса коробки при этом превышает 250 кг. КПП ЗФ16S имеет переходную плиту, которая сообщается с двигателем, коробкой передач.
Перечисленные версии отличаются большой надежностью, продолжительной рабочей способностью.
Автомобиль МАЗ с КПП ZF решают приобрести те, кто хочет насладиться полноценной ездой как в городских условиях, так и по пересеченной местности. Нередко данный тип КПП встречается на снегоуборочной технике.
Как правильно установить КПП ЗФ на МАЗ 238
Установка коробки передач ЗФ на МАЗ 238 требует определенных навыков и знаний. В этом разделе мы расскажем вам о правильном порядке действий для установки данной КПП.
1. Подготовка
Перед началом процесса установки КПП ЗФ необходимо провести следующие шаги:
- Подготовьте все необходимые инструменты и оборудование, включая подъемник или яма для доступа к нижней части автомобиля.
- Проверьте наличие новой КПП ЗФ и убедитесь в ее соответствии МАЗ 238.
- Убедитесь, что вы имеете техническую документацию или руководство пользователя для установки КПП.
Эти шаги помогут вам быть готовыми к установке КПП ЗФ на МАЗ 238.
2. Установка
Вот основные шаги установки КПП ЗФ на МАЗ 238:
Поднимите автомобиль с помощью подъемника или установите его на яму для доступа к нижней части автомобиля.
Сначала снимите старую КПП, отсоединив соединительные и крепежные элементы. Помните, что процесс снятия может различаться в зависимости от типа автомобиля и установленной КПП.
Проверьте, все ли соединительные и крепежные элементы удалены с коробки передач.
Установите новую КПП ЗФ, следуя инструкциям производителя и используя необходимые инструменты и крепежные элементы
Обратите внимание на правильную ориентацию и позиционирование КПП. Подключите все соединительные элементы, проверьте их надежность и правильность установки
Проверьте уровень масла в КПП и добавьте его при необходимости.
Осмотрите все соединительные и крепежные элементы в других частях автомобиля и убедитесь, что они надежно закреплены.
Опустите автомобиль с помощью подъемника или выйдите из ямы.
После завершения установки КПП ЗФ проведите тестовую поездку, чтобы убедиться, что КПП функционирует нормально. Если возникают какие-либо проблемы, обратитесь за помощью к специалистам или авторизованному сервисному центру.
Важно помнить, что процесс установки КПП ЗФ может требовать определенных навыков и опыта, поэтому, если вы не уверены в своих способностях, лучше обратиться к профессионалам
Модификации
Каждая модель отличается по техническим показателям и габаритным параметрам, а также по стоимости транспорта. На каждом самосвале установлены разные двигатели и коробки передач.
К модификациям этого транспортного средства относятся: 551603, 551608, 5516А5, 5516Х5 и МАЗ-5516А8-336.
МАЗ-551603
Колесная формула | 6х4 |
Наибольшая грузоподъемность | 20 000 кг |
Снаряженная масса | 12 700 кг |
Нагрузка на передний ведущий мост | 7 000 кг |
Нагрузка, оказываемая на заднюю телегу | 26 000 кг |
Модель силового агрегата | ЯМЗ-236БЕ2 |
Тип используемой топливной жидкости | Дизель |
Рабочий объем мотора | 11,15 л |
Мощность автомобиля | 250 л. с. |
Турбонаддув | Есть |
Количество цилиндров | 6 |
Расположение цилиндрических элементов | V-образное |
КПП МАЗ-551603 | ЯМЗ-238М |
Тип коробки передач | Механическая |
Количество передач | 8 |
Диапазон трансмиссии | 7,3-0,71 |
Передаточное число | 7,14 |
Объем топливного бака | 350 л |
Средний расход топлива | 32 л на 100 км |
Максимальная скорость движения | 81 км/ч |
Тип переднего подвесного механизма | Рессорный |
Задняя подвеска | Рессорно-балансирная |
Размер шин | 8,5-20 |
Тип колес | Пневматические |
Площадь грузовой платформы | 10,1 см2 |
Параметры платформы | 1,1х2,3х4,44 м |
Объем кузовной части | 10,5 м3 |
Международный экологический стандарт | Евро-2 |
Диаметр цилиндрических элементов | 12 см |
Ход поршневой части | 13 см |
Межосевой блокиратор колес | Есть |
Тип кабины | Откидная |
Температурный режим | -30…+30°С |
Вес | 33 000 кг |
МАЗ-551608
Технические параметры модификации МАЗ-551608-236:
Колесная база агрегата | 6х4 |
Расстояние дорожного просвета | 0,3 м |
Колея по передним колесам | 2,4 м |
Колея по задним колесам | 1,5 м |
Размер шин | 12.00R20 |
Масса снаряженного автомобиля | 14000 кг |
Давление, оказываемое на переднюю ось | 7000 кг |
Давление на заднюю телегу | 26000 кг |
Тип двигателя | Турбированный |
Модель мотора | ЯМЗ-7511.10 |
Мощность силового агрегата | 400 л. с. |
Номинальная частота вращения коленчатого вала | 2100 оборотов в минуту |
Крутящий момент | 1785 Нм |
Частота вращения на холостом ходу | 2300 оборотов в минуту |
Модель коробки передач | ЯМЗ-239 |
Количество передач | 9 |
Передаточное число | 5,49 |
Тип сцепного механизма | Дисковый |
Механизм рулевого управления | Пневматический гидроусилитель руля |
Межколесный блокиратор | Есть |
Межосевой блокиратор | Есть |
Давление в шинах транспорта | 6 кгс/см2 |
Тип КПП | Механическая |
Масса | 33000 кг |
Спальное место | Есть |
Средний расход топливной жидкости | 32 л на 100 км |
Тип колес | Пневматические |
Площадь грузовой платформы | 11 см2 |
Рабочий объем двигателя | 11,2 л |
Тип используемого топлива | Дизель |
Максимальная скорость движения | 80 км/ч |
МАЗ-5516А5
На рынке представлено несколько моделей этой модификации.
МАЗ-5516А5-380 — это самосвал, который предназначен для перевозки различных сыпучих материалов. Максимальная грузоподъемность этой модели составляет 20 000 кг. Такой транспорт отличается хорошим уровнем проходимости. На нем установлен мощный двигатель и девятиступенчатая коробка передач. Мощность силового агрегата составляет 330 л. с.
Она оборудована просторной двухместной кабиной, рессорными подвесными механизмами, пневматическим гидроусилителем руля. Рекомендуемое масло для заливки в двигатель — ЛУКОЙЛ-авангард.
Технические особенности shaanxi
Коробка состоит из горизонтальных промежуточных валов. Предусмотрен планетарный демультипликатор.
Поток мощности перенаправляется с первичного вала на промежуточный. Демультипликатор позволяет существенно снизить нагрузку на шестеренки КПП shaanxi 8 ступки.
Наличие двух промежуточных валов обеспечивает долговечность узла. Снижается межосевое расстояние, а также уменьшаются габариты и вес узла. Шестерни вторичного вала находятся в плавающем состоянии.
В коробке подшипники качения заменены на высокопрочные втулки из бронзы. Смазка деталей осуществляется разбрызгиванием.
В КПП Шанкси передвижение вилки выполняется за счет блокирующей муфты.
Синхронизаторы упрощают переключение передач. Исключено столкновение шестеренок. Снижается шум при переключении скоростей.
В механизме используются инерционные синхронизаторы с блокирующим кольцом. Запчасть имеет отличные технические характеристики.
Вы можете купить КПП shaanxi FastGearбез масляного насоса. Такие коробки отличаются долговечностью и живучестью.
Благодаря модульной конструкции коробка передач легко снимается. Во время ремонта вы быстро демонтируете необходимую деталь.
Эксплуатация КПП shaanxi
Перед использованием узла необходимо тщательно изучить схему КПП Шанкси. Следует переключать передачи в соответствии с указаниями производителя.
Смену движения вперед-назад производят только при полной остановке автомобиля.
При спуске по склону запрещено переключать передачу с высокой на низкую. Выбирайте рабочий режим трансмиссии в зависимости от дорожных условий.
Если вы недавно купили КПП Шанкси, рекомендуем поменять масло после 2000-5000 км пробега. Последующую замену выполняют через каждые 50000 км.
Также необходимо следить за состоянием коробки и отсутствием подтеков. Проверяйте уровень масла каждые 10000 км пробега. Температура смазки не должна превышать 120 градусов.
Правильно подобранный ряд передаточных чисел позволяет избежать перегрузок. Снижается риск поломок, а также экономится топливо.
Благодаря продуманной схеме КПП Шанкси передачи легко переключаются.
Трансмиссия компактная и удобная. Предусмотрена самая низкая передача для эксплуатации в тяжелых условиях.
Через каждые 20000 км пробега необходимо проверять сетку фильтра регулятора. Периодически следите за состоянием отверстия сапуна.
Ищите КПП Шанкси? Загляните в наш каталог запчастей для грузовых автомобилей.
Источник
Устройство и принцип работы
Каждая разновидность коробки передач ZF на КамАЗ имеет свое устройство. Так, 6-ступенчатые модели ZF 6S — механические, имеют синхронизаторы на 1, 2, 3, 4, 5 и 6 передачах.
КПП ZF 9S1310 включает:
- 4-ступенчатый редуктор с пониженной скоростью и обратным ходом с кулачковыми муфтами;
- планетарный демультипликатор, удваивающий количество передач.
В результате образуются 9 скоростей для езды передним ходом и 1 — задним. 4-ступенчатая часть характеризуется механическим переключением и имеет сервошифт. Схема переключения передач — «двойное Н» или «каскадное Н».
Демультипликатор имеет клапан и пневмоцилиндр двойного действия и обеспечивает:
- при «двойном Н» — автопереключение при перемещении из ряда 3/4 в 5/6 и наоборот;
- при «каскадном Н» — преселекторное переключение на рычаге переключения передач.
В коробках передач ЗФ Ecomid шестерни приводятся в действие синхронизаторами, процесс осуществляется такими способами:
- без двойного выключения сцепления при установке с низших на высшие скорости;
- без участия акселератора и выключения сцепления при переходе с высших на низшие передачи.
КПП ZF 16 была создана для тяжелых грузовиков, ведь чем больше дифференциация ступеней, тем меньше нагрузки оказывается на двигатель, автомобиль быстрее разгоняется. Конструкция коробки передач зф 16 с 151 предполагает наличие синхронизатора, что намного упрощает процесс переключения передач, продлевает срок работы двигателя, сцепления и самой КПП.
16-скоростная модель КПП ZF 16S151 состоит из:
- редуктора;
- демультипликатора;
- переднего делителя.
Редуктор представляет собой синхронизированный узел с 4 передачами, имеющий переключающие валы заднего или переднего моста, сервоустройство Servoshift. Включение задней скорости обеспечивается зубчатой муфтой, установка передач — по схеме «двойное Н» или «налагающееся Н».
Демультипликатор переключает скорости в 2 режимах:
- при переходе между 3/4 и 5/6 и наоборот, осуществляемом по схеме «двойное Н»;
- с помощью преселектора по схеме «налагающееся Н».
Сервошифт — пневмомеханический орган управления с главным цилиндром.
Для осуществления переключения необходимо пневмоусиление. КПП может быть укомплектована коробкой отбора мощности и гидродинамическим тормозом-замедлителем. При большем количестве скоростей уменьшается нагрузка, перемещение транспорта по дороге становится ровнее, на 15% понижается расход топлива.
Когда вес имеет значение
В семейство самых больших механических КПП ZF Ecosplit входят две модели – 12- и 16-ступенчатая. Первая предназначена для эффективной передачи крутящего момента в диапазоне 1200…2250 Н·м, а более мощная вторая передает до 2750 Н·м. Они выпускаются в версиях direct drive (DD) или overdrive (OD). За 25 лет выпуска коробок этой серии ими оснащено более 1 млн грузовых автомобилей. Шестнадцатискоростные КПП ZF выпускаются четырех типов: 16S151, 16S181, 16S221, 16S251. Коробка передач ZF Ecosplit состоит из 4-скоростного редуктора, делителя передач, установленного спереди, и планетарного демультипликатора, установленного сзади, который служит для удвоения числа передач для движения вперед с 4 до 8. Делитель передач еще раз удваивает эти 8 передач. Он имеет две передачи (низшую и высшую), используя пары шестерен постоянного зацепления – одну или две. Таким образом, коробка всего имеет 16 передач вперед с небольшой разницей передаточных отношений между соседними передачами и 2 – назад. Небольшая разница передаточных отношений соседних пар коробки Ecosplit позволяет выбрать оптимальный режим движения в экономичном диапазоне числа оборотов двигателя. Кроме того, это облегчает управление КП и снижает уровень шума.
При схеме переключения «два Н» каждая из 8 передач для движения вперед и задний ход имеет свое собственное положение, изображенное на схеме. Нейтральные положения на линиях 3…4-й и 5…6-й передач.
Передачи делителя (B или Н) предварительно выбираются переключателем, кран срабатывает при выжимании сцепления. Разные усилия сопротивления пружин позволяют водителю хорошо чувствовать процесс переключения.
Коробки передач Ecosplit третьего поколения отличаются универсальностью применения и совместимостью с большим числом дополнительных агрегатов. Их можно, например, совместить с гидромуфтами WSK 400 или 440 и со встроенным вторичным замедлителем. КПП ZF Ecosplit могут поставляться со встроенными системами замедления Interder-2. Коробки этого семейства, наиболее полно отвечающие условиям эксплуатации грузовых автомобилей отечественного производства, применяются на автомобилях Минского автомобильного и Минского колесных тягачей , КамаАЗах, УралАЗах.
Разрабатывая автоматические КП (АКП) для тяжелых грузовых автомобилей, компания ZF спроектировала агрегаты, совмещающие отработанную технологию производства трансмиссий и современные электронные средства управления. Семейство автоматических коробок передач для автомобилей полной массой более 16 т называется AS-Tronic. Их конструкция позволяет водителю в любой момент перейти с автоматического режима работы трансмиссии на ручной и обратно.
В семейство входят два типа КПП ZF – 12-ступенчатая 12 AS 2301 и 16-ступенчатая 16 AS 2601. Первая комплектуется с силовыми агрегатами мощностью до 450 л.с. и крутящим моментом до 2300 Н·м. Вторая позволяет передавать момент до 2600 Н·м и мощность до 550 л.с. Конструктивно обе коробки выполнены по схеме с двумя промежуточными валами, встроенным делителем и планетарным демультипликатором.
Электронный блок управления КП постоянно связан с системами EDC, ABS, ASR через шину управления CAN.
В зависимости от замысла конструктора и дизайнера управление трансмиссией может осуществляться либо обычным рычагом, комбинацией рычага и переключателя режимов или рычагом, установленным на рулевой колонке. Оно включает комплекс самодиагностики с отображением состояния трансмиссии и выбранной передачи на информационном дисплее.
Коробки можно комплектовать валами отбора мощности с приводом от сцепления или выходного вала КП. Их также можно дополнять интардером, развивающим тормозную мощность до 500 кВт. В интардере нет вспомогательного контура циркуляции охлаждающей жидкости, а для охлаждения гидравлической жидкости используется встроенный теплообменник.
Основные элементы
КПП МАЗ включает в себя первичный вал с шестеренкой, монтируемый на картере с подшипниками шарикового типа. Кроме того, имеется промежуточный вал. Спереди это выглядит как устройство на цилиндрическом роликовом подшипнике, а сзади — как шариковый аналог. Отсек заднего элемента защищен крышкой из чугуна, шестерня первой и задней передачи нарезана прямо на валу, а остальные диапазоны и отбор мощности осуществляются через приводные шестерни, установленные на шпонках.
КПП МАЗа с демультипликатором оснащена приводной шестерней промежуточного вала с демпферным гасителем. Это позволяет уменьшить колебания, трансформируемые от силового агрегата к передающей коробке. Кроме того, такое решение дает возможность снизить шум функционирования шестерни на холостых оборотах. Необходимость монтажа гасителя обусловлена недостаточной равномерностью работы мотора типа ЯМЗ-236.
Зубец шестеренки изготовлен отдельно от ступицы. Отсоединяется он при помощи шести пружин цилиндрического типа. Остаточные колебания гасятся посредством деформации пружинных элементов и трения в демпферном узле.